Патриарх: «На Запад нам параллельно» и единство русской соборной нации / Национальная идея

Nov 03, 2016 14:56

Ещё об РПЦ и национальной идее, единстве народов и независимости России

Патриарх Кирилл заявил об опасности попыток догнать Запад
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном русском народном соборе

Сегодня [1 ноября 2016 года] в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл ХХ Всемирный русский народный собор, который в этом году посвящён теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». ©Ещё про «Закон о российской нации»



В Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя собрались представители власти, общественные деятели и деятели культуры, учёные, педагоги, высшее духовенство, российские соотечественники из-за рубежа, представляющие русскоязычную диаспору.
В ходе выступления глава РПЦ отметил, что взглянуть на проблему отношений России и Запада нужно «не с позиции сиюминутной политической повестки дня, что может привести к неправильным выводам», а с «мировоззренческой точки зрения, исторической и духовной».


Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном русском народном соборе, 1 ноября 2016

image Click to view


___1 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на XХ Всемирном русском народном соборе «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» © Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов.

«Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом этом словосочетании, то обычно возникают два типа ассоциаций. Первая связана с представлением о том, что западное общество - неизменно является носителем передовых идей и достижений. С ним ассоциируется комфорт, научно-технический прогресс. Россия же "отстаёт" в своём развитии. Для того, чтобы встать на правильные рельсы, России стоит только перенять, скопировать социальное, политическое, экономическое направление того развития, которым сопровождается жизнь Запада. То есть скопировать существующие модели и внимательно изучать тенденции развития западного общества. Как показала история, такой подход догоняющего развития едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам, - подчеркнул Патриарх. - Кроме того, принцип догонять априори предполагает отсталость: если мы догоняем, то мы всегда отстаём».

По словам Владыки, в самом этом подходе, который представляет западную модель как идеальную и как пример для развития, «есть нечто опасное для развития России». «Обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, - как догоняющая, так и конфронтационная - уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире. Нам очень важно это понять и от этого положения отталкиваться в определении будущего отношений с Западом», - сказал он.

Патриарх уверен, что Россия и страны Запада имеют параллельные, но самобытные пути развития. «Свобода, дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают. Поэтому правильно было бы говорить не о встречных путях развития Россия и Запада и не о догоняющем векторе российского развития, но, вслед за великим русским учёным Николаем Данилевским, признать факт параллельного пути развития наших обществ», - отметил он.

По его словам, параллельное в данном случае «не означает изолированное, не означает взаимного исключения», но «настаивает на самобытности и на праве существования двух этих возможных путей развития».

«Основываясь на таких христианских началах божественного миропорядка, как свобода и любовь, мы должны утверждать равное достоинство всех культур и цивилизаций, исключая всякие попытки диктата и одностороннего навязывания политических норм и культурных стандартов, стремиться к взаимопониманию и равноправному взаимообогащающему сотрудничеству, - заявил предстоятель РПЦ. - В основе отношений как между отдельными человеческими личностями, так и между человеческими сообществами должно лежать сотрудничество и взаимодействие, но только не в ущерб своим интересам и без проведения новых разделительных линий, и без наклеивания ярлыков - "мир цивилизованный", "мир варварский", "ось добра" или "ось зла"».

Патриарх считает, что всевозрастающий исламский экстремизм связан, не в последнюю очередь, с отказом Запада от христианских корней.

«Дехристианизация Европы и Америки ставит под сомнение общую ценностную основу, имевшую место на протяжении большей части XX века. Это приводит к тотальному непониманию, когда при обсуждении острейших вопросов возникает взаимная глухота. Когда одна сторона возмущенно спрашивает: "Как можно публично оскорблять религиозные чувства миллионов людей?", другая с не меньшим возмущением задаёт встречный вопрос: "Как можно посягать на чьё-то право свободного самовыражения?", - отметил Патриарх. - … Нужно признать, что вторжение в деликатные, прежде табуированные сферы, в том числе в сферу религиозных чувств, осложняет взаимопонимание части европейских и американских элит не только с Россией, но и с другими мировыми культурами, основанными на традиционной религиозной этике, и в первую очередь, конечно, мусульманским миром».

«Массированное информационное вторжение во многом подогревает и провоцирует рост исламского радикализма, который оправдывает свои действия агрессивной секулярной политикой и духовной беспринципностью, враждебного в их представлении западного общества. Поэтому вызов международного терроризма, с которого мы начали перечень общих вызовов в отношении которого позиция России, США и европейских стран пока достаточно близки, также должен рассматриваться в связи с проблемой разрушения традиционных нравственных и этических норм. Это взаимосвязанные вызовы, угрожающие человечеству», - подчеркнул глава РПЦ.

