Рубежи Русского мира. Новороссия #17 Образование. ЛНР

May 08, 2017 14:41

Ещё Новороссия сегодня, в т.ч. образование и современном Русском мире

«Мы вернули себе право обучаться на родном русском языке» / Донбасс
Интервью с министром образования ЛНР / Проект «Рубежи "Русской Планеты"» / апрель, 2016

Глава образовательного ведомства ЛНР Валентина Ткаченко об изменениях в вузах и школах Луганщины с приходом Русской весны. ©Ещё о Новороссии и ещё в «Рубежах»



Ученики одной из школ на уроке русского языка / Фото: Игорь Маслов
- Валентина Григорьевна, для начала мне хотелось бы узнать, насколько серьезный урон нанесла украинская агрессия образовательной системе ЛНР и многое ли удалось восстановить?

- Я вам скажу, было разрушено 217 учебных заведений, из них 76 детских садов, остальные - школы.

Работу по восстановлению мы начали практически сразу же, как прекратились активные боевые действия, были объекты, которые мы включили в первую очередь, по ним работа завершена. Сейчас мы занимаемся второй очередью, а будет еще и третья. В целом мы отстроили где-то половину всего, что было разрушено. Но тут возникла другая проблема. За все 23 года украинской власти не выделялись средства на текущие ремонты наших школ. И крыши потекли от ветхости, тем более что в большинстве школ они плоские...

И вот я хотела бы отметить, что при Украине подобный объем восстановительных работ мы бы никогда не потянули. Просто не осилили бы. И то, что нам удалось сделать это за коротенький промежуток времени, я считаю громадным достижением Луганской Народной Республики. Ну и, конечно, без помощи России мы ничего бы сделать не смогли.

- Насколько эта помощь была существенной?

- Ну вы же знаете, что у нас сейчас не работает ни одно предприятие, производящее стройматериалы. И поэтому буквально все - от стекла до цемента, песок, гравий, краска, кровля - это помощь России. Российские гумконвои доставляли нам не только продукты и стройматериалы, но и учебники, канцелярские товары, детскую литературу. Сейчас мы переходим на российские образовательные программы: высшая школа перешла полностью, средняя переходит, мы ждем еще учебников из России. Некоторая нехватка наблюдается потому, что в свое время мы сделали заказ Российской Федерации, исходя из определенного количества учеников, проходивших обучение в наших школах, однако с прекращением боевых действий люди начали возвращаться, и число учеников, соответственно, стало увеличиваться. Поэтому мы сделали новый заказ и ждем его к новому году. Но уже сейчас потребность в учебниках закрыта на 86%, а по некоторым дисциплинам - на все 100%.

- Сразу же возникают вопросы: сколько на сегодняшний день детей проходят обучение в школах ЛНР, и в чем преимущество российских учебников перед прежними - украинскими?

- Сейчас в ЛНР всего 114 тысяч обучающихся, из них 80 тысяч - школьники. Что же касается учебников, то я могу сказать: те, что существовали на Украине еще до событий 2014 года, уже тогда приводили родителей в замешательство. Например, в них вся Великая Отечественная война сводилась к «подвигу» украинских националистов. Вы понимаете? И 23 февраля там не праздник, и 9 мая…

В годы Украины я, как и сейчас, работала ректором Луганского аграрного университета, долгое время была единственной женщиной - ректором аграрного вуза Украины. И вот из Киева к нам приходили распоряжения о том, чтобы преподавание шло исключительно на украинском языке. Хотя порой это было просто невозможно, поскольку не хватало многих научных и профессиональных терминов, а те, что существовали, порой просто не выдерживали никакой критики.

Расскажу один случай из тех времен. Вместе с другими ректорами я была на встрече украинских ученых с немецкими в Бонне. Там нас повсюду возили на автобусе, и вот как-то еду я и слышу за моей спиной разговор двух коллег. Один усиленно доказывал, что все иностранные слова, имеющиеся в обиходе, нужно непременно заменить украинскими. Другой ему отвечает: мол, есть слово акушерка французского происхождения, как его заменишь? А у собеседника уже готов вариант - «пупыризка». Понимаете?! И он был абсолютно серьезен!



Глава образовательного ведомства ЛНР Валентина Ткаченко
- Вы как-то обходили все это?

- Когда человека заставляют что-то делать насильно, то внутри у него появляется противоречие, которое чем больше на него давят, тем сильнее становится. Несмотря ни на что, мы и 23 февраля праздновали, и 9 мая, и ветеранов приглашали. У нас собственная изумительная художественная самодеятельность существует, где танцуют российские танцы, танцы центральной Украины, а также Закарпатья, Буковины - шесть коллективов носят звание народных. Мы всегда хотели показать все многообразие культур нашей тогда еще общей страны, в том числе и зарубежным студентам, которых до войны у нас училось 1500 человек. И из России у нас 600 ребят учились - из Белгородской, Воронежской, Ростовской областей. Конечно, после правления Ющенко, когда тот стал создавать эти искусственные границы, кордоны, рвы рыть, их стало заметно меньше - родители начали опасаться, смогут ли их дети беспрепятственно ездить домой.

