А Матильда в ответ улыбнулась... / Лошадь - это живой тренажер для детей

Jan 12, 2017 02:18


Ещё о детях и детях в Мордовии

«Любовь всех делает добрыми и открытыми…»
В Саранске реабилитацию при помощи лечебной верховой езды проходят около сотни детей

Два года назад мы рассказывали читателям о непростой ситуации, в которую попали дети-инвалиды, занимающиеся иппотерапией - лечебной верховой ездой. В течение одиннадцати лет занятия верховой ездой проводятся на базе спортивно-оздоровительного клуба «Кентавр» в Берсеневке. Однако 2 года назад здесь обрушилась крыша манежа. Средств на восстановление манежа не было, занятия оказались на грани закрытия. Из необходимых 550 тысяч было собрано всего лишь 20 тысяч рублей. Больным детям срочно требовалась помощь! К счастью, их крик души не остался без ответа.

Сегодня родители детей-инвалидов и педагоги вновь просят протянуть руку помощи. Обо всем по порядку - в сегодняшнем материале «ВС». ©
Два года назад в преддверии Международного дня защиты детей Глава Мордовии Владимир Волков принял решение о выделении средств на ремонт детского иппотерапевтического центра. Деньги были выделены из Резервного фонда Главы республики. Более 700 тысяч рублей пошли на восстановление обрушившейся кровли и возведение манежа конноспортивного клуба «Кентавр». Клуб «Доверие» по сей день остается единственной в республике организацией, которая проводит подобные занятия на безвозмездной основе.

Сегодня родители детей-инвалидов и педагоги вновь просят о помощи. «Мы очень благодарны за выделенные нам средства на восстановление манежа, - говорит инструктор-иппотерапевт Надежда Морозова. - Но сегодня мы вновь просим о помощи. Сейчас манеж функционирует. Но он располагается в таком месте, что весной затапливается талыми водами. Получается, что занятия в нем в этот период невозможны. Например, с марта по май мы не занимались с детьми в манеже. Мы пригласили независимых экспертов, сделали официальную экспертизу этого строения. Они составили смету. По результатам экспертной оценки, для того чтобы сделать необходимые усовершенствования, препятствующие затеканию в манеж талых и дождевых вод, сегодня требуется немногим более 200 тысяч рублей. Снаружи необходимо сделать отмостку, также нужно вырыть водоотводящую канаву, досыпать грунт и установить бортики из фанеры.

Родители детей, занимающихся у нас иппотерапией, проявили активность и две недели назад написали петицию, в которой содержится просьба отдать свои голоса за то, чтобы обратиться за помощью к Главе республики. Она размещена в нашей группе «Иппотерапия в Саранске» в социальной сети ВКонтакте. Родители решили, что как форма сбора подписей подойдет именно петиция. Хочу подчеркнуть, в нашем случае петиция является не формой протеста, а просьбой. Кроме того, отсканированную версию петиции мы уже отнесли в Правительство республики. Надеемся, что мы вновь будем услышаны».


Все специалисты, работающие с «особыми» детками, имеют высшее образование, даже не одно. Надежда Морозова - кандидат психологических наук, клинический психолог, дефектолог, преподаватель МГУ им. Н.П. Огарева и МГПИ им. М.Е. Евсевьева, доцент кафедры психологии мордовского госуниверситета. Анастасия Родюшкина - медицинская сестра психоневрологического профиля, педагог-психолог.

«Сейчас реабилитацию при помощи иппотерапии проходят около сотни детей, - говорит Надежда Морозова. - Наш клуб «Доверие» сотрудничает с отделением реабилитации психоневрологического диспансера и приютом «Надежда». Кроме того, спорткомплекс «Мордовия» выиграл президентский грант, благодаря которому 60 детишек с диагнозом ДЦП успешно проходят курс лечения на базе спортивного учреждения. В курс лечения входят и занятия по иппотерапии, которые проводятся нами на базе спортивно-оздоровительного клуба «Кентавр». Дети посещают наши занятия совершенно бесплатно.

В рамках работы нашей организации действуют несколько коррекционно-развивающих и реабилитационных программ, рассчитанных на различный контингент. В основном это инвалиды детства по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, интеллектуальным и эмоциональным нарушениям, страдающие аутизмом, а также дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Проводить занятия нам помогают волонтеры. Мы очень благодарны им за это.

Что касается противопоказаний к иппотерапии, их не так много. Это заболевания, которые в принципе являются противопоказанием к активному образу жизни. Прежде всего любое соматическое заболевание в острой стадии, остеопороз (хрупкость костей), тяжелая форма эпилепсии, гемофилия (несвертываемость крови), некоторые травмы позвоночника типа межпозвоночных грыж и искривление позвоночника в глубокой стадии.