«Как аргумент вербовки честных людей в ряды террористов, несомненно, присутствует эта ссылка на обезбоженную и дегуманизированную цивилизацию Запада, потому что ничем другим честного мусульманина вы не соблазните. Но если вы говорите, что встав в ряды защитников ислама, вы боретесь с дьявольской цивилизацией, то люди могут пойти по пути этого искушения. Поэтому нужно в связке рассматривать все эти явления. И терроризм, как неприемлемое абсолютно явление в современном мире, несущее огромные страдания ни в чём не повинным людям. Но также и, несомненно, провоцирующее этот терроризм радикальный секуляризм, который исключает иное мнение, иную точку зрения и предполагает, что весь мир должен выстраиваться по той модели, которую определяют элиты некоторых стран», - сказал Патриарх и добавил: «Нарастающий ценностный разрыв между цивилизациями вызывает тревогу. Если не будет достигнуто взаимопонимание, мы не сможем предложить приемлемые для всех ответы на вызовы времени. Дальнейшее углубление противоречий рискует превратиться в непреодолимую мировоззренческую пропасть».

При этом, по словам главы РПЦ, возможность продолжения диалога и «наведения мостов» не выглядит сегодня безнадёжной. «Множество фактов позволяют говорить о том, что фундаментальный отказ от традиционных духовно-нравственных ценностей, на котором настаивают западные элиты, не находит широкой поддержки в народе. Мы знаем, что, помимо привычного нам официоза, формируемого СМИ, есть другая Америка и другая Европа. Внутри американского и европейских обществ существует выраженное стремление сохранить свои христианские корни и культурные традиции. Это стремление находит выражение в религиозных поисках, художественном творчестве и повседневной жизни», - констатировал Патриарх.

Владыка считает, что самым острым конфликтом современности является не «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. «И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов, - не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации», - отметил глава РПЦ.

По его словам, подлинная альтернатива этому процессу - не «война всех против всех», не погружение мира в пучину хаоса или гражданские столкновения внутри отдельно взятых стран, а новый диалог народов, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. «Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерождённых младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения, - сказал Патриарх. - Полагаю, что и Всемирный русский народный собор мог бы внести свой весомый вклад в развитие этого нового диалога народов. Убеждён, что только на основе вечных духовно-нравственных ценностей возможно успешное преодоление существующих цивилизационных вызовов».

В ходе открытия Всемирного русского народного собора (ВРНС) первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко зачитал обращение президента России Владимира Путина к участникам Собора. В телеграмме российский лидер отметил, что ВРНС играет важную роль в сплочении «всех конструктивных сил общества вокруг незыблемых гуманистических идеалов и ценностей. Именно они на протяжении веков задавали жизненные ориентиры и традиции нашего народа». Интерес к Собору, по мнению В. Путина, «убедительно свидетельствует о том, что он по-прежнему остаётся в числе значимых, ожидаемых событий культурной и общественной жизни». «Собор неизменно отличается солидным составом участников, содержательными дискуссиями, широкой палитрой обсуждаемых вопросов. Тематика ваших встреч всегда отражает актуальные гуманитарные цивилизационные проблемы, имеющие исключительное значение для настоящего и будущего России и других государств», - говорится в обращении президента.

Собор играет важную роль и в консолидации общества, являясь площадкой, объединяющей представителей разных религиозных конфессий, добавил С. Кириенко. По его мнению, собор помогает решать и вопросы безопасности, а также межнациональные вопросы: «Русский народный собор стал и уникальной интеллектуальной площадкой, позволяющей открыто обсуждать самые сложные вопросы развития нашей страны и мира в целом».

В ходе работы Собора планируется обсудить множество тем. В заседании принимают участие министр культуры РФ Владимир Мединский, лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов, заместитель главы администрации Кремля Сергей Кириенко, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия»), генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.

Напомним, Всемирный русский народный собор (ВРНС) - международная общественная организация, основанная в 1993 году. В работе форума традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры. Главой ВРНС является Патриарх Московский и всея Руси. С 2005 года Собору был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.

Патриарх Кирилл главой Собора является с 1 февраля 2009 года.

По материалам сайта Московского Патриархата, РИА Новости, ТАСС, НТВ, телеканала «Царьград», издания «Русский мир», Вестей.ру, издания «Ридус».



Ух, и засверкает после грома!
Новая национальная идея постепенно кристаллизуется в матрице русского бытия

Один известный политик назвал поиск национальной идеи для России вечной русской забавой. Попыток много, результата нет. Хотя запрос на выбор главного направления политической мысли имеется. Вера в новый эдем, совершенное общество будущего - в народном подсознании. ©
Мы и Они - две разности

Русскому человеку без пронизывающих его существо духовных стержней тяжко жить. Код русскости, по Бердяеву, в поиске Божьей правды, обычно ассоциируемой с высокими целями общественного происхождения. Жить для мира, общества, народа - лейтмотив нашей ментальности, ранее с выраженной религиозной окраской, соборностью.

