По чьему подобию Путин создал свой «Фронт» и кому он оппозиционирует / Упс, извращение!

Jan 21, 2017 22:08

Ещё о Путине и партиях и оппозиции в СССР

Народный фронт на фоне Перестройки
Путинский ОНФ решил возвратиться к практике перестроечных фронтов, но правильнее его было бы называть антифронт / История Народных фронтов в эпоху перестройки / Статья 2013 года

В Москве 11-12 июня [2013 года] прошел учредительный съезд Общероссийского народного фронта (ОНФ, полное название Общероссийское общественное движение «Народный фронт - за Россию»), его лидером стал президент Владимир Путин. ©



Митинг Народного фронта в Москве, 7 ноября 1989 года / Фото: Владимир Вяткин
«Русская планета» решила разобраться где находятся корни такого явления, как «народный фронт», сыгравшего важную роль в истории России и других стран.
Народный фронт - антифашистская коалиция

Впервые понятие «народный фронт» вошло в политический лексикон в середине 1930-х годов. Первое подобное движение появилось во Франции в 1934 году. Народным фронтом была названа широкая коалиция левых сил, поставившая своей целью противостояние правым и фашистским партиям, которые активно росли в то время во Франции.

Однако, кроме Франции такие движения левых как более менее работающие коалиции появились только в Испании и Чили. Во время Гражданской войны именно Народный фронт противостоял Франко, а одной из причин побед испанского Каудильо является разлад в левом лагере.



Испанский Народный фронт на улицах Барселоны
После Второй Мировой войны многие антиколониальные движения называли себя народным фронтом. Но вместо конъюнктурного объединения левых сил для борьбы с политическими оппонентами, такие движения чаще всего преследовали сепаратистские и антиколониальные цели. Наиболее известные из таких движений народные фронты освобождения Палестины (НФОП) и Эритреи (НФОЭ).

Все на защиту Перестройки

В январе 1987 года Михаилом Горбачевым была провозглашена политика гласности, благодаря которой стало возможно обсуждать не только ранее запретные темы из прошлого, но и предлагать альтернативные варианты политического курса.

Быстрее всех на это среагировали советские средства массовой информации. Передача центрального телевидения «Взгляд» и газета «Московские новости» стали самыми яркими продуктами эпохи гласности. «Взгляд» шел в прямом эфире и позволял без предварительного согласования резко высказываться гостям телепередачи о текущей социально-политической ситуации. Сквер на Пушкинской площади в Москве напротив редакции «Московских новостей» стал первым настоящим отечественным аналогом гайд-парка, в котором вечерами собирались люди, чтобы обсудить материалы свежего выпуска газеты. В недалеком будущем это станет местом собраний Московского народного фронта.



У стенда газеты «Московские новости» на Пушкинской площади в Москве, 1 ноября 1988 года / Фото: Олег Иванов
Развернувшиеся процессы привели к расколу в партийном руководстве, часть из которого, негласно возглавляемая секретарем ЦК КПСС Егором Лигачевым, заявила о «разгуле гласности». Началом открытого противостояния между либеральным и консервативным крылом КПСС принято считать публикацию в марте 1988 года в газете «Советская Россия» статьи ленинградской учительницы Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». В ней впервые Перестройка осуждалась за излишне резкие шаги по реформированию советского государства.

Сторонниками курса Михаила Горбачева это событие было расценено как начало попытки сворачивания либерализации. Постепенно в этой ситуации многие из «ощутивших воздух свободы» решили встать на защиту завоеваний Перестройки. Так в Советском Союзе стали появляться различные низовые объединения молодых политиков и активистов, которые вскоре стали называться народными фронтами.

Имя было взято не случайно, так как эти коалиции состояли из представителей различных идеологических направлений. Причем, они даже не были преимущественно левыми, в их состав входили и либералы, и националисты. Участник Московского народного фронта Сергей Станкевич вспоминает в беседе с «Русской планетой»: «Состав фронтов был очень неоднородным. В него входили разные люди, но всех объединяло желание скорейшей полной, а не частичной, демократизации».

