Ещё о
геополитике Приднестровья и о
современном Русском мире Диалог в наручниках / Приднестровье
Нормальному разговору между Приднестровьем и Молдавией мешают политически мотивированные уголовные дела против сотен приднестровцев / Проект «Рубежи "Русской Планеты"» / март, 2016
Приднестровская Молдавская Республика - особый регион на нынешней политической карте. Жители Приднестровья одними из первых провозгласили несогласие с «парадом суверенитетов», охватившим национальные окраины СССР, и заявили о воссоединении с Россией. Соседней Молдавии в будущем, возможно, тоже придется отстаивать свою национальную идентичность. Активизировавшееся в последнее время движение за присоединение Молдавии к Румынии может пошатнуть хрупкий мир в регионе.
©Ещё о
ПМР и Молдавии и ещё в
«Рубежах» Заседание Верховного совета Приднестровья / Фото: Вадим Денисов
Полугодичное молчание между Тирасполем и Кишиневом было, наконец, нарушено 3 марта [2016 года] на встрече политических представителей сторон в представительстве миссии ОБСЕ в столице Молдавии. Глава приднестровского МИД Виталий Игнатьев прибыл в Кишинев с обширным списком актуальных вопросов, от решения которых зависит множество важнейших аспектов повседневной жизни граждан ПМР. Среди главных тем - вопросы свободы передвижения людей, автомобильного транспорта, восстановления грузового железнодорожного сообщения, административного давления на приднестровцев с российскими паспортами в кишиневском аэропорту и др.
Со своими задачами приехал на встречу и представитель от Молдавии Георгий Балан, которого интересовали вопросы работы румынских школ на приднестровской территории. Стоит отметить, что молдавский чиновник также попытался затронуть не относящуюся к политическому переговорному процессу тематику зоны безопасности и миротворческой операции на Днестре.
Представители договорились активизировать работу на уровне экспертных (рабочих) групп по всем актуальным проблемам, чтобы подготовиться к предстоящему апрельскому визиту в Кишинев и Тирасполь участников переговоров в формате «5+2» (ПМР и Молдавия - стороны; ОБСЕ, РФ и Украина - посредники; ЕС и США - наблюдатели; действует с 2009 года).
Сторонам предстоит найти решение и по ключевому моменту, от которого, по сути, зависят перспективы переговорного процесса, который в соответствии с подписанными на международном уровне принципами и процедурами должен вестись исключительно на равноправных основаниях, без оказания давления на одну из сторон диалога. Речь идет о проблеме политически мотивированного уголовного преследования в Молдавии посредством заведения десятков уголовных дел в отношении обычных граждан, предпринимателей и должностных лиц ПМР, многие из которых являются участниками переговорного процесса.
Полтора года назад лавинообразный процесс активизации уголовного преследования властями Кишинева приднестровских должностных лиц стал причиной срыва переговоров в формате «5+2». Приднестровская сторона охарактеризовала действия Молдавии как «недопустимые репрессивные меры» и «методы шантажа» с целью политического давления на Тирасполь.
«Вопиющий факт - заведение уголовных дел на тех представителей власти, которые участвуют непосредственно в работе экспертных (рабочих) групп, что является очевидным фактором политического давления на участников с приднестровской стороны», - так прокомментировал ситуацию глава МИД ПМР Виталий Игнатьев в беседе с РП.
В связи с беспрецедентным политическим давлением на Приднестровье Тирасполь в сентябре 2014 года заявил «о невозможности ведения свободного, равноправного и полноценного диалога с Кишиневом».
В России, стране, являющейся гарантом мира на Днестре и посредником в переговорном процессе, практику возбуждения уголовных дел на приднестровских должностных лиц тоже называют главной причиной приостановки переговоров в формате «5+2».
«Известно, что послужило первоначальной причиной приостановки формальных переговоров. Это возбуждение молдавскими властями ряда уголовных дел, прежде всего против приднестровских официальных лиц. Если в Кишиневе найдут способ выйти из этой ситуации, то стороны смогут вернуться за стол переговоров», - пояснил в недавнем интервью ТАСС посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев.
Между тем представители Молдавии утверждают, что в ПМР «неоправданно политизируют» проблему. При этом молдавские официальные лица уверяют, что «не могут вмешиваться в дела правосудия и влиять на решения судебных инстанций».
Игра в имитацию
Ретроспектива отношений Молдавии и Приднестровья показывает, что возбуждение властями Кишинева уголовных дел в отношении официальных лиц Тирасполя использовалось в качестве апробированного инструмента давления на протяжении всех 25 лет существования ПМР.
Политически мотивированное уголовное преследование приднестровцев со стороны Молдавии началось еще на заре приднестровского конфликта. В 1990 году уголовные дела заводились на приднестровских депутатов всех уровней; их обвиняли в том, что они не исполняют дискриминационный закон о языке (закон стал одним из главных факторов сопротивления мультикультурного населения ПМР националистской политике Кишинева). Через год власти Молдавии стали похищать и сажать в тюрьмы политических лидеров ПМР. Так, был похищен и брошен в тюрьму первый президент Приднестровья Игорь Смирнов, на тот момент депутат Тираспольского совета. После войны 1992 года список политически обусловленных уголовных дел пополнился именами защитников Приднестровья и общественных деятелей.
Конфликт между вооруженными формированиями Молдавии и Приднестровья, 1992 год / Фото: Симановский Альбер
Тем не менее после того как в 1994 году между сторонами начались переговоры о разрешении конфликта, власти Кишинева были вынуждены подстроиться под изменившуюся обстановку. Так, уголовное преследование было прекращено в отношении тех приднестровцев, которые вошли в состав Объединенной контрольной комиссии (ОКК - руководящий орган миротворческой операции на Днестре).
