Никто и ничто не забыты - ни жертвы, ни убийцы! / Мортиролог. Октябрь, 1993

Feb 26, 2017 21:55

Ещё о развале СССР в 90-х

Назвать поимённо
События октября 1993 года требуют рассмотрения в юридической плоскости / Новейшая история / Позиция Сергея Шаргунова / октябрь, 2016

Октябрьским событиям 23-летней давности «Литературная газета» посвятила десятки публикаций. Это, что называется, наша тема. А Юрий Поляков был единственным, кто по горячим следам в центральной печати решился осудить сотворённое ельцинской властью (статья «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!», «Комсомольская правда», 7 октября 1993 года). ©



Сегодня усилиями патриотических СМИ эта страница истории России воспринимается большинством соотечественников как преступление власти против народа. Однако совершенно необходимо продолжить работу по осмыслению прошлого, вернуться к вопросам юридического свойства. В этой связи важно отметить инициативу Сергея Шаргунова, который внёс свой первый законопроект в VII Государственной Думе «О компенсации причинённого вреда и мерах социальной реабилитации граждан, пострадавших в ходе гражданского конфликта, происходившего с 21 сентября по 5 октября 1993 года в городе Москве». Писатель обозначил свою позицию в соцсетях и на страницах «МК». Предлагаем читателю фрагменты этих публикаций.

Маленькая гражданская война в центре Москвы - огромная для всей нашей новой истории и отчасти табуированная тема.

93-й год по-прежнему кровоточит.

Мне кажется важным назвать всех жертв по именам вне зависимости от того, с чьей стороны они оказались (большинство - случайные мирные люди) и как погибли (раздавлен танком или застрелен снайпером), и помочь их близким.

Часто говорят, что учтены не все убитые - тела некоторых были уничтожены. Так это или не так - собираюсь выяснить. Для прояснения зловещих загадок осени 93-го я хочу создать открытую общественную комиссию из писателей, журналистов, юристов, священнослужителей. Кто знает что-то о пропавших тогда бесследно, приходите ко мне на приём, пишите на мой ящик shargunov@list.ru.

У трагедии 93-го есть несколько аспектов.

В то время слово «патриот» было ругательным и проигрышным. Совсем немногие могли называть 1990-е лихими не с безопасной дистанции, а изнутри эпохи. Я понимал вызывающую линию парламента: остановить грабительскую приватизацию и шоковую терапию, поддержать соотечественников за пределами страны («Вернём Крым, Севастополь - наш», - формулировал Верховный Совет). На одной стороне - телевизор, силовые структуры и глобальный Запад, в который стремилась интегрироваться постсоветская «элита», на другой стороне - русские «чудики»: от Егора Летова до Валентина Распутина.


Есть и другой ракурс, пожалуй, более существенный, - правовой. Каким бы ни был парламент, его разгон означал попрание Основного закона, что установил Конституционный суд. Нулевой вариант (одновременных перевыборов) был предпочтительнее пулевого. Для всего последующего бытия страны. А ей, стране, дали понять: перестроечные слова о демократии и законности ничего не весят, побеждает право сильного. Тогда об этом ясно и печально заявили недавние диссиденты-эмигранты, писатели Владимир Максимов и Андрей Синявский.

Я вношу проект Федерального закона, чтобы защитить права и законные интересы всех без исключения, кого опалило тогда огнём. Надеюсь, что меня поддержат депутаты из всех думских фракций. Знаю, за этим законом - боль и правда. Отношение к нему сейчас - тест на гражданственность и человечность.

Цитирую: «Пострадавшими в ходе гражданского конфликта, происходившего с 21 сентября по 5 октября 1993 года в городе Москве, признаются раненые в ходе гражданского конфликта, а также дети, супруга (супруг), родители, иные лица, находившиеся на иждивении погибшего или умершего от увечий, телесных повреждений. Государство осуществляет выплаты в денежном выражении гражданам на основании судебных актов по искам о компенсации вреда, независимо от наличия причинителя этого ущерба и его вины. Иски граждан предъявляются и рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Принятие законопроекта не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета».

