Русские философии. Кружки́ любомудров 20-х годов XIX века

Aug 26, 2017 23:01

Ещё из русских идей

История русской философии. Лекция №4. Философские кружки 20-х годов XIX века
Курс «История русской философии»: 14 лекций философа Алексея Козырева о зарождении философии на Руси и ее развитии вплоть до ХХ века

Философ Алексей Козырев о кружке любомудров, детском восприятии мира и русском философском романтизме. ©Ещё в курсе



___

Кто входил в общество любомудров? Каковы были основные идеи их философии? Каковы идеи сборника философских эссе «Русские ночи»? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.
Алексей Козырев - кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ, заместитель декана философского факультета МГУ.


История русской философии. Философские кружки 20-х годов XIX века / Алексей Козырев

image Click to view


___
- Кружок любомудров возник в Москве в начале 20-х годов. В него входили выпускники университетского пансиона, где директором был Прокопович-Антонский, ученик Новикова и московского кружка розенкрейцеров конца XVIII века. Мы видим прямую преемственность от филантропического мистицизма XVIII века, в том числе и в книгах, источниках, в круге чтения.

- Любомудры увлеклись философией как метафизикой. Они весьма пренебрежительно относились к социальной философии, и в «Русских ночах» мы видим замечательный памфлет «Город без имени», который обращен к Иеремии Бентаму, к прагматизму. Город, который ищет только практическую пользу, который живет только прибылью, в конце концов погребается под вулканическим пеплом. Происходит извержение вулкана, погибают почти все жители, и остается одна-единственная газета, которая выходит на утро с объявлением о том, что из вулканического материала тоже можно делать какие-то полезные изделия.

- Любомудры не были банальными последователями Шеллинга и немецкого идеализма. Они были наследниками русских мистиков, масонов, поэтому им были интересны и другие направления. Например, испанский мистик Мартинес де Паскуалис, о котором Одоевский вспомнит в личном разговоре с Шеллингом в 1841 году.

© ПостНаука, 26 февраля 2014

западники и славянофилы, москва, писатели и поэты, идеология и власть, русский мир, общество и население, версии и прогнозы, эпохи, германия, мистика и оккультизм, национализм, секты и ордена, менталитет, образование и воспитание, масоны, интервью и репортаж, русские и славяне, европа, мнения и аналитика, 18-19-ее века, национальная идея, книги и библиотеки, культура, биографии и личности, запад, народ и элиты, ученые, мудрость и философия, традиции, российская империя, известные люди, история, видео, балканы

Previous post Next post
Up