Основатели Русского мира. Мстислав Храбрый, или «Объединяй и защищай все подвластные народы»

May 19, 2017 22:33


Оригинал взят у mamlas в Основатели Русского мира. Мстислав Храбрый, или «Объединяй и защищай все подвластные народы»
Ещё правители Руси, в т.ч. о Ярославе Мудром

Мстислав Храбрый из Тьмутаракани
Он закладывал основы будущей империи / Созидатели / Статья 2006 года

На рубеже Х-ХI веков Русь делает первые попытки взять под свой контроль важнейшие геополитические центры на Балканах, в Подунавье, в Прибалтике, на Волге, в Крыму, Северном Причерноморье и на Кавказе. ©Ещё в «Созидателях»



Единоборство Мстислава с Редедей. Николай Рерих, 1943 год
Так стала оформляться зона русских жизненных интересов, которые приходилось отстаивать и силой оружия, и дипломатией, и выгодами внешнеторговых связей.
Сплетением ярких судеб, стечением многих обстоятельств Руси-России предопределено было стать империей. Молодое государство восточных славян словно губка было готово впитать в себя не только народы лесов, но и народы степей и гор, оделив и их своим Законом и Благодатью. Пути решения этой грандиозной задачи были подсказаны деяниями тьмутараканского князя Мстислава Храброго, сына киевского князя Владимира Святого.

Южный форпост Руси

В 988 году Мстислав был посажен Владимиром княжить в Тьмутаракани, недавно завоеванной области на таманском побережье Керченского пролива. Через эти места с давних времен проходили важные торговые пути, связывающие страны Запада с Кавказом, Приуральем и Средней Азией. По этой причине уже в конце VII - начале VIII века Таманский полуостров и Восточный Крым оказались захваченными хазарами. Тогда на месте греческого поселения Гермонассы новые завоеватели построили город Самкерц (или Самкуш), византийцами именуемый Таматарха. Он стал быстро богатеть и наполняться разноплеменным населением. Здесь прижились не только хазары и греки, но и булгары, и славяне, и представители почти всех народов, подпавших под власть Хазарии. В окрестностях Самкерца жили многочисленные и воинственные адыгские племена, которых славяне стали называть касогами.

В IX веке хазары начали экспансию на славянские земли.
С ними пришлось воевать многим русским князьям: Аскольд освободил от хазарской дани полян, Олег - северян и радимичей, Святослав - вятичей. Выйдя затем на Волгу, дед Мстислава прошел через всю Хазарию, овладев важнейшими городами каганата. Два из них стали русскими пограничными крепостями - Саркел, переименованный в Белую Вежу, и Самкерц - Таматарха, названный Тьмутараканью.

Однако война с хазарами продолжалась и впоследствии. Закончил ее лишь Владимир Святославич, отец Мстислава, в 985 году окончательно уничтоживший хазарский каганат. После этой победы жизнь на восточных и южных рубежах Руси стала спокойнее, и в 988 году Владимир посадил на княжение в Тьмутаракани своего семилетнего сына Мстислава. Воспитателем его стал варяг Сфенг. Это был опытный и заслуженный воевода, способный научить юного княжича не только воинскому делу, но и умению властвовать над людьми, разбираться в тонкостях дипломатии того времени, - рядом с Тьмутараканью лежали владения Византии, печенегов, касогов и других кавказских племен.

Судя по дальнейшим событиям, Сфенг знал свое дело. Со временем из его воспитанника вырос незаурядный правитель и военачальник, любимый дружиной и народом, дружбой которого дорожили соседи, гнева которого боялись враги.

Секрет русской политики

В 1015 году, после смерти Владимира Святого, среди его сыновей вспыхнула жестокая борьба за власть. Зачинщиком междоусобицы стал Святополк Окаянный. Один за другим погибли в ней Борис, Глеб и Святослав Владимировичи. В 1019 году, победив Святополка, правителем русской державы становится Ярослав Мудрый. Мстислав остался в стороне от братоубийственной резни, так как не имел возможности остановить ее. В далекой Тьмутаракани он продолжал защищать южный форпост Руси, усмиряя хазар и касогов. Там в эти годы обстановка резко обострилась. Воспользовавшись внутренними бедами Руси и Византии, в 1014 году в Херсонесе Таврическом поднял мятеж хазарин Цула, стремившийся воссоздать в Крыму погибшую под русскими мечами Хазарию. Встревоженный этими планами греческий басилевс Василий II направил в Крым свои войска. Византийской армией, выступившей в поход, командовал экзарх Монг.

Восстание бушевало в пограничной с русскими рубежами стране, и подавить мятеж можно было лишь при согласии и содействии тьмутараканского князя. Перед высадкой византийской армии Цула покинул Херсонес и укрепился в Боспоре. Этот город находился в непосредственной близости от Тьмутаракани, на другой стороне Керченского пролива. Появление в этом районе войск мятежников, вынашивавших планы опасные и для русских интересов, не могло не встревожить Мстислава. Он понимал, что вслед за отрядами Цулы на Боспор двинется и армия императора Василия. Действительно, в конце января - начале февраля 1016 года вблизи берегов Восточного Крыма появился греческий флот. Послы басилевса прибыли в Тьмутаракань и предложили Мстиславу Владимировичу помочь им подавить хазарский мятеж.

Мстислав не только одобрил планы экзарха Монга, но и направил на помощь ему дружину под командованием своего лучшего воеводы Сфенга. В первом же большом сражении византийские и тьмутараканские войска разгромили войска Цулы, пленив вождя восстания. С дымом сожженных хазарских селений развеялись и мечты о возрождении каганата; историю не удалось повернуть вспять.