Трое защитников Белого дома, погибшие в 1991 году, стали последними Героями Советского Союза. Спустя два года, при новом противостоянии вокруг всё того же здания того же самого парламента, погибли, только по официальным данным, 158 человек (348 человек были ранены, многие - тяжело).

Кто знает их имена и судьбы, кроме родных и близких?

От родни убитых я получил скорбный список. Вот лишь несколько историй. Почитайте.


Александр Солоха, 54 года. Из Макеевки Донецкой области. Кандидат физико-математических наук, доцент. Опубликовал 96 научных и методических работ. 29 сентября расклеивал листовки в поддержку Конституции, был задержан, избит на допросе. От полученных побоев скончался 7 октября в больнице № 15.

Андрей Вураки, 21 год. Студент 2-го Медицинского института Москвы. Сын космонавта Егорова. Убит 3 октября 1993 года у телецентра «Останкино». После начала расстрела оказывал раненым медицинскую помощь с друзьями Евгением Марковым (погиб) и Павлом Рощиным (ранен). Множественные пулевые ранения груди, живота и предплечий. Остались мать и сестра.

Евгений Краюшкин, 50 лет. Депутат райсовета. Убит у «Останкино». Множественные пулевые ранения в правое плечо, грудь, левый бок и голень.

Сергей Кузьмин, 17 лет. Работал поваром в столовой. Очень любил и хорошо знал Москву, собирал о ней книги. Заботился о бездомных кошках и собаках. В сентябре 93-го по вечерам после работы ездил к осаждённому Белому дому. Убит 3 октября у «Останкино». Множественные ранения из крупнокалиберного пулемёта БТР по всему телу. Единственный ребёнок в семье.

А это - пара. Наташа Петухова, 19 лет, и Алексей Шумский, 26 лет.

Наташа - автор более 200 стихотворений и 50 песен о родине, о вере, грустных и весёлых, в том числе написанных задолго до событий 93-го, но пророчески точных. С группой ребят под руководством своего жениха Алексея ходила в пещеры. Эти же спелеологи во главе с Шумским под землёй доставляли в Белый дом медикаменты, продовольствие, свечи, выводили больных из блокированного здания. 3 октября у телецентра «Останкино» находилась в группе с журналистами. Множественные огнестрельные ранения в ногу, в грудь, в затылок.

Алексей политикой не интересовался. В парламент пришёл как спасатель. 3 октября у «Останкино» получил множественные пулевые ранения в шею, грудь, живот, бедро и руку. Скончался на операционном столе. Остались отец и мать.

Константин Дмитриевич Чижиков, 75 лет. Ветеран Великой Отечественной войны. Несколько раз был ранен, перенёс контузию, частично потерял слух. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». По словам родных, обладал обострённым чувством справедливости. Много читал, любил произведения Льва Толстого. 3 октября у «Останкино» получил многочисленные пулевые ранения и умер в Институте Склифосовского.


Александр Шабалин, 31 год. Окончил филологическое отделение МГУ. 3 октября у «Останкино» расстрелян в упор. Остались мать-инвалид I группы, вдова и сирота-ребёнок.

Марина Курышева, 16 лет. 4 октября с подругой зашла в дом по улице 1905 года, где жила бабушка подруги. Выглянула в окно и увидела снайпера, засевшего на крыше дома на противоположной стороне улицы. Он тоже увидел Марину и выстрелил. Она была смертельно ранена в шею. Единственная дочь у родителей.

Сергей Альенков, 18 лет. Студент. Убит 4 октября в районе Белого дома. Ранение в спину из крупнокалиберного пулемёта БТР.

Роман Верёвкин, 16 лет. Учащийся техникума. 4 октября там же расстрелян в спину: множественные пулевые ранения в затылок, спину, шею, руку.

