Ещё об
суды и беспредел От тюрьмы не зарекайся…
В вердиктах российских судов порой «отдыхает» здравый смысл / декабрь, 2016
Похоже, проблема построения социального государства с его ответственностью за судьбу каждого гражданина у нас сегодня столь же остра, как и во времена революции, 100-летие которой приходится на будущий год.
© ___
Владимир Путин был вне себя от гнева. «От таких вещей у меня оставшиеся волосы просто дыбом встают. Что это такое? Вы совсем с ума сошли, что ли?»
Этот короткий, но страстный монолог президент РФ произнес во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Главу государства возмутило постановление суда, в котором говорилось, что некий гражданин «совершил преступление путем написания заявления в Липецкую облпрокуратуру».
Автором этого документа была мировой судья Екатерина Геворкян. Теперь она стала известной всей стране. Но вряд ли это ее обрадовало, ибо президент поручил разобраться с ее деятельностью генеральному прокурору и председателю Верховного суда РФ.
Жаль, что глава государства ограничился лишь одним делом. Если бы он затребовал другие, то узнал бы, что здравый смысл «отдыхает» во множестве других судебных решений. И возмутился бы не меньше.
Летом этого года в Скопинском районном суде Рязанской области рассматривалось дело мужчины, укравшего вместе с товарищем (тот до суда не дожил) из дома соседки десять бутылок водки и вареную курицу. Потерпевшей был причинен имущественный ущерб на общую сумму 2 060 рублей. Мужчине же придется провести ближайшие два года и четыре месяца в колонии строгого режима.
В Краснодаре заведено уголовное дело на женщину, которая увела тележку из супермаркета. Стоимость этого предмета оценивается ни много ни мало в 30 000 рублей! По словам похитительницы, она использовала тележку в качестве коляски для своего ребенка.
Похищенное изъято и возвращено владельцам магазина. И… возбуждено уголовное дело, женщине грозит срок - до пяти лет лишения свободы!
Вспомнилась командировка в женскую колонию в поселке Шахово Орловской области. Я походил тогда по территории заведения, побеседовал с ее обитательницами. Нравы там, вопреки ожиданиям, царили довольно демократичные - заключенные выглядели раскрепощенными, беззаботно общались, улыбались. И начальника колонии, полковника Афанасьева женщины не боялись, а разговаривали с ним свободно, как с добрым соседом.
В разговоре с ним я обратил на это внимание. Юрий Яковлевич невесело усмехнулся: «Да половина этих женщин по пустякам сидит». «Как так? - недоуменно выдохнул я. «А вот так, - грустно кивнул начальник колонии - «Одна курицу украла, другая напилась и стекло у соседей разбила. И так далее. Дел-то на копейки, а сроки получили немалые…
Они, конечно, закон нарушили, но не преступницы же. И сажать за такое - это слишком. С них и штрафа вполне хватило бы. Ведь у этих женщин - семьи, дети. Потому и жалею их, стараюсь жизнь облегчить…»
Давно нет на свете добрейшего Юрия Яковлевича. Но слова полковника Афанасьева я запомнил.
И часто думаю - сколько же в России томится заключенных, чья вина невелика, а наказание их сурово! В то же время суды нередко проявляют странную заботу о тех, кто серьезно нарушил закон.
На днях осужден бывший директор новосибирского ЦУМа, которого обвиняют в мошенничестве почти на миллиард рублей и хищении денег. Его приговорили к пяти годам колонии общего режима. Напомню, что такой же срок грозит женщине, которая увела тележку из супермаркета…
Говорю лишь о судьбе «маленьких» людей, Башмачкиных ХХI века. Не упоминаю о громких коррупционных делах, связанных с огромными взятками. И не говорю об известных всей стране персонах, которые почему-то ушли от ответственности.
Есть несколько причин, по которым российские суды работают не эффективно. Одна из главных - пресловутое «телефонное» право, когда представители исполнительной и законодательной власти «советуют», как вести процесс, кого посадить, кого - оправдать.
Другая причина - низкая квалификация судей. К тому же они завалены делами, и рассматривать их объективно и качественно порой просто не хватает времени.