Прибалты подают пример

Появившиеся народные фронты стали активно бороться с консервативным крылом КПСС. Большинство из них включало в свое название определение «в поддержку Перестройки». Это касалось, в том числе и прибалтийских движений, наиболее ярко заявивших о себе в конце 1980-годов. Но достаточно скоро от требований защиты достижений Перестройки народные фронты перешли к гораздо более радикальным лозунгам.

Историк Александр Шубин, занимающийся проблемами советской истории и массовыми движениями эпохи Перестройки, поясняет в интервью «Русской планете», что саму моду на название народный фронт ввели прибалты. «Прибалтийский активисты взяли термин «народный фронт» в качестве названия, в том числе и как прикрытие для своих реальных политических устремлений. Народный фронт был удобным прикрытием для движения к многопартийности и независимости», - поясняет ученый.

На I Съезде народных депутатов СССР в мае 1989 года прибалтийские депутаты, многие из которых входили в народные фронты, выступили с требованием частичного, прежде всего, экономического суверенитета и признания незаконным Пакта Молотова-Риббентропа (советско-германское соглашение, по которому страны Прибалтики отходили в советскую сферу влияния - РП). С этого момента начинают радикально трансформироваться идеи, лежавшие в основании народных фронтов.

В советских республиках стали доминировать идеи государственной независимости. Тон и тут, конечно, задавали прибалты, которые 23 августа 1989 года создали фактически единый прибалтийский народный фронт, устроив акцию, посвященную пятидесятилетнему юбилею пакта Молотова-Риббентропа. Жители трех республик организовали огромную живую цепь от Таллина до Вильнюса. В будущем они станут выступать всегда объединенной коалицией.



Живая цепочка солидарности «Балтийский путь» на территории Эстонии, 23 августа 1989 года / Фото: В.Мааск
В этом с них стали брать пример представители других советских республик. Украинский «Народный рух» (аналог народного фронта в Украине - РП) в январе 1990 года принял участие в организации живой цепи между Львовом и Киевом, в день празднования 72-ой годовщины объединения Украинской народной республики и Западно-украинской народной республики во время Гражданской войны. В Молдавии же народный фронт начал свою деятельность сразу с требований о переводе молдавского языка с кириллицы на латиницу и призывов к объединению с Румынией.

Иначе сложились взаимоотношения народных фронтов Азербайджана и Армении. Они выступали не только за независимость своих республик, но и вели активную взаимную борьбу из-за конфликта в Нагорном Карабахе. Участники азербайджанского народного фронта были первыми, кто столкнулся с советскими войсками во время бакинских событий января 1990 года. Войска в Баку вводились именно с целью подавления протестов, организованных народным фронтом.

Россия - не Прибалтика

В России народные фронты существовали недолго и от целей поддержки Перестройки не ушли до самого своего конца, когда в 1990-м году большинство их представителей влились в широкую коалиционную партию «Демократическая Россия» во главе с Борисом Ельциным. Но единого общероссийского народного фронта в России так и не появилось. На его месте существовало множество региональных: Московский, Ленинградский, Куйбышевский, Челябинский, Чечено-Ингушский, Донской, Байкальский и другие народные фронты. Стоит отметить и примыкавший к ним по названию «Национально-патриотический фронт «Память», который, тем не менее, значительно отличался от них в идеологическом содержании. Численность организаций колебалась от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

«Для России народный фронт означал, прежде всего, широкую политическую коалицию. Сам термин брался из учебника истории, где им как раз и обозначались левые политические союзы. Но выбор названия был техническим делом, так как в большинстве регионов существовали политические коалиции, поддерживающие Перестройку, но под другими именами», - рассказывает Александр Шубин.