Роман Денисов, 15 лет. Школьник. Член совета школы. Посещал археологический и краеведческий кружки при Государственном историческом музее. Мечтал поступить в Свято-Тихоновский богословский институт. Стремился быть свидетелем и хроникёром современной истории России. В роли наблюдателя и историка посещал все митинги и противостояния. Ушёл утром 4 октября к Белому дому, взяв блокнот и ручку: «Я должен всё увидеть сам!» Убит в Капрановском переулке: пулевое ранение в бок со смещённым центром тяжести (выстрел снайпера), перебит позвоночник.

Владимир Ермаков, 44 года. Военный лётчик, затем пилот гражданской авиации. 4 октября вместе с женой-врачом оказывал помощь раненым. Был ранен в бедро, избит, в лобной и скуловой частях головы имеются ссадины от ударов тупым предметом. Добит выстрелом в голову сзади.

Игорь Лившиц, 60 лет. Убит на баррикадах: пулевые ранения головы и бедра.

Павел Алферов, 24 года. Окончил Радиотехнический институт. Работал над кандидатской диссертацией. В годы перестройки начал интересоваться политикой, ходил на все демократические митинги. В августе 1991 года защищал Белый дом. Как утверждается, сгорел заживо на 13-м этаже парламента. Осталась сестра.

Игорь Остапенко, 27 лет. Выпускник Киевского военно-морского училища. Служил в Подмосковье. Капитан-лейтенант, зам. командира части по работе с личным составом. В ночь на 4 октября во главе добровольцев части выехал в Москву. Попал в засаду. Остались вдова и дочь.

Имён и судеб - несметное множество…

Сергей Шаргунов
«Литературной газеты», № 40(6570), 12 октября 2016Из комментариев...

Александр Кудряшов пишет: - О тех событиях много написано. Более-менее объективно вот здесь в интервью со старшим следователем ГП РФ Л.Г.Прошкиным, пытавшимся расследовать то чудовищное преступление: http://msk.kprf.ru/2016/10/09/17173/. Были и попытки составить полный мартиролог расстрелянных, раненных, умерших от ран или тайно похороненных. В частности, этим занимался Валерий Шевченко, издавший книгу "Забытые жертвы октября 1993 года. М., 2010." со щемящей фотографией предсмертной надписи "Прости меня, мама, за то, что я любил Родину!" Можно погуглить и найти его книгу. С.Шаргунов собрался заняться благим делом и депутатский мандат ему в помощь. Но вряд ли он найдёт сторонников как среди "агрессивно-послушного большиства ГД", так и правительства, где до сих сидят главные выгодоприобретатели того госпереворота. Да и подписанты писем вроде "Раздавите гадину" из числа интеллигенствующих канделябрщиков, в большинстве своём, живы, обласканы и столь же ретиво исполняют обязанности политических официантов власти, контролируя духовную сферу. Тем не менее, с глубоким к нему уважением и, как говорится, Бог в помощь...

Валентин Иванович Колесов пишет: - Опираясь на Прошкина, описал те события в книге "Ельцин и другие, Летопись 1991 - 1999 годов", http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ Читают активно.
_______

Анатолий Поляков пишет: - Отношение к событиям осени 93 года - лакмусовая бумажка на порядочность. Была уничтожена народная ветвь ВЛАСТИ - ВЛАСТЬ СОВЕТОВ. Юридическая оценка была в свое время дана Конституционным судом. Не прошли мимо этого события и писатели, не предавшие ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ за похлебку из французских устриц. Ярчайшим представителем является Юрий Бондарев, отозвавшийся на эти события романом.
_______

Владимир Молчанов пишет: - ВЛАДИМИР БУШИН. Письмо ветерана Великой Отечественной войны капитана Владимира Бушина генерал-майору Борису Полякову, командиру 4 гвардейской танковой Кантемировской дивизии, отличившейся 4 октября 1993 года при артобстреле "Белого Дома", в результате чего погибли наши сограждане.

Как живется вам, герр генерал Поляков,
В вашей теплой, с охраной у входа, квартире?
Как жена? Как детишки? Достаток каков?
Что тревожит, что радует вас в этом мире?

