Ещё о
коллаборационизме в ВОВ, в т.ч.
О репрессиях: Неприятные правды Фашист не прошел!
Житель Сарова хотел получить от «Столицы С» 500 тысяч рублей за оскорбление памяти отца, который… служил гитлеровской Германии
Житель Сарова требовал от «Столицы С» полмиллиона рублей за честь своего покойного отца! В публикации от 24 сентября 2013 года газета рассказала о часовне в ельниковском селе Большом Уркате, которую возвели родственники местного коммуниста Кузьмы Васляева. Он прославился тем, что 75 лет назад сбросил крест с купола православной церкви, после чего ее разрушили. Таким образом потомки хотели искупить грехи предков.
©Ещё о
Мордовии в ВОВ Марш татарских солдат легиона «Идель-Урал», 1942
Как выяснилось, советский активист Васляев во время войны с фашистами попал в плен и стал предателем. Но его сын Борис решил, что журналисты опорочили память отца, и потребовал денежную компенсацию и опровержение.
Но правда оказалась гораздо непригляднее. Кем на самом деле оказался Кузьма Васляев, выяснила Алёна Нестерова.
История о часовне в ельниковском селе Большом Уркате привлекла журналиста «С» своей необычностью. Раньше в селе стоял Храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сельчане строили своими силами 25 лет. Они строго соблюдали технологии: обжигали кирпичи, в раствор добавляли для прочности яичный желток. Рядом возвели странноприимный дом для богомольцев. «Храм был символом нашего благополучия, - вспоминают старожилы. - Все сельчане были верующими, активно молились… Наверное, поэтому невзгоды обходили село стороной».
Гибель храма
С установлением советской власти все изменилось, начались преследования верующих. Но местные жители продолжали ходить в церковь. Вскоре до Мордовии докатилась антирелигиозная кампания. Начался массовый снос храмов и различных православных сооружений… Коммунисты добрались до Большого Урката осенью 1940 года. Никто из местных жителей не соглашался подписать акт о закрытии церкви. Против воли народа пошли три молодых коммуниста, которым едва исполнилось по 18 лет. Кузьма Васляев, его однофамилец Герасим Васляев и Серафим Лемкин сами расписались за всех сельчан. Активисты получили на снос целых 100 рублей. Спилить крест вызвался Кузьма Васляев.
«Этот день стал черной датой в истории села, - рассказывала в 2013 году корр. «С» его двоюродная сестра Полина Юртаева. - Вокруг церкви собралась толпа. Мать Кузьмы умоляла сына одуматься, посылала проклятия: «Чтобы ты упал вместе с крестом!» Смотреть на это безобразие для набожной Марии было выше человеческих сил». Чтобы покрасоваться, Кузьма сделал на крыше церкви стойку на руках, а потом начал срезать крест. Его друзья бросили вниз колокол. «От удара земля затряслась, у меня зазвенело в ушах, - вспоминала очевидец тех событий Александра Щанькина. - Люди рыдали, падали на колени, молились: «Прости, Господи!».
Крест отнесли в Дом культуры, потом его использовали в качестве подставки для игры в домино. Иконами полгода топили печь в школе. Вскоре стали разбирать стены. Сначала желающих не было, но потом за работу стали давать полкило хлеба в день. Голодали тогда сильно, поэтому люди пошли. Но моя свекровь запретила своим детям даже думать об этом: «Лучше умереть с голоду, чем брать на себя страшный грех». Через пару месяцев от церкви ничего не осталось. Кирпичи пошли на строительство крахмального завода и районного Дома культуры…».
После разрушения храма Большой Уркат накрыла эпидемия тифа. Многие сельчане умерли. По воспоминаниям старожилов, только за один год произошло десять крупных пожаров, огонь практически полностью уничтожил целую улицу. Коммунисты-богоборцы ушли на фронт. Герасим Васляев и Серафим Лямкин погибли. А сбросивший крест Кузьма в июле 1942 года попал в плен. После войны его осудили на 25 лет как предателя Родины. Наказание отбывал в Коми: работал на шахтах. Но вернулся раньше положенного срока. После чего переехал в Саров…
Замолить грехи дяди решил внучатый племянник Николай Васляев. На построенной часовне 7 сентября 2013 года установили крест. Как и в 1941 году собралось много народа. Для сельчан это событие стало историческим. Часовню назвали во имя Покрова Богородицы - так же, как и разрушенную церковь…
Суд
Информация о газетной публикации вскоре дошла до сына Васляева - Бориса. Мужчина даже написал гневное заявление в правоохранительные органы. А в 2015 году он обратился с заявлением в суд. Борис Васляев требовал признать недействительными сведения о том, что отец был изменником Родины и отсидел 12 лет. Также он потребовал с газеты компенсацию «моральных страданий» в размере 500 тысяч рублей. Судья Ленинского райсуда Елена Симонова приняла иск к рассмотрению. Доказать свою правоту газете оказалось весьма сложно. Документы на таких персонажей, как Васляев, засекречены. И запросить их могут только близкие родственники или суд. Поэтому ссылаться корреспондентам пришлось только на слова двоюродной сестры Васляева - Полины Юртаевой. К тому же Борис утверждал, что отец был реабилитирован и даже получал награды от государства как участник Великой Отечественной Войны. То есть храбро защищал Родину и не являлся предателем. По ходатайству юриста «Столицы С» был сделан запрос в республиканские архивы. Ждать ответа судья Симонова не стала. Принимая решение, она основывалась на документах, предоставленных истцом. Постановила опубликовать опровержение, а денежное требование оставила без удовлетворения. Дело в том, что истец может претендовать на «дивиденды» за оскорбление собственной репутации, а не умерших родственников. Газету обязали сообщить, что Кузьма Васляев не являлся изменником Родины и еще оплатить услуги адвокату.
