Ещё
геополитика Ср. Азии и Бл. Востока Указал kojemyakinПровокация в эфире
Иран и шиизм vs. Суннизм
Таджикско-иранские отношения продолжают осложняться. Государственное телевидение Таджикистана обвинило Тегеран в организации заказных убийств 1990-х годов и нападений на российских военнослужащих.
©По теме:
«Арабское НАТО», в т.ч.
Казахстан /
Узбекистан Президент Таджикистана Эмомали Рахмон с официальным визитом в Саудовской Аравии. С наследным принцем Мухаммадом ибн Салманом Аль Саудом, 2-3 январz 2016
За очередным витком кризиса может стоять Саудовская Аравия, заинтересованная в снижении влияния Ирана в регионе.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ скандалы, вызванные телевизионными передачами, случаются не так часто. Однако таджикские власти приложили максимум усилий для того, чтобы количество подобных эпизодов стало больше. Вечером 8 августа государственный телеканал выпустил в эфир 45-минутный документальный фильм, подготовленный, как указано в титрах, министерством внутренних дел. Сюжет основан на показаниях трёх человек: Тагоймурода Ашрапова, Абдукодира Абдуллоева и Саймухриддина Кудратова. Перед камерами они выступают в наручниках, с явно заранее заученным текстом.
По утверждению героев фильма, они являлись активистами оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и в 1990-х годах проходили военную подготовку в Иране. Получив там «профессию» киллеров, Ашрапов, Абдуллоев и Кудратов вернулись на родину, где поступили в распоряжение Абдухалима Назарзоды. Напомним, что последний, находясь в должности заместителя министра обороны, в 2015 году поднял мятеж и вскоре был ликвидирован вместе с несколькими сторонниками. Эти события послужили поводом для закрытия ПИВТ и ареста её руководителей.
Далее в фильме рассказывается, как по распоряжению Назарзоды киллеры осуществили множество заказных убийств. Среди жертв преступной группировки оказались экс-спикер парламента Сафарали Кенджаев, журналист и политик Отахон Латифи, советник президента Карим Юлдашев, учёные Юсуф Исхаки, Минходжа Гулямов и Мухаммад Осими, писатель Сайфулло Рахимов, а также почти 20 офицеров 201-й российской дивизии, нёсших службу в Таджикистане. Все эти покушения якобы финансировались Ираном с целью дестабилизации республики. «Перед нами поставили задачу усиливать напряжение в обществе», - говорит Тагоймурод Ашрапов.
Фильм оставляет впечатление грубо слепленной пропагандистской поделки. На трёх «киллеров» повесили все нераскрытые громкие убийства, совершённые в период с 1992 по 2001 год. Серьёзные сомнения вызывает руководящая роль Назарзоды. Действительно, в самом начале гражданской войны он воевал на стороне оппозиции, но видных должностей не занимал, а в 1992-м и вовсе перебрался в Казахстан, где занялся бизнесом. Карьерный взлёт Назарзоды начался после мирного соглашения 1997 года, когда он вошёл в состав вооружённых сил Таджикистана и сблизился с властью.
Наконец, откровенным домыслом являются деструктивные действия Тегерана. Иранское руководство сыграло ключевую роль в урегулировании конфликта, а после его окончания активно помогало восстанавливать разрушенную экономику республики. Обвиняя Тегеран, авторы фильма и те, чей заказ они выполнили, хотели не только перечеркнуть страницы таджикско-иранского сотрудничества, но и вбить клин в отношения между Ираном и Россией.
Посольство Ирана в Таджикистане выступило с протестом, заявив, что в основе документального фильма лежит ложная информация. Но официальный Душанбе вряд ли выступит с извинениями. Последний демарш - далеко не первый в переживающих кризис отношениях двух стран. В 2013 году в Иране был арестован бизнесмен Бабак Занджани, которого обвинили в многомиллиардных хищениях и выводе средств через Национальный банк Таджикистана. Однако в острую фазу конфликт вступил в конце 2015-го, когда лидер запрещённой к тому времени ПИВТ Мухиддин Кабири принял участие в организованной Ираном конференции «Исламское единство». Тегеран был обвинён в «пособничестве террористам», таджикские власти стали закрывать иранские благотворительные организации и совместные предприятия.
Также официальный Душанбе выступил против превращения Ирана в полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Совсем недавно, в начале августа, министр транспорта Таджикистана Худоёр Худоёров обвинил Исламскую Республику в срыве проекта строительства железной дороги Китай - Киргизия - Таджикистан - Афганистан - Иран. По его словам, Тегеран должен был направить 1 миллион долларов на разработку технико-экономического обоснования, однако выделил только 200 тысяч.
Но таковы факты, лежащие на поверхности. За их фасадом скрывается противостояние региональных и мировых держав. На протяжении довольно длительного времени лишить Иран влияния в Таджикистане и во всей Центральной Азии пытается Саудовская Аравия. Щедрыми подачками королевство покупает лояльность местных властей. Любопытно, что незадолго до выхода в эфир скандального фильма президент Таджикистана Эмомали Рахмон имел телефонный разговор с саудовским монархом Салманом Аль Саудом. По данным пресс-службы главы республики, стороны обсудили перспективы отношений двух стран и отметили необходимость их поддержания на высоком уровне. Кроме того, Рахмон пригласил короля посетить Таджикистан с официальным визитом.
Не исключено, что «телевизионным демаршем» Эр-Рияду была продемонстрирована готовность Душанбе к углублению сотрудничества. Другим «зайцем», которого решили «убить» таджикские власти, стала ПИВТ. В настоящий момент Таджикистан добивается её включения в перечень террористических организаций ШОС. Но, как бы то ни было, стабильности и миру в регионе такие необдуманные шаги способствовать точно не будут.
Сергей Кожемякин ака
kojemyakinсоб. корр. «Правды», г. Бишкек, №94(30591), 29-30 августа 2017