Русофобии среди поляков нет, она есть среди приезжих бандеровцев и оккупационной власти

Feb 22, 2017 13:50

Ещё о русофобии Польши сегодня и о НАТО в Европе

Охота на ведьм по-польски
Популярного политика Матеуша Пискорского держат за решеткой / Зарубежье

Исполнилось девять месяцев с того дня, как польский политолог, руководитель Европейского центра геополитического анализа и лидер партии «Смена» Матеуш Пискорский был арестован в Варшаве местными спецслужбами. ©По теме: Саммит НАТО в Варшаве



Матеуш Пискорский
Его обвиняют в шпионаже в пользу России и Китая, и задержали, как было объявлено, на три месяца. Однако до сих пор на свободу Пискорский так и не вышел.
На тот момент в Польше вовсю шла подготовка к июльскому саммиту НАТО, на который прибыли 28 делегаций стран НАТО, 26 делегаций государств-партнеров, представители ЕС, ООН и другие - около 2 тысяч человек. Со стороны польского Минобороны в организации саммита участвовали оперативное командование вооруженных сил, военная жандармерия, контрразведка, полиция и бюро охраны правительства. На время саммита в стране кардинально усилили воздушную оборону, запретили или ограничили полёты в некоторых районах. Заодно провели «зачистку»: именно в её рамках Пискорского и задержали. Известного в стране политика поместили под стражу, а также провели обыски в квартирах его соратников и в офисе партии «Смена». Судя по всему, официальная Варшава решила подстраховаться на время саммита от возможных нежелательных заявлений или акций Пискорского, не скрывавшего своих пророссийских симпатий.

Так уж совпало, что арестовали Пискорского утром 18 мая 2016 года, в день его рождения. Он собирался лететь в Москву, но за три часа до отлета агенты польской спецслужбы ABW (Agencja Bezpieczeństwa Wewnętrznego) задержали его, а затем, после семичасового рассмотрения дела, центральная прокуратура Варшавы согласилась с арестом Пискорского сроком на три месяца. К слову, это был первый в истории современной Республики Польши политический процесс, инициированный спецслужбами.

Уже находясь в заключении, Матеуш Пискорский обратился к своим единомышленникам с письмом, в котором призвал их «бороться любыми способами: за Польшу, свободную от чужих войск; за Польшу, проводящую мирную политику; за Польшу социальной справедливости».
Помощник Пискорского Томаш Янковский тогда прямо заявил: «Близится саммит НАТО. Партия «Смена» организовала протесты против его проведения. Мы - единственное движение, которое выступает против размещения в Польше американских войск… Мы планировали издать книгу "Кто убил Анджея Леппера?" (Леппер был оппозиционным политиком партии «Самооборона», критиком ЕС и США, сторонником улучшения отношений с Россией; найден повешенным в своём кабинете в 2011 году. Полиция заявила о самоубийстве). Эта книга перевернула бы польскую политическую сцену. У нашей власти в этом деле руки не чисты… Пискорский, как бывший представитель "Самообороны" и близкий соратник Леппера, мог многое рассказать».

Действительно, в «Самооборону» Анджея Леппера молодой преподаватель политологии Щецинского университета Пискорский вступил в 2002 году. Обладая яркой харизмой, Матеуш быстро делал политическую карьеру. От этой партии он стал депутатом Сейма пятого созыва, после загадочной смерти Леппера возглавил «Самооборону» (в 2006-2007 гг. входившую в правящую коалицию), в 2007-м основал в Варшаве Европейский центр геополитических исследований, а в марте 2014-го возглавил миссию международных наблюдателей на референдуме в Крыму. Одновременно продолжал трудиться преподавателем: работал в Высшей профессиональной школе, в Collegium Balticum и в Высшей школе педагогики имени Януша Корчака в Варшаве. В 2007 году Пискорский вернулся в Щецинский университет, в 2008-м стал председателем Товарищества Польско-Венесуэльского сотрудничества. Также работал в Национальном совете радиовещания и телевидения. С декабря 2009-го по декабрь 2010 года был заместителем директора Польского Евро Радио, являлся адъюнктом в Академии им. Яна Длугоша в Ченстохове. Затем он был деканом факультета политических наук в Высшей школе международных отношений и американистики в Варшаве.

