Что же вы наговорили и натворили, Ольга Юрьевна, или Год министра Васильевой / С критикой статьи

Aug 18, 2017 19:14

Ещё об реформах образования в России

Теология, астрономия, служение
«Ъ» подводит итоги года работы Ольги Васильевой с образованием и наукой

19 августа исполняется год с момента назначения Ольги Васильевой на пост министра образования и науки РФ. Сменившая «системного либерала» Дмитрия Ливанова госпожа Васильева обещала осмыслить начинания своих предшественников. ©Ещё о минобре Васильевой



___Весь первый год своего пребывания в должности министра Ольга Васильева раздумывала, какие еще традиции вернуть в российскую школу / Фото: Дмитрий Азаров

«Ъ» разобрался, что изменилось в российском образовании и науке за первый год работы Ольги Васильевой.
«Надо осмыслить, проанализировать все, что произошло, потому что те реформы, которые были предприняты, они требуют глубокого осмысления»,- заявила “Ъ” Ольга Васильева в день своего назначения на пост министра, 19 августа 2016 года. Речь шла в том числе о реформах, запущенных возглавлявшим ведомство с 2012 года Дмитрием Ливановым, который в тот же день был уволен с поста президентом РФ Владимиром Путиным.

Чаще всего экс-министр подвергался критике за непопулярную реформу Российской академии наук (РАН), масштабное сокращение числа вузов и внедрение понятия «образовательная услуга». «Каждый должен понимать, что работа учителя - это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово “услуга”»,- заявила Ольга Васильева в сентябре 2016 года. В законе «Об образовании» этот термин по-прежнему есть. В июле 2017 года Ольга Васильева сообщила, что «сегодня идут попытки это убрать», отвечая на вопрос одного из претендентов на звание «Учитель года» о законодательных последствиях предложенного ею определения деятельности учителя как «служение».

Не осталась без внимания Ольги Васильевой и масштабная реорганизация высших учебных заведений путем присоединения слабых вузов к более сильным, запущенная прежним руководством ведомства. Всего с 2014 по март 2016 года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450. «Пока мы прекращаем все объединения - до каждого конкретного разбирательства»,- заявила 27 сентября 2016 года госпожа Васильева. Более того, новое руководство министерства начало отменять ранее принятые решения об организации вузов. Так, были отменены готовящиеся объединения РГУ нефти и газа имени Губкина и Российского государственного геологоразведочного университета имени Орджоникидзе, а также МГЮА и ГУУ. Зато Минобрнауки продолжило замену ректоров. Например, в МПГУ при новом ректоре, поддержанным госпожой Васильевой, заседание ученых советов теперь начинается с внесения знамени университета под звуки горна, а закрывается исполнением гимна вуза.

Многие проекты прежнего руководства были «довольно аккуратно продолжены», говорит научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. «Это и естественно - на высшем политическом уровне ключевые решения по развитию образования были приняты в 2012 году, и их выполнение контролируется администрацией президента. В середине 2016 года добавились и приоритетные проекты правительства. Их с лихвой хватает, чтобы занимать все время руководителей образования не только на федеральном, но и на региональном уровне. Однако денег при этом в системе поубавилось»,- отметил он. По ряду программ развитие замедлилось, считает эксперт: «Это касается и поддержки школ в трудных социальных условиях, и цифровизации, и поддержки инноваций в образовании».

В том, что прежний опыт работы Ольги Васильевой в администрации президента (АП) поможет урегулировать многолетний конфликт РАН и Минобрнауки, был уверен экс-глава РАН Владимир Фортов. Напомним, по итогам начатой в 2013 году реформы РАН контроль над ее имуществом получило ФАНО. В преддверии выборов главы РАН весной 2017 года Ольга Васильева заявила, что «это дело РАН». После самоотвода всех кандидатов выборы были перенесены на осень, после чего с подачи единороссов Госдума срочно приняла закон, согласно которому кандидаты на должность главы РАН должны быть предварительно согласованы с правительством. Господин Фортов баллотироваться не стал, главным претендентом на этот пост считается директор Института проблем лазерных и информационных технологий РАН Владислав Панченко, которого в СМИ связывают с президентом Курчатовского института Михаилом Ковальчуком.