Митинг движения «Демократическая Россия» в Москве, 7 ноября 1990 года / Фото: А. Соломонов
Народные фронты в больших городах сыграли решающую роль в период подготовки выборов на I Съезд народных депутатов. Особой активностью отличился Московский народный фронт (МНФ), бывший коалицией различных политических движений. В будущем из него выйдут такие известные деятели, как Андрей Исаев, Глеб Павловский, Борис Кагарлицкий, Олег Румянцев и многие другие. Но МНФ быстро раскололся, так как не удались попытки отдельных активистов превратить его в централизованную структуру с общей идеологией. Историк Шубин считает, что в то время это было чистой утопией, так как все жаждали идеологического разнообразия.

В сентябре 1989 года в Ленинграде прошла Конференция демократических организаций и движений, призванная объединить демократические движения в «перестроечном» СССР. В итоге был создан Народный фронт РСФСР, так и не ставший самостоятельной организацией. «Масштабы России не позволили создать единый российский народный фронт. Региональные движения возникали с прицелом, прежде всего, на местные проблемы. А единственной общероссийской повесткой была демократическая, а не национальная», - рассказывает Сергей Станкевич.

После ухода политики в зал заседания Съезда и депутатские кабинеты роль уличных активистов начала снижаться. «Связано это в том числе и с тем, что у народных фронтов появилось множество других конкурентов, в виде появлявшихся новых партий», - поясняет Александр Шубин.

В конце 1980-х также появились своего рода антифронты. К примеру, в Прибалтике были созданы «Интернациональные фронты трудящихся», которые пытались сохранить республики в составе Советского Союза. Они пользовался относительной популярностью среди русскоязычных жителей, но так и не смогли стать настоящий политической силой. Александр Шубин считает, что это связано в неудачном соединении в их идеологии желания бороться за равноправие людей независимо от их происхождения и языка - с охранительством, обращением к прошлому СССР как политическому идеалу. «Возможно, позже они смогли бы приобрести больший политический вес. А в 1990-1991 годах почти никто не хотел возвращаться в застой. Да и позже стало ясно, что многие русские использовали свое пребывание в независимых прибалтийских республиках как способ эмиграции в Европу», - считает ученый.

Исходя из исторической практики, путинский ОНФ должен был бы правильно называться «антифронтом», так он выступает не за демократизацию страны, а за охранительство - как его идеологические собратья, прибалтийские «Интерфронты» начала 1990-х.

Сергей Простаков
«Русская планета», 17 июня 2013Из комментариев...

zonder пишет: - Вполне вероятно, что Путин разработал свой план по созданию народного фронта, исходя из своего опыта работы агентом КГБ в Восточной Германии, где до 1989 года успешно действовал Национальный фронт ГДР.

ваня иванов пишет: - "Народный фронт". Название предполагает борьбы объединённого народа с кем-то или чем-то. Сколько здесь неясностей, сколько вопросов! Народ - это кто? Работяга, производящий продукт и получающий за это столько, сколько ему соизволит дать хозяин.? Мелкий лавочник, владелец супермаркета, председатель директоов крупной торговой компании, миллиардер, олигарх?

mihooy пишет: - Этот фронт людей, поддерживающих Путина, всегда был и никуда не денется, пока Путин у власти: по сути, это армия его сторонников, название дело десятое.

родина и патриотизм, идеология и власть, фашизм и нацизм, сепаратизм, пятая колонна, общество и население, слова и термины, факты и свидетели, украина, нравы и мораль, национализм, молдавия, двойные стандарты, подмена понятий, демократия, регионы, протесты и бунты, развал страны, перестройка, прибалтика, европа, предательство, 80-е, 90-е, организации, национальная идея, русофобия и антисоветизм, ельцин, социализм и коммунизм, запад, путин, правители, народ и элиты, большевики и кпсс, противостояние, диктатура и тоталитаризм, современность, ссср, диссида и оппозиция, 20-й век, горбачёв, россия, манипулирование

Previous post Next post
Up