В 2015 году Пискорский принял решение о создании партии «Смена». Причем в основу ее идеологии легли постулаты о выгодности пророссийского вектора в польской политике - в связи с чем партия официально поддержала создание ДНР и ЛНР в Донбассе.
В свою очередь, Пискорский неоднократно заявлял о законности присоединения Крыма к России. Однако обвинения в «работе на Россию» он неизменно отвергал. «Мы не являемся ни рукой, ни ногой, ни какой-то другой частью тела Путина, Кремля или Москвы. Если выразиться ёмко, то мы сторонники польской идентичности. Наша партия настаивает на пересмотре приватизации 90-х годов. Недопустимо, когда 85% банков в стране принадлежат иностранцам. "Смена" выступает также за выход Польши из НАТО. Партия с уважением относится к социалистическому периоду развития страны и требует отмены закона о люстрации». По мнению ряда экспертов, для политической элиты Польши появление нового объединения стало неприятным сюрпризом.

«Смена», опирающаяся преимущественно из представителей молодого поколения (студенчество из провинции, молодые леваки, футбольные фанаты), набирала популярность. Не последнюю роль в этом играло недовольство поляков тем, что их страну заполонили мигранты с Украины, транслирующие радикальные националистические взгляды. Примерно за год до ареста Пискорский рассказывал: «Внешняя политика в Польше не является самым значительным вопросом повестки дня. Избиратели, скорее, интересуются внутренними, социальными проблемами, экономической политикой. Но в связи с украинским кризисом всё меняется, потому что любой поляк чувствует присутствие "украинских братьев", которых на территории Польши уже 600 тысяч. Среди них есть люди, которые на улицах Варшавы, Люблина и других польских городов публично выступают с красно-черными флагами. И это вызывает в Польше определенные эмоции. Все акты агрессивной русофобии, присутствующей в Польше - это дело рук наших любимых украинских мигрантов. Мы собирали разные данные про проявления русофобии на территории Польши и пришли к выводу, что русофобии среди поляков нет. Есть русофобия среди тех, кто временно проживают на территории Польши, приехали с Украины».

Политический обозреватель Ян Матушевский пишет, что обвинения Пискорского в шпионаже нелепы уже хотя бы потому, что тот никакими государственными или военными секретами не обладал - в последние восемь лет до своего ареста политик не занимал никаких государственных постов, с армией тоже никак не пересекался. «Польская пресса неоднократно отмечала, что причиной ареста Пискорского была только его пророссийская позиция. Любопытно, что в момент ареста у квартиры Пискорского "случайно" оказался репортер проправительственного телеканала TVP, который в мельчайших подробностях заснял процедуру задержания. Впоследствии давший интервью анонимный агент польской контрразведки заявил, что подозреваемый "часто появлялся на российских телеканалах" и ездил на "оккупированный русскими" восток Украины, где встречался с руководителями "сепаратистских ДНР и ЛНР". И даже был знаком с лидером ДНР Александром Захарченко. То есть польские власти, в унисон своим украинским коллегам, считают "тяжелым преступлением" даже посещение Донецка и Луганска. Как отмечают независимые польские СМИ, "Пискорский даже теоретически не мог работать на российскую разведку, его единственная вина - это инакомыслие, то есть уверенность в том, что польским властям ни в коем случае нельзя идти на поводу у заокеанских кураторов"», - сообщает Матушевский.

Действительно, разговоры о «российской агрессии на Украине» Пискорский называл пропагандой. Вернувшись из Донбасса, он говорил, что на основе бесед с местными жителями сделал вывод о том, что жить на Украине они не хотят.

«Я думаю, что начать реальные переговоры по Донбассу и Луганску будет возможным лишь тогда, когда из властных элит Украины уберут людей, которые проповедуют откровенно фашистскую, бандеровскую идеологию», - подчеркивал лидер «Смены».
И, кстати, эти заявления отнюдь не были гласом маргинала. Политолог Рафал Федорук отмечает: «Польское общество отнюдь не монолитно, когда речь заходит о политике Варшавы по отношению к Украине. "Смена" набирает всё больше и больше единомышленников из стана настоящих патриотов независимой Польши». В свою очередь, Ян Матушевский ссылается на опросы 2016 года, проведенные польским Центром исследования общественного мнения (CBOS). «Они показывают, что, вопреки распространенному мнению о массовой поддержке населением антироссийского курса Варшавы, треть поляков считает, что польское правительство не должно поддерживать Киев в текущем кризисе, поскольку пробандеровская идеология властей Украины представляет прямую угрозу интересам поляков. … Больше половины поляков придерживаются той точки зрения, что, если уж Польша поддерживает Украину, она не должна идти дальше существующих санкций Евросоюза против России. Наконец, три четверти респондентов опасаются, что эскалация конфликта может представлять угрозу для Польши», - подчеркивает Матушевский.

