Ещё о
Гражданской войне, в т.ч.
Каминский В. В. "Почему «белые» проиграли гражданскую войну? Увидено у
gusev-a-vОбраз врага: красные и белые на Урале
Краеведение
Как в документах белых была отражена красная армия, и как в документах красных описывалось противостояние с белыми коллаборационистами?
©Ещё о
красных и белых на Урале Возможно, в том каким был образ врага и лежит толика объяснения почему красные победили, а белые проиграли несмотря на иностранную интервенцию, помощь Запада и военную разруху на территориях, контролируемых красными.
Этим и другими вопросами заинтересовался историк, доктор наук Виктор Скробов.
«В документах Красной Армии подчеркивается справедливый характер вооруженной борьбы угнетенных против угнетателей, войны рабочих и крестьян против капиталистов, помещиков, их военных приспешников и слуг. Ясность аргументации таких документов, их эмоциональная окраска доходили до ума и сердца людей, нередко лишенных образования, но познавших тяжкие университеты труда и суровые испытания первой мировой войны. Многие источники написаны на бумаге невысокого качества, с грамматическими погрешностями.
Иностранные интервенты и белые коллаборационисты, 2 сентября 1918, станция Оловянная, Чита
Документы Белого движения внешне выглядят значительно привлекательнее. Здесь преобладают отпечатанные на машинке, грамотно составленные материалы. Их авторы предельно негативно оценивали вооруженные силы и военное руководство красных. Так, революционные события в России они порой сравнивали с «великой смутой» начала XVII в.
Командир отрядов интервентов Антанты Р. Гайда и адмирал А. Колчак (слева направо) с группой офицеров-коллаборационистов в Екатеринбурге
В отчетных документах Красной Армии привлекают внимание свидетельства о мужестве и военном искусстве бойцов и командиров, сражавшихся на уральской земле. Особенно много их относится к событиям лета 1919 г., ко времени разгрома белогвардейских армий на Урале. В наградном документе Реввоенсовета Республики, например, дана высокая оценка самоотверженным боевым действиям 232го стрелкового полка 26й стрелковой дивизии Пятой армии в критический период Челябинской наступательной операции. В приказе о награждении:
«Несмотря на огромные потери как в рядах красногвардейцев, так и командного состава (20%), будучи до невозможности ослаблен большим протяжением фронта, 232 полк, понимая всю важность занимаемого им участка и могущие возникнуть чрезвычайно серьезные последствия для армии в случае прорыва или отхода его, решил, защищаясь до последнего человека, во чтобы то ни стало удержать натиск противника и восстановить положение. Задержавшись на вышеозначенной линии, 232 полк немедленно перешел в энергичное контрнаступление, и после ряда жесточайших боев, доходивших до штыковых встреч и стрельбы артиллерии картечью на 150 шагов, причем некоторые пункты переходили 10-12 раз из рук в руки, и, рискуя быть каждую минуту окруженным, полк своим мужеством и беззаветно храбрым стремлением вперед не только сдержал лавины противника, но и в свою очередь заставил их отойти… чем и обеспечил положение всей группы действующих в Челябинском районе войск. Этим самым он дал возможность окончательно закрепить за нами г. Челябинск, ворота в житницу России - Сибирь»
С.П. Захаров - командир 1-й Николаевской дивизии и В.И. Чапаев - командир 2-й Николаевской дивизии (справа) 1918 г.
Иным по информационной насыщенности является приказ, исходивший из белого лагеря и подписанный адмиралом Колчаком. В нем велеречиво говорится об успехах наступления белых армий, подчеркивается низкая боеспособность частей Красной Армии, поставлена задача не допустить переправы советских войск через Волгу. В колчаковском приказе используются далекие от истины, порой уничижительные слова».
Уже потом, в эмиграции многие белые военачальники переосмыслили свою спесь и зазнайство. Но не все. Активное участие белоэмигрантов в «новом освободительном походе» против большевиков вместе с Гитлером показали, что поражения и бегство мало чему научили битых белых генералов.
Дмитрий Трещанин
«Русская планета», 19 сентября 2013