«Традиционно после Филиппова (Владимир Филиппов возглавлял Минобрнауки в 1998-2004 годах.- “Ъ”) министерство отдавалось так называемым системным либералам, появление человека с другими ценностями, как я вижу, вызывает сопротивление, в том числе в правительственных структурах»,- сказал “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). Прежних министров парламентарии нередко критиковали, в том числе в рамках правительственного часа. Первая встреча Ольги Васильевой с депутатами в таком формате запланирована на сентябрь 2017 года. Собеседник “Ъ”, знакомый с Ольгой Васильевой, считает, что, хотя «она не прошла все стадии работы в сфере образования», при ее назначении выполнена единственная задача - «найти человека, далекого от бюрократии Ливанова».

Как заместитель главы управления общественных проектов (УОП) АП Ольга Васильева курировала вопросы, связанные с образованием, историей, просветительской деятельностью. К примеру, она публично обещала поддержку обществу «Знание» и участвовала в разработке единого историко-культурного стандарта, говорит собеседник “Ъ”. Но заметна на этом посту Ольга Васильева оказалась в другом контексте: с 2013 года она участвовала в обучающих мероприятиях, которые организовывал первый заместитель главы АП Вячеслав Володин для чиновников, «Единой России» и других структур. «Лекции - это ее публичное хобби. Обязанности упали в руки того, кто любит это»,- говорит знакомый госпожи Васильевой. На семинарах для единороссов она рассказывала о патриотизме, консерватизме и триаде «православие, самодержавие, народность» графа Сергея Уварова (см. “Ъ” от 31 марта 2014 года). Из УОП она ушла незадолго до того, как господин Володин стал спикером Госдумы. Работавший при нем главой УОП Павел Зенькович стал статс-секретарем Минобрнауки.

В Минобрнауки Ольга Васильева сразу заявила о нововведениях. Так, ее предложение вернуть в школьную программу астрономию уже с 2017 года вызвало шквал обсуждений в педагогическом сообществе. В школах предупреждали: лишних часов в программе нет, зато есть сложности с учебниками и учителями по предмету. Тем не менее с 1 сентября астрономия вернется в школьное расписание. Министр также высказывалась за возвращение трудового воспитания, уборки школьных помещений и шахматных кружков. «Новые инициативы в основном находятся в сфере слов и могли бы в основном характеризоваться глаголом “вернуть”»,- отметил собеседник “Ъ” в образовательном сообществе. По его мнению, возвращение старых слов приводит к выводу из обращения некоторых новых - «услуга, гражданское общество, лидерские качества, самостоятельность».

В диалоге с научным сообществом новое руководство Минобрнауки не заинтересовано, уверен сооснователь «Диссернета» биолог Михаил Гельфанд: «Самый яркий пример - меня перестали пускать на заседания гуманитарной секции президиума Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Были внесены соответствующие изменения, которые ограничивают права членов ВАК, в том числе и мои. Министерство стало более закрытым». За все время работы Ольги Васильевой в должности общественный совет при ведомстве не собирался ни разу. Предыдущий его состав был распущен зимой, прием заявок от кандидатов в новый совет стартовал в январе 2017 года, но информация о его составе или заседаниях на сайте ведомства отсутствует.

Научному сообществу непонятны некоторые сигналы министерства, добавляет господин Гельфанд: например, «жесткое, административное продавливание теологии как дисциплины - кандидат писал работу по философии, а степень получил по теологии». 15 июня 2017 года Ольга Васильева сообщила, что «сняты все ограничения» и Минюст подписал приказ о присуждении степени по теологии. Это произошло через две недели после первой защиты: 1 июня декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский получил по ее итогам кандидатскую степень.

В ближайшее время Минобрнауки намерено заняться реформой управления школами (передачей их от муниципальных региональным властям), внедрением новых правил подтверждения квалификации учителей, значительно сократить число учебников, а также уточнить содержание образовательных стандартов для старших классов. Реформа школьного управления нужна потому, что «в муниципалитете нет денег и сейчас идет огосударствление школ», считает член Общественной палаты Владислав Гриб. По словам сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, Ольга Васильева ранее указывала на недостаток полномочий «для решения действительно серьезных вопросов». «Отчасти это так, но ведь она может лоббировать интересы своего ведомства, в том числе вносить поправки в закон “Об образовании”, который отнюдь не идеален». За прошедший год было сделано много действительно важных заявлений, в том числе и по изменению социального положения педагога, и по системе оплаты его труда, но реальных шагов по их реализации пока невидно, считает господин Луховицкий. «Пока это не более чем не подкрепленные ничем обещания»,- отмечает он.

«Васильева вроде бы попала в идеологический тренд, но все же не смогла обеспечить его демаргинализацию,- резюмирует политолог Михаил Виноградов. - В результате складывается ощущение, что статус и вес ведомства скорее падает. Произошло своего рода деление на консерватора Васильеву и прогрессистку Голодец (вице-премьер Ольга Голодец.- “Ъ”), хотя Васильева в эту нишу раньше особенно не стремилась».

