Ещё о
реформах образования в России Губернаторов возвращают в школу
Минобрнауки намерено переподчинить учебные заведения региональным властям
В четверг министр образования и науки Ольга Васильева подтвердила депутатам Госдумы намерение перевести школы из муниципального подчинения на уровень регионов. Масштабную реформу, которая начнется в 16 субъектах, она объяснила необходимостью «возвращения школ в государство» и укреплением «единого образовательного пространства».
©Ещё о
минобре Васильевой Фото: Виктор Коротаев
Прежде губернаторы выступили против такой идеи: заниматься хозяйственными вопросами тысяч школ из одного центра оказалось слишком неудобным. Однако идею поддерживают в учительском профсоюзе - там надеются, что это приведет к увеличению финансирования школ.
Министр Ольга Васильева в четверг анонсировала передачу школ региональным властям на заседании комитета Госдумы по образованию и науке. «Сейчас исторический период требует возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления»,- сказала госпожа Васильева. Сейчас большинство школ в России учреждаются муниципалитетами и поддерживаются на этом уровне, включая и вопросы финансирования. «Трудно себе представить, что 44 тыс. школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются»,- пожаловалась госпожа Васильева. Она уточнила, что сейчас муниципальные власти непосредственно участвуют в создании школьных образовательных программ, что мешает созданию единого образовательного пространства: «Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем».
Как уточнили в пресс-службе Минобрнауки, предложение передать школы регионам прозвучало 5 июля на ведомственном совещании в Сочи: «Там выступили руководители органов образования 16 регионов и сказали, что хотели бы перейти к такой модели работы».
Ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший в Минобрнауки в 2004-2013 годах, рассказал “Ъ”, что «в начале нулевых» ведомство проводило такой эксперимент по инициативе руководства Самарской области. «Он показал неплохие результаты, потом присоединилась Астраханская область, другие регионы,- вспоминает господин Реморенко.- Но в 2011 году встал вопрос, нужно ли распространять его на всех». По его словам, большинство губернаторов пришли к выводу, что это должно происходить по выбору региона. «Губернаторы говорили, что ряд вопросов имеет очень сильную местную привязку: строительство дороги к школе, ремонт, питание. Если регион достаточно большой, а муниципалитеты разрозненные, то эти вопросы очень сложно администрировать из единого центра,- говорит Игорь Реморенко.- Вот почему сейчас каждый регион сам определяется на этот счет». По его словам, если руководство министерства решило распространить эту практику, то «данные вопросы придется тщательно продумывать и обсуждать с губернаторами».
Вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников рассказал “Ъ”, что режим госуправления образовательными учреждениями был введен в 2001 году. Вместо 35 муниципальных органов управления образованием были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством регионального Минобрнауки. А в 2011 году все муниципальные школы в 35 из 37 муниципалитетов области (за исключением Самары и Тольятти) были переведены в разряд государственных. «В результате была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием,- говорит господин Овчинников.- Снижен разрыв между лучшими и худшими образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов».
В Санкт-Петербурге школы исторически были подчинены региональным властям. «При этом директоров школ назначают все-таки главы районов по согласованию с городским комитетом образования,- говорит глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания Максим Резник.- Что, на мой взгляд, неправильно: было несколько случаев, когда главы районов оказывали давление на директоров школ, и комитет ничего не мог поделать. Я считаю, что и эти полномочия нужно полностью передать городскому комитету».
«Передача школ регионам будет шагом в правильном направлении,- говорит сопредседатель независимого профсоюза “Учитель” Всеволод Луховицкий.- Сейчас школы разделены на муниципальные и государственные, что приводит к неравенству в их финансировании. Следующим шагом было бы правильно перевести их на общефедеральное финансирование. Но это достаточно длительный процесс».
«Главный вопрос - какие задачи улучшения качества и доступности образования может это помочь решить,- говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.- Ответа пока нет». По его словам, сложность системы образования является и ее недостатком, и достоинством. «Воевать с недостатками путем упрощения системы значит потерять очень важное - связь школ с местными сообществами»,- уверен он.
Урок политинформации в советской школе
Политинформации быть!