Не проходит и дня без разоблачения какого-нибудь крупного взяточника. В числе арестованных - губернаторы, депутаты, мэры, сотрудники правоохранительных органов, недавно появился и министр… Но судей в числе коррупционеров почему-то нет. То ли все они честные, то ли до них еще не дошла очередь…
Давно замечено, что в России почему-то «стесняются» выносить оправдательные приговоры. Их даже меньше, чем в суровые революционные времена!
Судьи считают, что если проведено следствие, найдены подозреваемые, дело доведено до последней инстанции - не виновных просто не может быть.
Но вот мнение заслуженного юриста России, члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергея Пашина: «К сожалению, уровень следствия очень плох, многие дела шиты белыми нитками и ни люди, которые наблюдают за процессами, ни подсудимые не считают приговоры справедливыми. Значит, что-то не в порядке с системой».
Если судебные решения вызывают сомнение, недоверие, адвокаты потерпевших подают апелляции, требуя пересмотра дел, то почему никто не подает в суд на суды?
А потому что лишь немногие из нас знают, что закон вправе привлекать к ответственности судей за вынесение незаконных решений и приговоров. Так, в статье 305 Уголовного кодекса РФ говорится, что «вынесение судьей (судьями) заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет».
То же деяние, связанное с вынесением незаконного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
…В Тюменской области возбуждено уголовное дело против женщины, съевшей поросенка. Но наказать ее хотят, конечно, не только за то, что она от души полакомилась свининой. Кстати говоря, не чужой, а своей.
Фигурантка дела задолжала по кредитным платежам 63 тысячи рублей, и пристав наложил арест на ее имущество - поросенка. Женщину предупредили о последствиях «растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи арестованного имущества». Но она на эти последствия не обратила внимания и имущество съела.
Теперь женщина будет отвечать по статье 312 Уголовного кодекса РФ - «незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации». За это полагается штраф до 80 тысяч рублей, либо обязательные работы до четырехсот восьмидесяти часов, принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на шесть месяцев. Впрочем, по упомянутой статье можно даже загреметь и в тюрьме на пару лет.
Закон есть закон. Но всегда ли судьям нужно следовать его букве с железным упорством, невзирая, так сказать, на лица?
Конечно, той женщине надо было хорошенько подумать, прежде чем набирать кредиты. Но она не рассчитала свои возможности, попала в тяжелое положение. Могу предположить, что возможно, от наступившего безденежья женщине и пришлось съесть «имущество, подвергнутое аресту»: не залезать же еще больше в долговую яму.
Неужели так необходимо прибавлять к ее немалому долгу еще и солидный штраф, загоняя человека в кабалу? Или, пуще того, посадить за решетку и сломать жизнь?
Если бы об этой истории стало известно президенту РФ, то все наверняка закончилось бы хорошо. Он попросил бы снисхождения для должницы. Дал бы поручение одарить женщину поросенком взамен съеденного.
Увы, президент не в курсе дела. И судьба женщины из Тюменской области предрешена.
Когда-то в дореволюционной России ждали барина, который приедет и всех рассудит. Потом люди искали справедливость в Москве, в Кремле, писали письма в газеты...
Приезжали комиссии, которые наводили порядок. Появлялись корреспонденты, которые собирали обстоятельства дела, опрашивали участников и публиковали материалы, который часто получали общественный резонанс.
Сейчас на помощь несправедливо обиженным и засуженным людям чересчур ретивыми судьям не приедут ни барин, ни проверяющие из столицы, ни корреспонденты. И приходится тянуть срок тысячам бедолаг - за украденные вещи, разбитые стекла, несколько бутылок водки…
Впрочем, появилась надежда, что ситуация все же изменится к лучшему.
Президент РФ предложил декриминализировать ряд статей Уголовного кодекса, и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений.
Верховный суд внес в Государственную Думу соответствующий законопроект. И в июне нынешнего года он обрел форму закона. Из уголовного кодекса исключены кражи до 5 000 тысяч рублей, использование заведомо ложного документа, неуплата алиментов и другие составы преступлений. Человек, совершивший эти и другие правонарушения, будет приговорен к штрафам, арестам на 10-15 суток или к общественным работам.
Суды уже начали применять новый закон, внесший поправки в Уголовный кодекс, освобождать обвиняемых от наказания, пересматривать и отменять приговоры.
_______
Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
Валерий Бурт
специально для «Столетия», 12 декабря 2016