Лошадь - это живой тренажер. Во время сеансов иппотерапии происходит непосредственный контакт ребенка с животным. Температура тела лошади на градус выше, чем у человека. Дети занимаются не на седле, а на подстилке, благодаря чему прогреваются мышцы в движении. Во время занятий совершается трехмерное колебание - вперед-назад, вверх-вниз и вправо-влево. За счет движений лошади происходит массаж, ребенок учится координировать свое тело в пространстве. Улучшаются моторные навыки, контроль тазовых функций, укрепляются мышцы».

Сейчас с детьми работают две лошади - Матильда и Лаврик, конечно, не считая тех разноцветных пластмассовых лошадок, которые используются на занятиях. Готовят к занятиям с детьми и четырехгодовалую Фламенко, дочь Матильды. Лаврик - более спокойный по характеру. Быть может, сказывается почтенный возраст - ему 24 года. А вот Матильда не прочь порезвиться. И Лаврик, и Матильда, или Мотя, как ее ласково здесь называют, с удовольствием позволяют себя гладить и кормить с ладони и особенно любят, когда их нежно почесывают за ухом. Стоит заметить, стать иппотерапевтической способна далеко не каждая лошадь. Педагоги рассказали, что есть еще две лошади, которых они готовы взять в аренду. Но снова все упирается в деньги.


«Во время сеанса иппотерапии работают двое - педагог занят ребенком, коновод отвечает за поведение животного во время занятия, меняет аллюры у лошади. Помимо езды на лошади в разных положениях добавляем различные игры. Мы обращаем внимание на навыки и знания каждого ребенка и выстраиваем индивидуальную программу.

Хочу заметить, у детей, приходящих к нам заниматься, потрясающая для их возраста сила воли. Они умеют бороться по-настоящему. Болезнь закалила их, выковала характер. Очень многие дети преодолевают боль, страх и дискомфорт.

Не все знают о существовании паралимпийского конного спорта. Люди с двигательными нарушениями готовятся по паралимпийской программе. Для людей с интеллектуальными нарушениями существует специальная программа. Среди детей, с которыми мы занимаемся, можно выделить пятерых, которым мы могли бы порекомендовать всерьез подумать о спортивной карьере. Кстати, мы тоже имеем возможность воспитывать юных паралимпийцев. У нас есть специалист, который является тренером и берейтором одновременно, за ее плечами - многолетний опыт работы с детьми. Что касается лошадей, то наши Лаврик и Матильда не годятся для спорта. Но здесь, в клубе «Кентавр», есть лошадь по имени Тост, которая подходит для участия в соревнованиях. Мы могли бы взять ее в аренду.

Кроме того, нашим специалистам необходимо повышать квалификацию и пройти курсы, ведь иппотерапии в университетах не обучают. Однако такие курсы существуют только в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге. К сожалению, средств для их прохождения у нас нет».

«Заниматься иппотерапией к нам приезжают даже из других регионов - Нижегородской, Самарской областей, - рассказывает Анастасия Родюшкина. - Вот, например, сейчас я провожу занятия с детьми из Подмосковья. Вместе с родителями ребята приехали погостить на лето в Саранск. Как они узнали о наших занятиях? Представляете, заниматься иппотерапией у нас им посоветовал врач из Праги!..».


Ваня. Ивану 10 лет. Сегодняшнее занятие для него - восьмое. «Знаете, раньше Ваня боялся любых животных, особенно собак, - рассказывает мама Надежда. - Посмотрите на него сейчас - ему совсем не страшно! Даже ложится на лошадь, глядя вверх, а значит, доверяет животному. Знаете, сын мне так и говорит: «Круче всего - это лежа!». А еще он начал гладить животное. Просто любовь всех делает добрыми и открытыми…

Впервые мы узнали об иппотерапии во время отдыха в Евпатории. Но на занятия по иппотерапии начали ходить только здесь, в Мордовии. Иппотерапия очень полезна при ДЦП - это равновесие и укрепление спины. Мы очень довольны занятиями, замечаю улучшение состояния здоровья сына.

Вот только жаль, что мы не можем воспользоваться услугами социального такси. Нам отказывают, говоря, что Берсеневка - это уже не Саранск. Получается, что иппотерапия для нас бесплатна, а вот приезжаем мы на занятия на обычном такси».