Правда о Кузьме
После вынесения судебного решения пришли запрашиваемые юристом документы. Там подробно рассказывается о «подвигах» Кузьмы Васляева. Его сын очень хотел, чтобы в газете напечатали правду. Теперь у него появилась возможность хлебнуть ее полной ложкой…
Кузьму Васляева призвали в Красную Армию 6 июня 1941 года. Он попал в плен и в июне 1943 года добровольно поступил на службу в созданный немцами «Волго-Татарский легион», который также назывался «Идель-Урал». Это воинское соединение состояло, в основном, из представителей поволжских народов: татар, башкир, чуваш, марийцев, мордвы, удмуртов… Подчинялось оно штабу командования восточными легионами. Волжско-татарские бойцы входили в состав семи усиленных полевых батальонов. Их общая численность составляла около 12,5 тысячи человек. Приказ о создании легиона был подписан 15 августа 1942-го. Формироваться он начал в польском Едлино 21 августа этого же года. Военнопленных в подготовительных лагерях разбивали по ротам, взводам и отделениям. Затем начиналось обучение, включавшее на первом этапе общефизическую и строевую подготовку, изучение команд и уставов… Строевые занятия немецкие командиры рот проводили с помощью переводчиков. Также этим занимались командиры отделений и взводов из числа легионеров, прошедших двухнедельные унтер-офицерские курсы. После завершения первого этапа новобранцы переводились в батальоны, где получали стандартное обмундирование и переходили к тактической подготовке и изучению оружия. Кроме семи полевых батальонов, из военнопленных-уроженцев Поволжья и Урала за время войны формировались строительные, железнодорожные, транспортные и прочие вспомогательные подразделения, обслуживавшие германскую армию, но не принимавшие непосредственного участия в боевых действиях. В их числе были 15 волжско-татарских отдельных рот…
Один из вариантов нашивки легиона «Идель-Урал»
Являясь легионером, Васляев был обмундирован в форму немецкого солдата, принял присягу на верность фашистской Германии и денежное довольствие в размере 12 марок. В период службы он строил оборонительные сооружения на территории СССР, Польши, Германии. За безупречную службу получил звание «ефрейтора», был назначен командиром отделения и даже получил бронзовую медаль. Интересно, гордится ли этой наградой его сын? Кузьма Васляев служил в фашистской армии до апреля 1945 года. Неизвестно, как у столь старательного кадра сложилась бы карьера, но война закончилось победой Советского Союза. Кузьму арестовали в мае 1948-го. Свою вину он признал. Рассказал, что на службу в немецкую армию поступил добровольно. Показания Васляева нашли подтверждения в свидетельствах трех очевидцев. За измену Родине Горьковский трибунал осудил его на 25 лет с конфискацией имущества. Московский военный трибунал оставил вердикт в силе. Положенный срок Васляев не отсидел, так как 17 сентября 1955 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны». Его амнистировали, но о реабилитации, которую упоминал сын, речь не шла. По данным 2000-го года, в этом изменнику Родины было отказано… Судя по всему, «ветеран» очень хотел получить от государства компенсацию, положенную жертвам политических репрессий.
Еще один любопытный факт. В 1985 году в честь 40-летия Великой Победы Васляев был награжден Орденом Отечественной войны II степени. Интересно, кто готовил на него наградные документы и где сейчас хранится этот Орден?!
Получив архивные документы, юрист «Столицы С» обратился в Верховный суд с апелляционной жалобой. На заседание сын Васляева не явился. Не приехал и его юридический представитель. Коллегия Верховного суда, изучив материалы дела, изменила решение Ленинского райсуда, оставив все требования истца без удовлетворения.
Выдержки из заключения об отказе в реабилитации по архивному уголовному делу по обвинению Васляева Кузьмы Ивановича:
- Приговором военного трибунала Горьковского гарнизона от 18 сентября 1948 года бывший красноармеец осужден по ст. 58-1 п. 5 УК РСФСР на 25 лет заключения с конфискацией имущества.
- Васляев Кузьма Иванович добровольно поступил на службу в созданное немцами воинское соединение «Волго-татарский легион».
- Являясь легионером, Васляев был обмундирован в форму немецкого солдата, принял присягу на верность фашисткой Германии и денежное довольствие в размере 12 марок.
- За безупречную службу он получил звание «ефрейтора» и был награжден бронзовой медалью.
Алёна Нестерова
«Столица С», 23 апреля 2014Из комментариев:
Местный пишет: - Архивными доказательствами является выписка из решения военного трибунала Горьковского гарнизона, приведённая в конце статьи. Все решения судов и трибуналов хранятся очень долго в их архивах, засекреченными являются только сведения, составляющие государственную тайну, да и то они имеют свой срок хранения и со временем рассекречиваются, тут же явно никакой тайны нет. Судилась же газета только для того, чтобы отстоять собственную профессиональную честь...
Жаль старика, отец которого в своё время попал в тяжёлые жернова истории. Он должен был смиренно согласиться с тем, что прожитую жизнь - своего отца - он изменить не в состоянии. Сам он, возможно, прожил достойную жизнь и за отца не отвечает, но отцу его согласно законам и морали того времени (да и нынешнего тоже) пройти достойно по жизни не получилось...
Почти в каждом роду, если хорошенько покопаться, найдутся и злодеи, и герои - не говоря уж о просто оступившихся... К этому нужно относиться спокойно и принимать со смирением. И стараться собственную жизнь проживать так, чтобы потомкам не было стыдно. И зарекать им это...
Vladimir Zorkin пишет: - Не стыдитесь, это жизнь. Есть предатели и есть герои. Вашему родственнику была уготована судьба Богоборца, разрушителя и предателя. Тяжёлая судьба.