Может, в этом загадка русской души? И недопонимание России Западом, где индивидуализм превалирует во всем. Где все подчинено золотому тельцу. Евро-американская жажда наживы неутолима. Дядюшка Сэм топит целые страны и народы в пучине алчности под радостные аплодисменты барыг - каракуртов. Сообщества мимикрирующих существ без идеалов и принципов правят бал в ломающемся на наших глазах мире.

На Руси же люди, живущие для себя, большим уважением никогда не пользовались. Народные герои за правое, общерусское дело, радели. Даже умирать публично почетно: «На миру и смерть красна». Ореол самопожертвования во имя родины засвечивает всю нашу историю.

Почти по одесски: Мы и Они - две большие разности!

Синяя птица ускользнула

Верхи время от времени запускают в общество пробные идеологические шары. В новейшей истории России началось все с подачи незабвенного Бориса Николаевича. После его избрания на второй президентский срок федеральная власть озаботилась поиском национальной идеи.

Шапка оказалась не по Сеньке! Осчастливить дорогих россиян в духовной сфере, как и во многих других, у ЕБН не получилось. Поиски национальной идеи превратились в романтичную забаву творческой интеллигенции. Чего только не предлагали новоявленные повелители мозгов: и либеральную империю, и гражданскую нацию, и сбережение народа, и более прозаичные вещи типа строительства дорог, жилья. Но все - мимо!

Народ своим равнодушием отверг попытки правящей элиты повластвовать над мыслями. «Все разворовали, и дурачить надумали» - молвил про себя простой люд. Синяя птица в виде национальной идеи ускользнула!

Точки опоры нет

Последний интеллектуальный потуг верхов: государственный патриотизм. Вроде бы правильно, отвечает духу времени, вызовам и системному давлению на Россию западного мира. Но за внешней привлекательностью понятия скрывается неопределенность смыслов. Точки опоры нет. Побегут ли к гипотетической общей цели олигарх Абрамович и слесарь Петров? Разница в доходах между богатыми и бедными в России сумасшедшая. К вопиющему социальному дисбалансу примешиваются этнические и конфессиональные разночтения.

По всем позициям, критериям ООН, этнические русские являются государствообразующей нацией, но официального признания неоспоримого факта нет. Из-за ложной деликатности. Есть боязнь обидеть малые этносы. Хотя, если вдуматься, все не так однозначно. Сам термин «русские» в России, да и за границей, в гораздо большей степени связывается не с этническим началом, а с русским языком, культурой, историей. Множественные нити на протяжении веков стягивают этнических русских и нерусских россиян. Русскость -- своего рода духовный мейнстрим, общегосударственная символическая канва.

Конституционное закрепление государствообразующего статуса не только восстановит историческую справедливость в отношении русского народа, но и определит вектор общенационального развития. Деления россиян на два сорта не будет. Серьезных оснований нет. Русский статус России, наоборот, стимулирует большее единение восточных славян и многих солидарных этносов. Проблема - в дефиците политической воли!

Религиозный фон неровный и неспокойный. Появляются и почесываются несвойственные России конфессиональные прыщики. В стране издавна уживались в мире и согласии православные, мусульмане, буддисты, представители иных религий. Иноземное поветрие в виде радикализации ислама меняет ситуацию не в лучшую сторону. Приверженцы традиционных догматов ведут напряженную и не всегда успешную борьбу с фундаменталистами, к коим примыкает заметное количество молодых мусульман.

Кристалл надежды замерцал

Нация для восприятия национальной идеи должна созреть. В особенности элита. Посыл, идущий снизу, обретает наверху формы. Консолидированная вокруг актуальных, злободневных целей элита мобилизует на движение к ним весь народ. Уровень взаимопонимания верхов и низов, совпадения интересов предопределяет успешность либо неуспешность национальной идеи. У нас своя специфика.

В многоэтничной и многоконфессиональной России есть стержень, именуемый великорусским этносом. Он же в массе инертен. Похоже, не пришло время. Оптимизирует шестое чувство: в подкорке народа, в матрице его бытия флюиды новых представлений о реальности постепенно, микроскопическими темпами кристаллизуются. Русскому человеку часто требуется толчок, чтоб в движение прийти и осмыслить новое. Он живо реагирует на события, которые задевают сокровенные струны его души.

Весна 2014 года просветила, как рентген, сердца русских людей. Взбудоражила умы своей энергетикой. Позиции обозначились. Голос народа - в итогах парламентских выборов, в опросах, палитре блогосферы. Мы не испугались. Открыто заявили миру: Русские не сдаются! И…сделали огромный шаг в этническом саморазвитии. Русская весна кристаллом маленькой, но такой приятной надежды, замерцала в душе нации!