В Госдуме предложили вернуть в школы уроки политинформации
Депутат Госдумы Владимир Сысоев подготовил обращение на имя главы Минобрнауки России Ольги Васильевой (есть в распоряжении РП) с просьбой внести корректировки в школьную программу по предмету «Обществознание». В частности, законодатель предложил включить в программу политинформацию, разъясняющую ключевые российские и мировые события.
©Согласно инициативе депутата, оценки по этой дисциплине школьникам выставляться не будут.
«Сегодня мы видим, что молодежь активно интересуется политикой и пытается участвовать в политической жизни страны. Однако очень часто они попадают под влияние кукловодов, которые пудрят детям мозги. Свои знания о политике они черпают через ненадежные, а зачастую и провокационные источники в интернете. Я считаю, что молодежью нужно заниматься и элементарные знания о политической обстановки они должны получать в школе», - пояснил Владимир Сысоев.
На сегодняшний день, в некоторых регионах с детьми в школах проводятся «пятнадцатиминутки» политической информации по решению властей субъекта. По мнению депутата, такую практику следует перенести на все без исключения начальные и средние учебные заведения.
Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов поддержал инициативу депутата. По его мнению, подробный качественный разговор о политике в школе должен быть.
«На самом деле, инициатива прекрасная. Сейчас современная молодежь, школьники очень много потребляют информации через интернет, соцсети, YouTube. Но не всегда они могут разобраться в ее качестве. Поэтому подробный качественный разговор о политике в школе должен быть. Тем более в предмете «обществознание» до сих пор обсуждаются те или иные политические партии. То есть в таком виде это есть, но нужно этот опыт довести до определенного совершенства и улучшить. Возможно, такие уроки стоит сделать в формате вопросов и ответов. Сомневаться и переживать из-за того, что это будет догматичный предмет, не стоит. Наша главная цель - вооружить ребенка в школе инструментарием, чтобы он смог сам разобраться в происходящем», - подчеркнул Борис Чернышев.
Учитель истории и обществознания Ришат Калимуллин считает, что политинформации нужны, но только как вспомогательное средство в рамках школьного предмета. Сейчас очень много источников информации, она разнообразна, и ребятам сложно ее анализировать. Этому умению нужно учить, но не нужно придавать этому политическую направленность.
«Потребность в политинформациях есть. Если политинформация будет направлена на представление сведений в интересах той или иной партии, то это абсолютно недопустимо в рамках школьной программы. А если давать краткий обзор событий, которые произошли в мире и в стране, сухие факты без какого-либо окраса или же приводить различные точки зрения на вопрос, чтобы дети затем могли сформировать свой собственный взгляд - то это, безусловно, нужно делать», - уверен учитель.
Он рассказал, что уже сейчас такая практика есть уже и сейчас: в школе, где он работал, на уроках обществознания были так называемые «пятиминутки», где учащиеся по очереди рассказывали о событиях, которые происходят в школе или в стране или по отдельным тематическим вопросам.
«Тематически привязываться к теме урока было бы наиболее правильно. Урок обществознания должен быть базовым, нельзя превращать весь урок в политинформацию, акцентируясь только на свежих политических новостях. Политинформация должна быть вспомогательным средством в рамках предмета», - заключил Ришат Калимуллин.
Заслуженный учитель России Александр Снегуров высказывается за расширение предмета «Обществознание», но при этом подчеркивает, что политинформацию без душевной связи педагога с учеником проводить вредно.
«Кто-то должен информировать. Но в школе не все профессионалы обладают широким кругозором. Часто информация, исходящая от таких педагогов ангажирована политически, выполняются директивы сверху. Политинформацию можно доверить только очень грамотным людям, мыслящим широко, исторически, и при этом критически - это еще можно было бы допустить, но так, чтобы это не мешало учебно-методическому процессу. Что еще важно - человек, проводящий политинформацию, обязательно должен уметь наладить диалог с учениками. Это очень сложная задача», - заявил заслуженный учитель.
Министерство образование пока никак не отреагировала на инициативу, но как мы можем видеть на правильную подачу информации о России и Мире действительно есть спрос. Слово за министром Ольгой Васильевой.
Александр Черных, Анна Макеева, Мария Арбузова, Патриция Вайцекаускайте; Екатерина Кособокова, Самара; Мария Карпенко, Санкт-Петербург / Денис Раковский
«Коммерсантъ» / «Русская планета», 6-7 июля 2017