На встречу с четвероногим другом Иван пришел не с пустыми руками. После занятия Ванюша достал припасенный гостинец. Большими мягкими губами Матильда осторожно взяла лакомство. Как приятно почувствовать на ладони теплое дыхание лошади! Он ласково погладил лошадку, а Матильда в ответ улыбнулась мальчику, бросив на него взгляд из-под длинных ресниц. Заметив это, Ваня тотчас произнес: «Мама, мама, она мне улыбнулась!.. Ты видела?!».

Костя. Глядя на этого веселого, задорно смеющегося мальчугана, скачущего на гнедом коне, сложно поверить, что в его жизни есть какие-то печали. У 6-летнего Кости ДЦП. «Чего только не довелось увидеть на своем веку, я уже ко всему привыкла, - говорит бабушка Костика Валентина Александровна. - После смерти сына вместе со снохой воспитываем Костю, занимаемся его здоровьем. Живут они в Подмосковье. На некоторое время я забирала внука к себе в Мордовию, а теперь вместе с ним поедем в Подмосковье.

Внук очень любит лошадей. Однажды он посмотрел мультфильм, где лошадь заточили в клетку. Очень расстроился и переживал, как же ей удастся вырваться на свободу… Общение с лошадью - давняя мечта Кости. Вижу, что занятия идут ему на пользу. Огромное спасибо педагогам!».

Особенно мальчику нравится, когда лошадь скачет рысью. Для Кости это девятое занятие. «Еще! Еще!..», - хохочущий от радости Костик явно не желает расставаться с лошадкой, хотя занятие в манеже подходит к концу. Жаль, что уже на днях ему предстоит уехать и попрощаться со своими друзьями - Матильдой и Лавриком. Сможет ли он посещать платные занятия по иппотерапии, живя в Подмосковье, пока неясно. Напоследок Надежда Морозова, обращаясь к Валентине Александровне, еще раз отмечает Костины способности и настоятельно рекомендует подумать о том, чтобы отдать мальчика в паралимпийский конный спорт.

Кириллка. Маленький Кирюша живет в своем мире. У 6-летнего Кирилла - аутизм. Он почти не разговаривает. «Мы стараемся сделать все возможное для нашего сына, - рассказывает отец мальчика Алексей. - Я не работаю, занимаюсь с Кириллом. Ребенок требует много времени и внимания. Еще у нас подрастает маленькая дочка. В семье трудится только супруга.

Очень рады, что в Мордовии есть возможность заниматься иппотерапией. Честно говоря, мы хотели начать заниматься лечебной верховой ездой еще год назад. Привозили Кирилла, пробовали, но, видимо, он еще не был к этому готов. Сейчас не пропускаем ни одного занятия. Вообще мы с супругой стараемся применять все, что может помочь нашему сыну. Обязательно будем продолжать занятия иппотерапией».

Вадим. 8-летний Вадим знаком с лошадками уже целых 4 года - именно столько длятся его занятия иппотерапией. Мама Регина очень довольна, ведь прогресс у ее сына налицо. «К сожалению, у нас в Саранске нет специальных центров, где могли бы заниматься с детьми-инвалидами. Занятия по иппотерапии для нас - надежда на выздоровление… До того момента, как мы начали заниматься иппотерапией, Вадим был равнодушен ко всему происходящему, не разговаривал, а после занятий охотно стал идти на контакт, - говорит Регина. - Представляете, мой сын впервые назвал меня мамой! Вадим очень привязался к Матильде и Лаврику, готов отдать им свое последнее печенье. Да и как можно не полюбить это теплое родное существо!

Помимо занятий с детьми наши педагоги самостоятельно ухаживают за лошадьми, моют их, кормят и лечат. Представляете, какой это труд! А ведь у них тоже есть свои семьи и маленькие дети… Это просто золотые люди! Они делают столько добра, всю душу отдают нашим детям, посвящают этому все свободное время. Я горжусь, что у нас в Мордовии есть возможность заниматься иппотерапией, да еще с такими профессионалами, каковыми являются наши педагоги. Да, найти иппотерапевта в крупном городе, думаю, не составит труда. Но далеко не в каждом небольшом городе есть такая возможность. А еще было бы здорово, если бы к нашему манежу вела дорога. Тогда родителям деток, которые передвигаются с трудом, было бы удобно подвозить их на транспорте прямо к манежу, а не тащить на руках».

Текст: Елена Буданова, фото: Андрей Кондратьев
«Вечерний Саранск», 22 июля 2016

идеология и власть, благотворительность, детство, родители, общество и население, инвалиды, нравы и мораль, поволжье, мордовия, олимпиада, животные, врачи, регионы, деньги, образование и воспитание, спорт, медицина и здравоохранение

Previous post Next post
Up