Анна Макеева, Максим Иванов
«Коммерсантъ», 18 августа 2017Из комментариев...

Евгений Спицын пишет: - Давно так не смеялся, так что авторам сей юмористической заметки большущий и пламенный респект. Особенно порадовал пассаж о том, что «в МПГУ имени Ленина при новом ректоре, поддержанным госпожой Васильевой, заседание ученых советов теперь начинается с внесения знамени университета под звуки горна, а закрывается исполнением гимна вуза». Одно печалит, что все написанное в этом предложении, банальная ложь. Во-первых, к большому сожалению, наш прославленный вуз вот уже как 20 лет не носит имя Владимира Ильича Ленина, что, безусловно, печально, ибо присвоение его имени МГПИ в мае 1941 года было высокой оценкой работы вуза по подготовке учительских кадров для всей страны. Во-вторых, конечно никто никаких знамен на заседание Ученого совета под звуки гона не заносит, но даже если бы это было так, то ничего дурного в этом нет - лишний раз поклонится знамени старейшего вуза страны, по за слугам украшенного орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, которому через пару месяцев исполнится 145 лет, как говорится, не грех. И, наконец, МГПИ-МПГУ уже давно, еще со времен его легендарного выпускника Юрия Визбора, получил название «поющий институт», так что мы пели, поем и будем петь на «радость нам - назло врагам»…

Михаил Тимофеев пишет: - Приятно, когда о тебе пишет ведущее деловое издание страны. Пусть и нечасто (последний раз сюжет об МПГУ проходил в «Ъ» ровно 10 месяцев назад в связи со сменой ректора). Фото в фирменном стиле, с подколом, а текст, увы, слабый. Поясню почему.

По поводу неприятия минобром термина «услуга» применительно к образованию. Подход правильный, т.к. образование неразрывно с воспитанием человека. Это выработанная из опыта не просто традиция, а продуманный подход в отечественной педагогике, и О.Васильева просто пытается вернуть органичность формирования Человека. Что в современном мире, ежесекундно рвущем и сознание, и душу на мелкие фракции, очень необходимо. Как и труд - человек должен уметь работать руками. Иначе он деградирует. Не говорю уже о таких вещах, как развитие моторики. Речь не о том, что каждый должен быть Левшой. Но вопросов, как вкрутить лампочку или забить гвоздь, у психически нормального человека возникать не должно.

Объединение вузов - тоже вопрос. Где-то оправдано, где-то нет.

Непонятно, почему вызывает нездоровую реакцию и теологическая компонента в обучении. Мы просто заполняем актуальную «дыру», появившуюся после 1917 года. По стране десятки вузов (не только конфессиональных) предлагают эту специальность. От Балтийского федерального университета им.И.Канта и РГСУ до университетов в Санкт-Петербурге, Омске, Университета гуманитарных наук при РАН и т.д. И вас здесь никто не будет «склонять» к какому-то одному течению, скажем, в христианстве. Для сравнения: в Западной Европе в 49 университетах есть теологические факультеты и институты, где готовят специалистов только по профилю римско-католической церкви, и никакой иной. И никто не возмущается. Так что у нас ситуация полиберальней будет…

И теперь о родном МПГУ. К сведению авторов статьи: ребята, в начале марта новый ректор проводил пресс-конференцию. Рассылались приглашения в СМИ, и вам в том числе. Но…среди журналистов, пришедших, кстати, в тот самый зал заседаний ученого совета, вас замечено не было. А могли бы задать вопросы, получить ответы. Из первых рук. Заодно узнать, что вуз уже 20 лет как не носит имя Ленина и что никто и никогда не вносит знамя университета под звуки горна на заседания Ученого совета и не исполняет гимн по его окончании (Интересно, видели ли авторы горн вживую и представляют ли они, как и что на нем можно сыграть…). Как говорится, учите матчасть и не читайте на ночь нехороших газет…

законы и конституция, родина и патриотизм, идеология и власть, либероиды и креаклы, деградация, общество и население, сми, школа, слова и термины, версии и прогнозы, факты и свидетели, нравы и мораль, стратегия, двойные стандарты, возрождение, образование и воспитание, регионы, мнения и аналитика, экономфинбиз, минобр, национальная идея, женщины, заговоры и конспирология, министерства, религии, противостояние, капитализм и либерализм, реформы и модернизация, традиции, современность, дискуссии, правительство, ревизионизм, итоги, высшая школа, наука, россия

Previous post Next post
Up