Исторически сложилось так, что 46% населения Луганщины - это русские. В целом на Донбассе живут люди 123 национальностей. И для подавляющего большинства из них русский язык - родной. При этом за все время, что тут была Украина, происходило жесткое, бескомпромиссное навязывание украинского языка. Вы знаете, я родилась в Луганске, и в школе наряду с русским языком и русской литературой мы изучали украинский язык и украинскую литературу. Но такой усиленной украинизации в то время не было. Скажите, это нормально, когда молодой русскоговорящий человек не может познакомиться с творчеством русских писателей, которых уважают во всем мире, только из-за того, что в школьной программе русской литературе отводилось время, как литературе иностранной?

Я считаю одним из основных достижений республики то, что наши жители вернули себе возможность получать образование и преподавать на родном русском языке. Это вовсе не означает того, что мы отрицаем украинский язык - он продолжает преподаваться в наших школах, но не так, как это было раньше. Самое главное, что нас никто больше не притесняет, мы смогли расправить плечи… Да, есть сложности, экономические в первую очередь, но мы свободны! Вы знаете, с какой тревогой я смотрела на все, что происходило в Киеве? И всегда были мысли, как это отразится на нас. Потому что там нас - жителей Донбасса - воспринимали как людей второго сорта. Например, я приезжала на какие-нибудь конференции, выступала, а мне из зала кричали: «Чому вона не говорить державною мовою?!». Хотя все прекрасно понимали русский. Помните, я говорила про внутренний протест? Слыша такое, я начинала выступать на русском с «ленинградским акцентом». Я могу, потому что в свое время окончила Ленинградский государственный университет.

- Тяжело, наверное, было существовать в подобной среде?

- Я ко всему относилась философски. Помню, как общалась с коллегой из Львова, и он поинтересовался: «Ну что, у вас дождя так и не было?». А у нас, знаете, зона рискового земледелия, может случиться так, что стоит жара - и ни капли с неба либо мороз, но снега нет. Я ответила: «Ну если бы с Воронежа подули ветры…» - на что он мне: «Если ветры дуют с востока, то ничего хорошего не жди». А я в ответ: «Я так не считаю. Знаете, что говорит китайская пословица? Сколько ни иди на запад, все равно придешь на восток».

Ну вот мы выбрали свой путь, и многое изменилось к лучшему. Небольшая, но существенная деталь: за все 23 года, что мы были в составе Украины, наши дети не знали, что такое бесплатные обеды в школах. Не было такого вообще. В ЛНР же мы кормили бесплатными обедами детей с первого по девятый классы, а десятым и одиннадцатым бесплатно же выдавали чай и булочку. В голодное послевоенное время, когда люди недоедали, бесплатные школьные обеды были очень важны. Да и в следующем учебном году мы планируем оставить бесплатное питание с первого по четвертый классы.

Еще крайне важный момент - наши дети получили возможность чаще бывать в России, общаться со своими сверстниками. Они выезжали в Москву, Санкт-Петербург, Орел, Липецк, Тулу. Сейчас постоянно происходят такие дружеские обмены, различные мероприятия в культурной сфере, в области спорта. Раньше подобной интенсивности не было. Опять же благодаря безвозмездной помощи Российской Федерации две тысячи детей из Луганской Народной Республики смогли абсолютно бесплатно отдохнуть в лучших санаториях и детских здравницах Черного моря. Вы не представляете, как это нужно было детям, пережившим войну.

- Было бы, наверное, совсем замечательно, если бы Россия признавала и образование ЛНР…

- А вы знаете, что выпускники наших вузов получают и диплом Луганской Народной Республики, и диплом Российской Федерации? Я также считаю это одним из наших достижений. Согласно российскому законодательству любой выпускник ЛНР может обратиться с заявлением к ректору российского вуза на предмет аттестации на российский диплом. После чего, посетив определенные занятия, защитить его перед государственной комиссией. Теперь благодаря России это происходит не на уровне межгосударственных договоренностей, а по желанию конкретного студента. И я вам скажу, такие желающие - это 90% всех выпускников. А есть такие специальности, где и все 100%. И многие из них нашли работу в Российской Федерации. При этом одиннадцать российских вузов готовы принимать выпускников наших школ на бюджетные места, в остальные же вузы согласно программе «Соотечественник» они могут поступать на общих основаниях. То есть между ЛНР и РФ сложились такие взаимоотношения, что наша молодежь не отвергается, а, наоборот, принимается Россией.

Алексей Топоров, ЛНР, Донбасс
«Русская планета», 10 апреля 2016

юриспруденция, статистика, шовинизм и ксенофобия, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, фашизм и нацизм, сепаратизм, общество и население, школа, демография и социология, украина, нравы и мораль, льготы и соцзащита, возрождение, образование и воспитание, регионы, интервью и репортаж, независимость и суверенитет, русские и славяне, миграция и беженцы, мнения и аналитика, экономфинбиз, ресурсы и сырьё, русский язык, национальная идея, бывший ссср, русофобия и антисоветизм, разруха, новороссия, женщины, иностранцы, детство, языки, культура, соотечественники, народ и элиты, министерства, противостояние, единство и община, студенты, современность, оккупация и интервенция, кризис, гражданская война, высшая школа, россия, строительство

Previous post Next post
Up