В скрепах прошлого

Есть довольно тонкое наблюдение, утверждающее, что лики будущего нужно искать в прошлом. Каковы они…наши духовные скрепы?

Первой русской идеей принято считать приписываемую псковскому монаху Филофею концепцию: Москва - Третий Рим. В конце пятнадцатого века великий князь московский Иван Третий собрал воедино большую часть земель Северо-Восточной Руси. Наконец-то сброшено двухсотлетнее ордынское иго. Появилось новое государство, которому потребовалась идеология, генеральный план развития и обоснования специфики существования. Выбор идеи обусловили православная вера и гибель Византии, от которой Русь когда-то приняла духовную направляющую. Московия объявила себя наследницей Второго Рима, могущественной в былые времена Византийской православной империи. Символически это выразилось в женитьбе Ивана Третьего на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора. В принятии двуглавого орла в качестве государственного герба.

Вторую национальную идею сформулировал в девятнадцатом веке министр народного просвещения Российской империи граф Уваров: Православие-Самодержавие-Народность. Подчеркнута религиозность народа и его преданность монархической форме правления. Под народностью подразумевалась культурная самобытность русских, их непохожесть на иноземцев, кодировка своего, евразийского вектора движения в будущее. Худо-бедно идея работала, сплачивала народ и государство.

К семнадцатому году минувшего столетия уваровская идеологема изжила себя. Массы очаровались идеями всеобщего равенства, диктатуры пролетариата, мировой революции. Картинки земного рая гипнотизировали мозги трудовому народу. Большевики умело пропагандировали тезисы: мир - народам; земля - крестьянам; фабрики - рабочим. Просто, доступно…даже кухарке, которой выпало счастье как бы поуправлять государством. С укреплением советской власти землю и фабрики отобрали, превратив их в безликую и не очень эффективную госсобственность. Коммунистическая идея прожила среднюю человеческую жизнь - 70 лет. В августе 91-го, крякнув хромой уткой, почила в бозе.

Нить Ариадны огнем сокрыта

Новая идея, как и предшествовавшие, проявится в духовно - политической сфере. В переформатировании Государства Российского, штриховании лика нации, ее идейно-нравственных устоев, программировании будущности. Русского человека подвигом возведения семейного коттеджа не соблазнишь. Его на мессианское по обыкновению тянет. Чтоб с размахом, всенародно!

Когда ж медведь проснется? Гром еще не грянул! Как там в пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Фольклор наиболее точно отражает характер народа. Вдохновляет другая, динамичная пословица: «Русские долго запрягают, но быстро едут».

Признанные миром ясновидящие редко ошибаются. Наука бессильна объяснить шокирующий обывателя дар. Вольф Мессинг, Ванга и монах Авель в разное время предрекли, что мы на пороге потрясений. Россия будет «в огне», ее ждут бедствия. Но выдюжит, одолеет невзгоды и в ней зародится «новая религия». Пророчества можно воспринимать с юмором, недоверием, но зерно истины в них определенно присутствует. Атмосфера дней сегодняшних напоминает предгрозовую пору. Этакое затишье перед бурей, громом!

Бед, да еще глобальных, никто, естественно, накликивать не хочет. Скорее по воле Божьей люди и государства тестируются на жизнестойкость. Дабы духу человеческому очередное рождение дать. Неисповедимы пути Господни, но, возможно, это так.

Русский народ, Россия с честью выдерживали жесточайшие удары судьбы. У нас особый путь и уникальный код духовности. Из испытаний выйдем с новой русской идеей. Отыщем огнем сокрытую нить Ариадны! Несомненно. И Тютчев дух крепит: «Неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

Екатерина Петрова / Валерий Капленков
«Столетие», «Патриархия.ru» и «Русская планета», 1-2 ноября 2016

западники и славянофилы, шовинизм и ксенофобия, родина и патриотизм, идеология и власть, деградация, мировое правительство и глобализм, русский мир, съезды и форумы, пороки, общество и население, версии и прогнозы, нравы и мораль, стратегия, толерантность, национализм, мировая политика, патриархи, двойные стандарты, экуменизм, подмена понятий, будущее и футурология, менталитет, агитпроп и пиар, демократия, возрождение, независимость и суверенитет, развал страны, русские и славяне, мнения и аналитика, сша, интернационализм и мультикультура, национальная идея, ислам, христианство, мифы и мистификации, запад, народ и элиты, религии, противостояние, народы, капитализм и либерализм, единство и община, обращения и выступления, реформы и модернизация, современность, РПЦ и церковь, исламизм и ваххабизм, вера, оккупация и интервенция, терроризм и экстремизм, православие, католики и Ко, символы, россия, видео

Previous post Next post
Up