Однако в 2004 году, после отказа подписать уже парафированный «меморандума Козака», предполагающий разрешение приднестровского конфликта путем создания общего государства, власти Молдавии дали старт массированному возбуждению уголовных дел против приднестровских силовиков и госслужащих. При этом основанием стало выполнение приднестровцами своих прямых служебных обязанностей. Хрестоматийным примером может служить уголовное дело в отношении главы МВД ПМР Вадима Красносельского (ныне председатель Верховного совета ПМР), которому инкриминировалось «самовольное присвоение властных полномочий».
Использование инструмента политически уголовных дел приводило к деградации переговорного процесса. Уже в 2012 году эксперты ОБСЕ указали на необходимость прекращения уголовных дел против представителей сторон конфликта с целью укрепления доверия между ними.
Рекомендации способствовали тому, что осенью 2013 года политические представители ПМР и Молдавии договорились о необходимости провести работу на уровне экспертных групп по поиску «механизмов урегулирования вопроса уголовных дел в отношении должностных лиц». Однако очень скоро начавшаяся было работа оказалась свернутой: представители Кишинева заявили, что их усилия по решению проблемы уголовных дел могут быть расценены как попытка давления на прокурорские органы Молдавии.
Неготовность представителя Молдавии решить проблему политически мотивированных уголовных дел в отношении официальных лиц ПМР фактически привела к заморозке диалога по данному вопросу.
Такой подход молдавской стороны был воспринят во внешнеполитическом ведомстве Приднестровья как фактическая имитация работы по одному из краеугольных вопросов переговорного процесса.
«Проблематика политически мотивированного преследования приднестровцев пронизывает многие сферы двустороннего диалога Приднестровья и Молдовы, однако подходы молдавской стороны в данном вопросе по сей день напоминают некую имитацию деятельности», - резюмировал Виталий Игнатьев.
Отрицание отрицания. Диалектика метода давления
По данным приднестровского МИД, в 2014-2015 годах возбуждение силовыми органами Молдавии уголовных дел в отношении должностных лиц Приднестровья приобрело лавинообразный характер. Представителям органов власти ПМР инкриминировалось самовольное присвоение звания должностного лица и самоуправство. Так, уголовные дела по политическим статьям были заведены на премьер-министра ПМР Татьяну Туранскую, главу Минсельхозприроды Геннадия Евстратия, министра внутренних дел Геннадия Кузьмичева и других должностных лиц, участвовавших в работе экспертных (рабочих) групп по разрешению противоречий между Молдавией и Приднестровьем. По имеющейся информации, к началу 2016 года зафиксировано свыше 200 уголовных дел, большая часть которых заведена на приднестровских чиновников. Фигурантами политически мотивированных уголовных дел, возбужденных в Молдавии, являются также депутаты Верховного совета ПМР.
Между тем по итогам последней встречи сторон в Кишиневе политпредставитель от Молдавии Георгий Балан заявил, что не знает ни о каких политически мотивированных уголовных делах.
«Таких уголовных дел, политически мотивированных у нас не существует… Лучшим доказательством, что данные уголовные дела не являются политическими, является то, что таких уголовных дел, возбужденных исходя из того, что человек занимает одну или другую должность, не существует… Если есть какие-либо уголовные дела, то они возбуждены по факту каких-либо нарушений», - сказал журналистам Балан.
Тем не менее факты говорят об обратном. Достаточно вспомнить случай, имевший место в декабре 2015-го, когда греческий суд отказал Молдавии в экстрадиции сотрудника МВД ПМР Максима Кузмичева и освободил его из-под стражи. По мнению приднестровского МИД, независимое судебное решение государства - члена Европейского союза доказывает предвзятый характер уголовного дела и свидетельствует о его политически мотивированном характере.
По мнению некоторых экспертов, отказ Балана признавать очевидные факты лишний раз подтверждает версию о том, что массированное возбуждение Молдавией уголовных дел имеет главной целью воспрепятствовать конструктивному переговорному процессу, чтобы как можно дольше давить на ПМР, при этом не неся политических издержек по причине блокировки полноценной работы международного формата «5+2».
«Это эскалация напряженности - так это называется на языке дипломатии. На самом деле это грубые провокации. Если вы хотите мирно сосуществовать и договариваться, необходимо уважать тех, с кем общаетесь. Молдавия не признает легитимность должностных лиц Приднестровья, но ведет с ними переговоры. Здесь очевидный диссонанс, - подчеркнул в разговоре с РП российский писатель, журналист и общественный деятель Сергей Шаргунов. - Попытки поставить вне закона власти, лидеров ПМР - это один из способов сломить Приднестровье».
По мнению Виталия Игнатьева, политически мотивированные уголовные дела фактически призваны надеть на приднестровскую сторону «наручники» и являются попыткой Кишинева «торпедировать нормальный диалог, завуалировать отсутствие договороспособности и нежелание конструктивно взаимодействовать по целому спектру вопросов».
«Вести переговоры в ситуации, когда участник переговорной команды не может выехать на территорию Молдавии или Украины по причине политически мотивированного уголовного преследования - это нонсенс», - сказал он.
Виталий Игнатьев называет такие действия Молдавии, которые применяются одновременно с целым комплексом мер экономического давления и ограничений в области свободы передвижения приднестровцев, фактическим продолжением вооруженной агрессии 1991-1992 годов, характеризуя их как методы гибридной войны.
«Фактически мы можем говорить, что нанесение ударов по Приднестровью, включая политически мотивированное уголовное преследование, представляет собой одну из форм агрессии против ПМР», - резюмировал министр.
Александр Корецкий, ПМР
«Русская планета», 9 марта 2016