Что ждёт Пискорского дальше? Многие ожидали, что арестованного действительно выпустят через три месяца, но политик продолжает томиться в узилище и по сей день. По рассказам близких ему людей, своё заключение Пискорский переносит достойно и даже отчасти воспринимает его, как должное - мол, сильным и самостоятельным политикам, желающих возглавить нацию, нередко приходилось переносить подобные испытания. Секретарь Русского культурно-просветительного общества в Польше Андрей Романчук на вопрос автора этих строк о дальнейшей судьбе Пискорского ответил так: «Официального заключения по Матеушу до сих пор нет, он все ещё под следствием. И это самое ужасное - неопределенность».

Однако Романчук подтверждает мнение Пискорского о том, что в основной массе польского общества нет стремления к затяжной холодной войне с Россией - зато растет недовольство Украиной и эмигрантами оттуда.
«Польша согласилась ежегодно принимать на учебу по тринадцать тысяч студентов с Украины - бесплатно. Это, естественно, вызвало у простых поляков возмущение: за что украинцам подобные привилегии? Естественно, до людей доходила и информация о том, что постмайданные власти занимаются героизацией Бандеры, Шухевича, ОУН-УПА - всех тех, кто в Польше ассоциируется с кровью, слезами, смертями десятков тысяч соотечественников. И поэтому в Польше люди стали недоумевать: "Стоп, тут что-то не так…" И тут во весь рост встает вопрос: кого же мы поддерживаем?». По словам Романчука, Польша в целом уже поняла, что сокрушить Россию санкциями и экономической блокадой, напугать бряцаньем оружия и резкими заявлениями не получится. «А убытки, которые сами мы несём от "войны санкций", огромны, они больно бьют по нашим производителям. На мой взгляд, в правительстве по российскому вопросу идет внутренняя борьба… Даже в правящей партии ("Право и Справедливость"), несмотря на противодействие отдельных её представителей, уже есть люди, занятые поиском путей к диалогу. Судя по всему, идет подготовка к тому, чтобы резко сменить внешнеполитическую линию: "А мы, вообще-то, всерьёз с Россией и не ссорились. Это лишь несколько человек вели враждебную риторику, ну а в целом мы другого мнения". Это, конечно, лично я так предполагаю - посмотрим, насколько мои предположения близки к правде».

Данные предположения подтверждает и политолог, доцент Санкт-Петербургского университета Наталья Еремина: «Уверена, что поляки вернутся к диалогу с Россией, как уже не раз бывало раньше в их истории. Если они почувствуют, что это необходимо для блага их государства, то вполне способны на такое пойти. Правда, вряд ли это произойдет, пока будет продолжаться правление партии "Право и справедливость". Но прежней оголтелой русофобии, думаю, больше уже не будет в любом случае. Упорство в русофобской риторике и этноцентризме обернётся тяжкими экономическими последствиями».

Что ж, если отношения Польши и России и впрямь улучшатся, то Пискорский может выйти на свободу. Другое дело, что это, может быть, вопрос не самого ближайшего будущего…

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

Владимир Веретенников
специально для «Столетия», 21 февраля 2017

крым и севастополь, шовинизм и ксенофобия, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, фашизм и нацизм, санкции, съезды и форумы, партии и депутаты, пятая колонна, общество и население, свобода, версии и прогнозы, украина, ложь и правда, нравы и мораль, холодная война, тюрьма и зона, национализм, двойные стандарты, подмена понятий, внешняя политика и мид, информационные войны, агитпроп и пиар, агрессия, репрессии и цензура, протесты и бунты, смерти и жертвы, независимость и суверенитет, русские и славяне, европа, шпионаж и диверсии, миграция и беженцы, мнения и аналитика, сша, страны и столицы, госбезопасность и разведка, бывший ссср, русофобия и антисоветизм, новороссия, суды и следствия, силовики и спецслужбы, нато, биографии и личности, безопасность и правопорядок, союзники, колониализм, политика и политики, народ и элиты, противостояние, народы, диктатура и тоталитаризм, современность, оккупация и интервенция, диссида и оппозиция, ревизионизм, коллаборационизм, польша, армия, правозащита, империализм, россия, манипулирование

Previous post Next post
Up