Американо-израильский атом vs. Советско-сирийская химия / Из истории Холодной войны на Бл. Востоке

Sep 14, 2016 19:52


Оригинал взят у mamlas в Американо-израильский атом vs. Советско-сирийская химия / Из истории Холодной войны на Бл. Востоке
Ещё о Сирии и Израиле

«Генерал-газ» на службе у Сирии
Откуда у Асада взялись запасы отравляющих веществ / Статья 2013 года

Точкой отсчета нынешнего острейшего кризиса в Сирии принято считать 21 августа 2013 года, когда пригороды Дамаска были обстреляны ракетами или снарядами, начиненными отравляющим веществом зарином. ©



___Анатолий Кунцевич - ученый, академик, генерал-лейтенант, Герой социалистического труда, консультант ООН по вопросам ликвидации химического оружия, советник президента Ельцина. В свое время возглавлял Военно-химический центр в поселке Шиханы (Саратовская область), был заместителем командующего химическими войсками МО СССР / Фото: Борис Приходько

Оставим в стороне противоречивые сообщения сирийского правительства и мятежников, обвиняющих друг друга в применении химического оружия. Фактом является мучительная смерть нескольких сотен человек в результате применения зарина против мирного населения. И нам важнее понять, откуда вообще взялось химическое оружие в Сирии.
Сирия принадлежит к семи государствам, не подписавшим Конвенцию о запрещении химического оружия 1993 года, и до последнего времени сирийские власти официально отрицали наличие химического оружия в своих арсеналах. Только недавно, 23 июля 2012 года, сирийские власти впервые официально признали наличие в стране химического и биологического оружия.

В 2000 году запасы химического оружия Сирии составляли 500-1000 тонн, среди которых зарин, VX, вещества кожно-нарывного действия.

До начала гражданской войны в Сирии в 2011 году этим запасам оружия массового поражения (ОМП) была обеспечена надежная охрана, что гарантировало от их несанкционированного распространения. Ситуация принципиально изменилась во время гражданской войны, когда значительная часть территории Сирии оказалась под контролем мятежников.



Жертвы химической атаки в пригороде Дамаска
Россия в декабре 2012 года добилась от сирийских властей концентрации запасов ОВ в трех местах: на базе 155-й бригады 4-й дивизии на горе Калмун в пригороде Дамаска, в Думмаре - в пяти километрах от Дамаска, а также на авиабазе Аль-Сафира к западу от Алеппо.

Первые данные о производстве и хранении в Сирии оружия массового поражения появились в 1960-е годы, и изначально за сирийской программой производства ОМП стояла Франция.

В 1969 году Франция подписала с Сирией соглашение о научном сотрудничестве. Тогда же с помощью французов в Сирии был создан исследовательский центр, который, как считают западные спецслужбы, является государственным агентством, отвечающим за разработку и производство оружия массового поражения. В то время в Сирии в сотрудничестве с западными компаниями, преимущественно из Франции и ФРГ, создавались производства двойного назначения - обычно под видом фармацевтических заводов.

Затем к сотрудничеству с Сирией в производстве химического оружия подключился СССР и его союзники по социалистическому лагерю. Как отмечалось в американской Специальной национальной сводке разведданных (SNIE) от 15 сентября 1983 года, «Сирия получала от СССР и Чехословакии отравляющие вещества, средства доставки и помощь в подготовке специалистов по химическому оружию». В «Международном справочнике по распространению химического оружия» (International Handbook on Chemical Weapons Proliferation) за 1991 год говорится, что СССР в 1970-80-е годы снабжал Сирию средствами химической защиты и дезактивации.

В голодные для России 1990-е годы ряд российских специалистов начали продавать свои знания и материалы для производства ОВ всем, кто готов был платить за это деньги. По данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS), в мае 1992 года сирийская компания Sema получила из России 45-тонный груз триметилфосфита - одного из необходимых компонентов для производства нервно-паралитического оружия.

В 1996 году еженедельник Defense News сообщил, что по информации, полученной из Израиля, российские ученые помогают Сирии создавать химическое и бактериологическое оружие, а газета Jerusalem Post, ссылаясь на источники в разведке, писала о том, что Сирия обладает нервно-паралитическим газом VX в российской версии.

Перед началом гражданской войны в сирийских городах Аль-Сафира, Хама, Хомс, Латакия и Пальмира действовали не менее пяти фабрик по производству ОВ, на которых производились отравляющие газы зарин, табун, иприт, VХ.

