Законотворчество как вид вредительства, или Посчитай и принимай, а не наоборот

Sep 03, 2016 16:14

Ещё о законах экономики в России

Убытки по закону
Некоторые законотворческие инициативы властей за последние годы принесли и продолжают приносить России значительный материальный ущерб / Почему законотворческие инициативы российских властей приносят материальный ущерб

Правительство впервые решило создать систему детального контроля за воздействием, которое оказывают на бизнес ведомственные и правительственные акты, а также принимаемые парламентом законодательные инициативы. ©



Министерство экономического развития РФ
Как пояснили в Минэкономразвития, в основу программы положены многочисленные претензии, высказываемые предпринимателями к десяткам документов, имеющих отношение к работе бизнес-структур.
Сами коммерсанты уже подсчитали, что убытки от исполнения законов, принятых за последние годы, уже превысили 2,6 трлн рублей. А ведь деньги, потерянные бизнесом, это де-факто средства, ушедшие из экономики страны в целом.

Посчитали - прослезились

Тяжелее всех пришлось энергетикам: как рассказали в Совете производителей энергии, в ближайшее время собственники всех российских ТЭЦ рискуют потерять триллион рублей из-за требования как можно скорее оснастить электростанции оборудованием, снижающим вредное воздействие на окружающую среду. Требование это введено законом «Об охране окружающей среды».

Энергетики признают, что в ближайшие пять лет «мобилизовать столь колоссальные средства для инвестирования не представляется возможным». Однако и отказаться от переоборудования ТЭЦ нельзя, иначе придется платить многократно повышенные взносы за вред, наносимый экологии.

Еще в 33 млрд рублей обойдутся энергетикам новые ставки оплаты за пользование водой из источников, относящихся к федеральной собственности; наконец, десятки миллиардов запланированного убытка принесет выполнение требования об установке дополнительных систем оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть на топливных, энергетических, нефтеперерабатывающих и прочих объектах. Самым скверным, отмечают представители Совета производителей энергии, является то, что эти траты во многом будут бессмысленными: ведь если оповещение населения о радиации и химическом выбросе еще позволяет оперативно организовать эвакуацию, то ЧП на взрывопожарных объектах - а таких у энергетиков немало - развиваются столь неожиданно, что ни о каком заблаговременном предупреждении людей при всем желании не может быть и речи.

Доброжелатели свои и чужие

Вообще, стоит отметить, что подобные инициативы российских законодателей - во многом следствие желания пойти на поводу у зарубежных «партнеров», которые, в свою очередь, не упускают случая нам подкузьмить. Едва ли не все природоохранные стандарты и инициативы - порождение деятельности различных международных организаций. И по какой-то непонятной случайности почти все они разорительны для нашей промышленности.

Впрочем, есть своя головная боль и у производителей алкоголя. Пивным компаниям, например, потребуется 28 млрд рублей на подключение к ЕГАИС, а последующие траты на обслуживание системы, которые придется нести ежемесячно, составят 9,5 млрд рублей. Для грузоперевозчиков, в свою очередь, камнем преткновения является пресловутый «Платон» - система покилометровой оплаты за проезд по российским дорогам большегрузного транспорта, то есть машин тяжелее 12 тонн. Транспортные и логистические компании уведомили Минэкономразвития, что стоимость многих перевозок с ноября 2015 года возросла в 2-2,5 раза. Причина прежде всего в высоких - до 350 тысяч рублей - штрафах для водителей и владельцев большегрузов. А ведь любые издержки, которые несут производители и продавцы товаров, в том числе и на их доставку, практически мгновенно перекладываются на потребителей. То есть на нас с вами.

«Вот только жить в эту пору прекрасную…»

Трудно поверить, но до сих пор в России не существовало системы детальной оценки того, как конкретные результаты принятия законов, правительственных распоряжений и ведомственных актов соотносятся с целями и задачами, которые заявлялись при их принятии. Отдельные депутаты или министерства, конечно, время от времени озвучивают информацию о том, что после вступления в силу очередной бумажки дела в какой-то отрасли пошли не очень. Но для этого предпринимателям вначале приходится поднимать громкий шум в прессе, чтобы чиновники хотя бы обратили внимание на проблему. А на каждое постановление, увы, не наорешься.

Никогда ни один человек в России не понес ответственности за подготовку и принятие закона, оказавшего отрицательное воздействие на экономику. Эта отличительная особенность отечественного законотворчества - полная безответственность - стала видна власти лишь на третьем году серьезнейшего кризиса. Однако, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Вплотную оценкой воздействия вступивших в силу законов на бизнес Минэкономразвития намерено заняться с 2017 года. Уже ясно, что работы «оценщикам» хватит надолго: 46 действующих законов, 42 правительственных постановления и 41 ведомственный нормативный акт - в общей сложности 129 документов. Их следует проанализировать, обсчитать и сделать выводы. А ведь в реальности таких убыточных предписаний, принятых себе же во вред, у нас во много раз больше.

Есть надежда, что со временем законы, причиняющие бизнесу наибольшие неприятности и убытки, будут отменены. Однако, как известно, любая госмашина на штамповку действует быстро, а на откат - медленно. Так что терпением в любом случае придется запастись.

Осталось пожелать, чтобы со следующего года законы в РФ начали приниматься с оглядкой на возможные последствия. Точно ли новая норма нужна стране? А вдруг умные люди проверят?

Виктория Фоменко
«Русская планета», 4 августа 2016

законы и конституция, национальная идея, идеология и власть, общество и население, нонсенс, версии и прогнозы, министерства, нравы и мораль, двойные стандарты, энергетика, природа и экология, современность, реформы и модернизация, исследования и опросы, правительство, саботаж, коррупция и бюрократия, экономфинбиз, россия

Previous post Next post
Up