После усмирения мятежа император уступил своему союзнику часть Восточного Крыма. В состав Тьмутараканского княжества вошел город Боспор, переименованный русскими людьми в Корчев (Керчь).
Вскоре после описываемых событий во главе живших на восточной границе Тьмутараканского княжества адыгов встал могучий вождь - богатырь Редедя, мечтавший захватить Тьмутаракань и сделать этот богатый город своей столицей.

В 1022 году, собрав большое войско, Редедя стал готовиться к нападению на русские земли. Узнав об этом, Мстислав, не дожидаясь прихода врагов, во главе дружины выступил навстречу касогам. Встретившись, две рати стали готовиться к битве. Редедя предложил русскому князю не губить воинов в битве, а решить исход войны личным единоборством. Мстислав, ни на миг не поколебавшись, согласился на предложенный бой, от исхода которого зависело, быть или нет русским в Тьмутаракани. В схватке Мстислав одолел противника.

После одержанной Мстиславом победы касожский народ признал над собой власть русского князя. Лучшие воины-адыги пополнили его дружину. Сыновья Редеди Юрий и Роман стали воспитанниками тьмутараканского князя, а их потомки - верными сынами Руси.

Упрочив русское присутствие в Приазовье и Предкавказье, Мстислав открыл важный секрет успеха русской политики, в корне отличной от принципа европейской дипломатии - "разделяй и властвуй". На Руси стало действовать другое правило: "объединяй и защищай все подвластные народы".

В дальнейшем, покинув Тьмутаракань, Мстислав не забыл об этом важнейшем для Руси городе, который стал воротами на Кавказ и в восточные страны. Здесь остался на княжении его сын Евстафий Мстиславич.

Вражда и примирение

Отказавшись когда-то от борьбы за власть с братьями, Мстислав, тем не менее, внимательно следил за событиями на Руси, где после победы над Святополком всем распоряжался Ярослав. Вскоре отношения между ними обострились до предела. Невзирая на обращения Мстислава, просившего у Ярослава "части в прибавок из уделов братних", тот не дал ему княжения в больших русских городах, обещая лишь далекий Муром, удел малопривлекательный в глазах тьмутараканского князя. Тогда в 1024 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава в Киеве (тот с дружиной ушел в Суздальскую землю усмирять восстание волхвов-язычников), Мстислав с дружиной пришел к Чернигову, жители которого признали его своим князем. Так, вопреки воле брата, он стал править в самом большом русском городе на левобережье Днепра.

Узнав о случившемся, Ярослав метнулся в Новгород, но новгородцы не торопились встать под его знамена. Тогда Ярослав пригласил в союзники варягов. В конце осени 1024 года его войско покинуло Новгород и двинулось против Мстислава. Черниговский князь выступил навстречу брату с войском, в которое вошли не только его дружина, но и ополчение Северской земли. В начале осени обе рати встретились у небольшой крепости Листвен (ныне деревня Малый Листвен Черниговской области на Украине). Черниговский князь наголову разбил полки Ярослава.

Одержав победу, Мстислав не преследовал брата, бежавшего в Новгород, а направил к нему послов с предложением мира: "Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона". Тем самым Мстислав признавал старшинство Ярослава, но отстаивал свои права на Чернигов и Тьмутаракань. Весной 1026 года Ярослав вернулся в Киев и в местечке Городце на левобережье Днепра встретился с Мстиславом. Братья примирились и "начали жить мирно и в братской любви, и престали усобица и мятеж, и была тишина великая на земле". По условиям Городецкого соглашения Русская земля была разделена: Мстиславу Владимировичу досталась восточная её часть, Ярославу Владимировичу - западная. Граница пролегла по Днепру.

В дальнейшем братья окончательно забыли вражду и уже вместе ходили походами против врагов. Неустрашимый и суровый воитель, Мстислав славился милостивым отношением к простому народу и отеческим отношением к дружине, вместе с которой, подобно предкам своим, проводил все время - и на войне, и на охоте, и на пиру.

Умер черниговский князь, не оставив после себя потомства, - его единственный сын Евстафий Мстиславич скончался прежде отца (в 1032 году). Сам Мстислав закончил свой жизненный путь в 1036 году. После смерти черниговского князя подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава Мудрого.

В характере Мстислава причудливо переплелись черты первых русских князей, которые были прежде всего грозными воинами, и качества, свойственные первым лицам зарождающейся великой государственности, - интуицией дипломата, осторожностью в выборе средств, склонностью к компромиссу в отношениях с сегодняшними врагами, а завтра - потенциальными союзниками.
Всё это закладывало на многие века вперед особые формы взаимоотношений с соседними племенами и народами. Так опыт Мстислава по привлечению инородных сил для защиты Руси оказался востребован и впоследствии. Владимир Мономах принял на службу степные орды черных клобуков, черниговские Ольговичи научились договариваться с половцами, а уже в московское время русские государи успешно использовали в борьбе с врагами вспомогательные татарские войска специально созданного на границах государства буферного Касимовского ханства.

Владимир Волков
специально для Столетия, 25 мая 2006

крым и севастополь, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, границы, древний мир, версии и прогнозы, города и сёла, эпохи, факты и свидетели, язычество, цивилизации, поволжье, менталитет, кланы, регионы, прибалтика, русские и славяне, европа, страны и столицы, евразия, национальная идея, юг, турция и византия, войны и конфликты, русь, союзники, колониализм, мифы и мистификации, средневековье, правители, кавказ, противостояние, народы, единство и община, диктатура и тоталитаризм, традиции, гражданская война, государство, история, империализм, балканы

Previous post Next post
Up