Сегодня российская ФСБ и израильская внешняя разведка Мосад наладили сотрудничество в деле предотвращения террористических атак на обе страны. Об этом свидетельствуют совместные действия этих спецслужб по пресечению расползания химического и бактериологического оружия из секретных лабораторий бывшего СССР, с которыми в последние годы неизменно связывали имя известного российского ученого Кунцевича, который получил прозвище «Генерал-газ».

Его имя впервые всплыло в 1995 году в связи с незаконными операциями по продаже Сирии технологий и материалов для производства ОВ.

Пресс-служба УФСБ по Москве и Московской области в 1995 году распространила информацию, что в 1993 году «группа лиц, в составе которой был академик Анатолий Кунцевич, переместила в одну из стран Ближнего Востока 800 кг компонента, который при наличии определенной технологии мог бы быть использован для изготовления отравляющих веществ». Незаконный вывоз еще 5 тонн химического вещества так называемого двойного назначения силами контрразведки был предотвращен в начале 1994 года. К попытке вывоза этих веществ, по информации ФСБ, также был причастен Кунцевич. В сентябре 1995 года ему, работавшему тогда директором Центра экотоксимметрии РАН, было предъявлено обвинение в контрабанде и взята подписка о невыезде.

Как отмечал тогда «Коммерсант», «российские спецслужбы косвенно признали возможность незаконного вывоза из России боевых ОВ и высокоактивных реагентов двойного назначения. По возможным последствиям это событие вполне сравнимо с признанием Россией контрабанды ядерных материалов».

Данные об участии Кунцевича в передаче Сирии технологий и компонентов ОВ неоднократно подтверждались и в последующие годы. Так, в 1998 году журнал Jane's Intelligence Review сообщил об опасениях Израиля по поводу возможной передачи Сирии одним из руководителей российской программы по созданию ОМП генералом Кунцевичем технологии производства ОВ нервно-паралитического действия класса «Новичок», которые обладают высочайшей токсичностью и против которых бессильны обычные средства защиты.

Майкл Росс, бывший агент Мосада, в своих мемуарах «Volunteer» (стр. 242-245) рассказывает, как в 1999 году ему сообщили, что генерал Кунцевич собирается продать Сирии технологию оснащения боеголовками с химическим оружием баллистических ракет, являющихся аналогом Р-17М (Scud-C): «В кругах разведки было известно, что он приторговывает технологиями химического оружия советской поры».



Пусковая установка с ракетой Р-17 на испытаниях в Сирии
Судя по всему, сделка о продаже Сирии технологии оснащения баллистических ракет боеголовками с химическим оружием ракет тогда успешно прошла. В 2004 году об этом заявил руководивший в то время Мосадом Меир Даган, неоднократно посещавший Москву для переговоров со своими коллегами из ФСБ.

Об этом свидетельствует и инцидент 26 июля 2007 года, когда произошел взрыв на складе оружия близ Алеппо, в результате которого погибло по меньшей мере 15 сирийцев. Власти Сирии заявили, что этот взрыв никак не связан с химическим оружием, однако американский журнал Jane's Defence Weekly тогда сообщал, что взрыв произошел, когда иранские и сирийские военнослужащие пытались оснастить ракету Р-17 боеголовкой, снаряженной ипритом.

Впрочем, все эти события прошли уже без участия генерала Кунцевича. В начале мая 2002 года во время командировки в Сирию он скончался от инфаркта в салоне самолета. В некоторых СМИ мусульманских стран публиковались слухи о возможной причастности Мосада к смерти Кунцевича.

По всей видимости, после 2002 года Сирия перестала производить отравляющие вещества - ей хватало и существующих запасов. Как не допустить передачи этих ОВ в руки исламистов - это уже должно решать мировое сообщество.

Александр Шульман, Израиль
«Русская планета», 3 сентября 2013

геополитика и территории, франция, бл_восток и магриб, сми, версии и прогнозы, эпохи, факты и свидетели, нравы и мораль, холодная война, 60-е, израиль, сирия, развал страны, европа, шпионаж и диверсии, 80-е, страны и столицы, госбезопасность и разведка, войны и конфликты, силовики и спецслужбы, заговоры и конспирология, биографии и личности, союзники, военные, секреты и тайны, мифы и мистификации, геноцид, техника и технологии, противостояние, современность, исламизм и ваххабизм, ссср, терроризм и экстремизм, армия, 20-й век, история, оборона, оружие, россия

Previous post Next post
Up