Вы довольны ли суммой, отваленной вам
Из народной казны за народные жизни?
Или надо еще поднатужиться нам -
Всей слезами и кровью залитой Отчизне?

А довольны ли ими полученной мздой
Сослуживцы, что били по "Белому Дому" -
Офицеры Ермолин, Брулевич, Рудой?
Или надо накинуть хотя б фон-Рудому?

А повышен ли в звании Серебряков?
Неужели остался в погонах майора?
А его одногодок майор Петраков?
А как вся остальная кровавая свора?

А Евневич, Таманской гвардейской комдив,
Навещает ли вас, боевого собрата?
Вспоминаете с ним, по стакану хватив,
Как в тот день вы громили народ Сталинграда?

Говорят, горько запил майор Башмаков,
Повредился умом капитан фон-Баканов.
Или это лишь россказни для простаков,
Совесть ищущих даже в душе истуканов?

Сладко ль спится теперь по ночам, генерал,
С боевою подругой в двуспальной постели?
Или слышится голос, который орал:
"В плен не брать! Если даже бы сдаться хотели!"

Или видятся вам, лишь глаза призакрыл,
С выражением смертного страха и боли
Девятнадцатилетний студентик Кирилл
И шестнадцатилетняя школьница Оля?

Вы не стары сейчас, вы пока что нужны,
Но наступит пора - и отправят в отставку,
И захочется вам позабыть свои сны,
Тихо выйти во двор и присесть там на лавку.

А потом захотите и к тем старикам,
Что "козла" во дворе забивают часами, -
Это отдых уму и усталым рукам,
По которому вы стосковались и сами.

Подойдете, приветливо вскинете бровь,
О желании сблизиться скажете взглядом,
Но на ваших руках вдруг увидят все кровь,
И никто не захочет сидеть с вами рядом.

Может быть, вам при этом не бросят в глаза
Возмущенного, резкого, гневного слова,
Но по лицам как будто метнется гроза,
И поспешно оставят вас, вроде чумного.

Вы возмездье страны заслужили давно.
Вам Иуда и Власов - достойная пара.
Но когда старика не берут в домино,
Это, может быть, самая страшная кара.

Хоть в глаза вас никто до сих пор не корил,
Но какая у вас проклятущая доля!
Ведь стемнеет - и снова студентик Кирилл
И шестнадцатилетняя школьница Оля...

Вот и все, что хотел я сказать, генерал.
Это ныло во мне, словно старая рана.
Ты гвардейской дивизии славу продал -
Так прими на прощанье плевок ветерана.
_______

Александр Кудряшов пишет: - А вот вам и новый выход на сцену творческой интеллигенции, среди которых наверняка есть и подписанты письма "Раздавите гадину!" Нет-нет, в тексте нет слов про гадов, но судя по смыслу, они не разделяют РФ и "цивилизованных" за ситуацию в Сирии. То есть идут уже от следствия, опуская причины сложившейся гуманитарной катастрофы. И больно уж смущают некоторые фамилии. По свидетельству интернет-источников, так называемый "Конгресс интеллигенции" выступил с заявлением:

Мы крайне обеспокоены гуманитарной катастрофой, происходящей в Сирии в районе Алеппо. Мы вынуждены констатировать тупиковую ситуацию в попытке разрешить катастрофу ключевыми странами, заседающими в Совете безопасности ООН.

В связи с этим мы предлагаем Совету безопасности принять следующую резолюцию:
Проект резолюции Совета безопасности

Принимая во внимание чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в Сирии в районе Алеппо, и являющуюся, по сути, гуманитарной катастрофой, Совет безопасности ООН постановляет:

Осуществить акцию по совместному созданию и обеспечению безопасности гуманитарных конвоев для спасения мирных жителей в районе Алеппо с обязательным участием представителей пяти стран постоянных членов Совета безопасности.

Любое противодействие этой акции будет рассматриваться как военное преступление со всеми вытекающими последствиями для организаторов и исполнителей такого противодействия.

