Ещё об
экономике бедности и
налогах о в России
Как будут повышать НДФЛ
Здравую идею реформы налогообложения граждан душат трусость и жадность чиновников Минфина / Прогрессивная шкала налога на доходы
Российское правительство, в первую очередь в лице Министерства финансов, начало обсуждать возможность введения у нас так называемой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
©
Налоговая декларация о доходах / Фото: Антон Новодережкин
В рассматриваемый трехлетний бюджет эта норма внесена не будет, а вот в 2020 году, возможно, начнется аккуратное тестирование.
Давайте посмотрим, как это отразится на нас с вами и на России в целом.
Особенности национального налогообложения
Но сперва нужно рассказать, как у нас вообще берут налоги с граждан. Дело в том, что налоговая система РФ по-своему уникальна: она не имеет аналогов как минимум в странах G20. В западной системе налогообложения, которую мы начали заимствовать, да бросили на полпути, основными источниками пополнения бюджета являются таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц. В России же налоги собираются главным образом с бизнеса; а основная часть сборов с граждан - это вообще не налоги, а страховые взносы, которые на Западе обычно выплачиваются не в обязательном, а в добровольном порядке.
Таким образом, основное налоговое бремя у нас перенесено с гражданина на бизнес. На самом-то деле, конечно, никакого отдельного от людей бизнеса нет, и в конечном итоге все равно эти налоги аукаются для покупателей товаров и услуг дополнительными накрутками. А вот на деловом климате подобная нагрузка сказывается неблагоприятно: талантливым и инициативным людям часто выгоднее сидеть где-нибудь на зарплате и платить НДФЛ, чем открывать свое дело и тонуть в море налогов на бизнес.
Зато мы гордо рапортуем миру о том, что у нас самые низкие налоги. И, скажем, толпы второсортных спортсменов едут в профессиональные клубы России, потому что с 3 млн долларов в год в Канаде придется отдать в казну минимум 1,6 млн, а у нас - 390 тысяч. Есть, увы, и встречное движение: российский бизнес, напротив, пытается спрятаться от неподъемных налогов в офшорах.
Более того, НДФЛ у нас «плоский» - и школьная уборщица, и глава Минфина Антон Силуанов, и упомянутый спортсмен платят в казну по 13% от своих зарплат, хотя министр с хоккеистом явно не обнищали бы и от ставки в 50%. Плоская шкала продержалась все смутные и ясные годы просто потому, что введение прогрессивной (больше получаешь - больший процент отдаешь) ударило бы по тем самым людям, которые в России принимают решения. При этом вынесение подобного вопроса на референдум, несомненно, дало бы не менее 90% голосов за реформу.
Кроме того, собираемость НДФЛ изрядно затруднена изобилием «серых» и «черных» зарплат, которые работодатели платят своим сотрудникам, дабы сократить издержки. В конце 1990-х руководители страны прямо говорили о том, что зарплаты спрятаны в конвертах и всерьез рассчитывать на налог с них не стоит. Потому-то и платит бизнес - ему некуда деваться. Еще до выплаты 13% НДФЛ чистая налоговая нагрузка (уже после возврата части налога на прибыль) на фонд заработной платы составляет 20,6% при обычной системе налогообложения и 27-49% при упрощенной. В странах с преимущественно «белыми» зарплатами и высоким НДФЛ это была бы проблема не работодателя, а сотрудника.
А это - совсем не умозрительная, а очень конкретная разница. С переносом налогового бремени на сотрудника работодатель теряет всякий интерес к сокрытию истинного размера его зарплаты. Напротив, ему выгоднее показать ее полностью для вычета налога на прибыль. И страна волшебным образом получает немалое количество высокооплачиваемых леди и джентльменов, долгие годы постигавших все оттенки серости своего дохода.
После этого мы объявляем амнистию по НДФЛ (кроме особо отличившихся граждан, конечно, например, с недоимкой более 5 млн рублей), выводим доходы из тени, бюджет оказывается в выигрыше, граждане перестают быть преступниками поневоле и весело строят новое честное государство.
Полуреформа-полуиздевка
К сожалению, о такой радикальной реформе речь даже не идет. Мы предпочитаем доить бизнес, а не работать с индивидуальными налогоплательщиками, что, в общем, логично: культура выплаты налогов у нас нулевая, а людей много, и к каждому инспектора не приставишь. Правительство, похоже, вообще махнуло рукой на «физиков»: если в те же 1990-е еще была социальная реклама типа «Заплати налоги и живи спокойно», то сейчас нас только предупреждают о сроках подачи налоговых деклараций. Не существует никаких подробных, с ясными цифрами объяснений того, как и куда тратятся налоги. Удивительно ли, что граждане не рвутся их платить?
Но деньги-то бюджету нужны позарез, и вот заговорили, наконец, о введении прогрессивной шкалы. Осторожно, без конкретики, только упомянув про некие 20%. Между тем «Русская Планета» неоднократно писала о необходимости подобного решения, о его социальной справедливости. Еще в октябре 2015 года мы
опубликовали шпаргалку для министра финансов, где, основываясь на статистике зарплат и реалиях отечественного налогообложения, предложили ввести на этом этапе мягкую шкалу, без фанатизма увеличивающую доходы бюджета.
Россия без всяких проблем и уже с завтрашнего дня может повысить налог на доходы физических лиц до:
- 15% с зарплат от 100 тысяч рублей в месяц и выше;
- 17% - от 250 тысяч,
- 20% - от 500 тысяч;
- 25% от миллиона.
Реформа в таком виде даст около 50 млрд рублей в год при нынешнем положении вещей и минимум вдвое больше при легализации всех высоких зарплат и выходе из тени фриланса. Впоследствии можно повышать этот налог на 1-1,5 процентного пункта в 1-2 года, чтобы достичь заранее определенных целевых показателей. Налог более 50% - это все-таки идиотизм, а 33-35% для самых богатых - вполне разумное условие. Особенно если вспомнить, что самые высокие зарплаты у нас платят в сферах, работающих с общенациональным достоянием.
Робко обсуждая прогрессивную шкалу и откладывая ее введение на неопределенный 2020 год (никто не представляет, в каком мире мы будем жить через четыре года - можно ли было в 2012-м представить войну бульдозеров с томатами?), власти, видите ли, опасаются социальных проблем, поскольку «подобная мера может сильно задеть средний класс».
Это очень важная проговорка.
Официальную зарплату свыше 100 тысяч рублей в месяц (с которой мы предлагали начать реформу) получают около миллиона россиян, и они точно не будут создавать правительству никаких «социальных проблем».
А значит, повысить ставку до упомянутых 20% правительство хочет отнюдь не только для них, а для всех граждан, у кого зарплата выше медианной (сумма, меньше которой получают 50% работающих граждан, сейчас это 24-25 тысяч) или хотя бы средней по стране (36 тысяч). Здесь уже массовое недовольство возможно.
Богатые должны платить больше, это нормально. Но повышать налог для человека, тянущего семью аж на 50 тысяч в месяц, - свинство. Даже несмотря на то, что по российским меркам это неплохие деньги. Реформа НДФЛ необходима, но она не должна ударить по с трудом сводящим концы с концами людям, которых Минфин издевательски называет средним классом. 80-100 тысяч в месяц - минимальный уровень зарплаты, с которого можно начинать очень осторожное повышение.
Видимо, получающие миллионы рублей в месяц руководители Минфина хотят, чтобы народ разделил с ними тяготы предстоящей реформы. Поэтому нам в первую очередь нужно другое руководство Минфина. И желательно - прямо завтра.
Михаил Мельников
«Русская планета», 11 августа 2016