Еще о
реформах в Казахстане, в т.ч.
Назарбаев сложил суперпрезидентские полномочия Указал kojemyakinИмитация демократии
Традиции среднеазиатской государственности
Парламент Казахстана одобрил поправки в Конституцию. Реформа, объявленная исторически значимым событием, свелась к частичному перераспределению обязанностей между органами власти.
©Ещё
законы Казахстана Президент сохранил за собой почти неограниченные полномочия, о чём косвенно свидетельствует новый вал инициатив об увековечении его имени.
ИЗМЕНЯТЬ Основной Закон для наращивания полномочий руководства страны или для имитации заботы о народе - излюбленный инструмент властителей Центральной Азии. Не является исключением и Казахстан. В принятую больше двадцати лет назад Конституцию поправки вносились неоднократно. Правда, в отличие от других республик региона, казахстанские власти предпочитают переписывать Основной Закон не с помощью референдумов, а более простым путём.
Так произошло и на этот раз. Напомним, что в начале года была создана рабочая группа под руководством главы президентской администрации Адильбека Джаксыбекова. Нурсултан Назарбаев поручил ей подготовить проект изменений, которые отражали бы основные положения его выступления по случаю 25-летия независимости. Тогда, напомним, глава государства заявил о необходимости повышения роли правительства и парламента в системе управления. 25 января последовало новое обращение Назарбаева. Президент объявил о начале реформы и вынесении поправок на «всенародное обсуждение».
Как позже уточнили в правительстве, синонимом референдума «всенародное обсуждение» не является. Гражданам лишь предложили отправлять свои замечания рабочей группе.
1 марта Адильбек Джаксыбеков сообщил о результатах этого процесса. По его словам, за месяц было получено 6 тысяч предложений, касающихся 63 из 98 статей Конституции. Правда, смысл этой имитации демократии непонятен. Проект изменений сохранился в том же виде, в каком он был в конце января, до пресловутого «всенародного обсуждения». Единственным исключением стала 26-я статья. В существующей редакции Основного Закона она звучит так: «Граждане Казахстана могут иметь в частной собственности любое законно приобретённое имущество». Согласно поправкам, словосочетание «граждане Казахстана» предлагалось заменить на слово «каждый». Многие жители республики расценили это как попытку законодательно закрепить возможность продажи земель сельхозназначения иностранцам. Весной прошлого года соответствующая реформа вызвала массовые протесты и была свёрнута.
Как признался Джаксыбеков, большинство замечаний было связано именно с этой статьёй. В итоге сам президент предложил оставить её в прежней редакции. Впрочем, данный жест можно считать популистским шагом, призванным продемонстрировать гражданам, что от их мнения что-то зависит.
В целом же поправки носят косметический характер и никак не скажутся на положении подавляющего большинства жителей. Законопроект, одобренный одновременно двумя палатами парламента, сохраняет президентскую форму правления практически без изменений. Правительству передаются не бог весть какие полномочия: например, утверждение госпрограмм и системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Премьер-министр получает право формировать состав правительства, но лишь по согласованию с президентом. Назначение глав МИД и минобороны остаётся в полном ведении главы государства. Также правительство сможет распускать местные представительные органы, но опять-таки не без согласия президента.
Парламенту даётся право утверждать состав кабинета министров, причём последний будет формироваться из членов победившей партии. Учитывая, что подавляющее большинство чиновников и так состоят в правящей партии «Нур Отан», получившей на последних выборах 82 процента голосов, всерьёз эту поправку воспринимать трудно.
О том, что никаких важных корректив не предвидится, а политическая система остаётся незыблемой, свидетельствует ход обсуждения в парламенте. Высказывая своё мнение о конституционных изменениях, депутаты почти не говорили о действительно важных для страны проблемах. Они предпочли в который раз выказать своё почтение главе государства. Депутат Бакытгуль Хаменова предложила конституционно закрепить особую роль Назарбаева в развитии страны. «Считаю необходимым отразить в главном законе неоценимую роль руководителя государства, его исключительную значимость. Предлагаю внести в число… незыблемых ценностей страны не только государственную независимость, но и статус, принципы и преобразования лидера независимого Казахстана Нурсултана Назарбаева», - заявила она. Помимо этого, парламентарий поставила вопрос о присвоении имени президента столичному аэропорту.
Коллеги Хаменовой пошли ещё дальше. Депутат Куаныш Султанов выступил с инициативой отразить имя Нурсултана Назарбаева в названии столицы и других «важных объектов». Его поддержали Дархан Калетаев и Павел Казанцев. «Я, как коренной целиноградец, ныне живущий в современнейшей столице мира Астане, считаю, что это было бы не только символично, но и справедливо по отношению к личности, построившей не только нашу замечательную столицу, но и независимое государство Казахстан», - объяснил последний.
Таким образом, конституционная реформа при более или менее внимательном рассмотрении оказывается фикцией. Частичное перераспределение полномочий если и затрагивает чьи-то интересы, то не народа, а небольшой группы представителей власти. Как, впрочем, и все предыдущие изменения Основного Закона.
Сергей Кожемякин ака
kojemyakinсоб. корр. «Правды», г. Бишкек, №26(30523), 16 марта 2017