Людмила Алексеева
Алексей Арбатов
Лия Ахеджакова
Олег Басилашвили
Валерий Борщев
Алина Витухновская
Владимир Войнович
Леонид Гозман
Александр Городницкий
Лидия Графова
Сергей Лукашевский
Юлий Ким
Сергей Ковалев
Сергей Красавченко
Андрей Макаревич
Владимир Мирзоев
Дмитрий Муратов
Сергей Пархоменко
Лев Пономарев
Николай Сванидзе
Борис Соколов
Александр Филиппенко
Игорь Чубайс
Илья Шаблинский
_______

Лариса Попова пишет: - Спасибо автору за эту статью, а то у нас так хорошо "помнят" сталинские времена - все ищут виновных, сейчас вот за Ивана Грозного взялись наши "патриоты"-либералы, тоже,наверно, будут требовать, чтобы кто-нибудь покаялся. Очень удобно критиковать умерших, а еще они любят красиво требовать возмездия за дела на Украине, за страшную трагедию в Одессе. А что у белого дома была не трагедия? И многие фигуранты еще живы и, почему бы, не заставить их каяться и призвать их к ответу? Ну нет, у нашей патриотической элиты двойные стандарты
_______

Александр Баринов пишет: - Здесь Шаргунов не совсем последователен, точнее не до конца.

Если он считает погибших по меньшей мере достойными людьми и гражданами нашей страны, которым надо воздать должное, то встаёт вопрос, а как же поступить с теми от рук, которых эти граждане пострадали и погибли? Им то что - надбавки к пенсии или объявить общественное порицание?
_______

Юрий Шварёв пишет: - Предложения Шаргунова могут быть реализованы только после ухода от власти в России идейных и политически наследников Ельцина. Эти наследники ушли от курса Горбачёва-Ельцина в жизни международной, но во внутренней социально-экономической жизни и в правосудии они держат курс Ельцина-Чубайса. Этот курс сохранён в юридических службах страны.
_______

Александр Кудряшов пишет: - Пока в РФ у руля находятся птенцы "гнезда Борисова", - назначенцы "Семьи", - расстрельщиков не осудят и не накажут. Это означало бы им признать свою вину и повиниться. Им гораздо выгоднее искать виновников в прошлом, не случайно "ЕБН-центр", открытие которого благословили своим присутствием и проникновенными, благодарными речами до скупой мужской слезы, властные тандемщики, ныне ведёт масштабную кампанию о покаянии общества за советский период. Во всём виноваты "нелигимные" большевики, "кровавый" Сталин с его Гулагом и другие. Тут днями дискутировали о памятнике Ивану Грозному в Орле и одновременно снесли памятник Сталину, установленный в Сургуте за народные, собранные вскладчину, деньги. То есть устанавливать памятники "тиранам", даже если он Главковерх в победной, самой страшной, войне нельзя, поскольку это вызовет раскол в обществе и нарушит общественный консенсус. А хмЕльцину можно, хотя ему вполне хватило бы памятника и на кладбище. Получается, что общество живо общественным консенсусом вокруг фигуры Ельцина! Но что-то не верится... Просто в этом случае положили они на общественный консенсус, не боясь никакого раскола и откровенно лицемерят...

юриспруденция, законы и конституция, москва, родина и патриотизм, идеология и власть, либероиды и креаклы, революции и перевороты, партии и депутаты, пятая колонна, общество и население, сми, версии и прогнозы, эпохи, факты и свидетели, память, нравы и мораль, даты и праздники, двойные стандарты, воспоминания, демократия, протесты и бунты, смерти и жертвы, развал страны, мнения и аналитика, предательство, трагедии, 90-е, русофобия и антисоветизм, суды и следствия, ельцин, биографии и личности, геноцид, политика и политики, народ и элиты, противостояние, диктатура и тоталитаризм, современность, москвичи, дискуссии, преступления и наказания, ссср, оккупация и интервенция, диссида и оппозиция, кризис, правозащита, известные люди, история, справедливость, россия

Previous post Next post
Up