Когда же начнут чистить самые верхи - этот колониальный пережиток Новой России? Ась?

Aug 26, 2016 13:41

Ещё о коррупции и репрессиях и справедливости в России

Недодиктат
Перед лицом надвигающейся опасности Кремль начал чистку элиты, но при этом не решается разрушить клановые связи, тянущие страну на дно / Нужна ли России эрзац-идеология?

В последнее время аресты высокопоставленных чиновников и силовиков следуют непрерывной чередой, СМИ сообщают об обысках в стенах госучреждений. ©По теме: Перекрещение Руси по-путински



___Михаил Максименко, задержанный по подозрению в превышении должностных полномочий и получении взяток от представителей криминального сообщества, во время рассмотрения ходатайства об аресте в Лефортовском суде / Фото: Артем Коротаев

Кроме того, произведен ряд кадровых перестановок и увольнений представителей всех ветвей госвласти далеко не самого низкого ранга.
После десятилетий кадрового застоя эти чистки вкупе с перестановками указывают на большую обеспокоенность Кремля. Вряд ли подобные маневры могут производиться в современной России «просто так». Объективная необходимость в них назрела очень давно, фактически с момента появления Российской Федерации, однако годами практически ничего для даже минимального оздоровления элиты не делалось. Так что же стало стимулом для перемен и можно ли вообще говорить о каких-то серьезных преобразованиях?

Коррозия человеческого материала

Первыми под каток антикоррупционных «зачисток» попали главы регионов - Александр Хорошавин, Вячеслав Гайзер, в июне был задержан при получении крупной взятки губернатор Кировской области Никита Белых.

В июне на тюремных нарах оказался председатель совета директоров энергетической компании «Квадра», экс-глава «Русгидро» Евгений Дод - по обвинению в крупных хищениях. Июль ознаменовался громким делом против замначальника столичного управления СКР Дениса Никандрова и руководителя управления собственной безопасности СКР Михаила Максименко. ФСБ обвинила сотрудников СК в преступных связях с арестованным ранее криминальным авторитетом по кличке Шакро Молодой.

26 июля уже следователи СКР нагрянули с обыском в кабинет руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Обыск состоялся в рамках уголовного дела против бизнесмена Дмитрия Михальченко, которого обвиняют в контрабанде алкогольной продукции (ст. 200.2 УК РФ). Это не единственные, но наиболее громкие эпизоды антикоррупционных чисток. Очевидно, что центральная власть приняла решение «почистить» систему госуправления.

Помимо уголовного преследования наиболее «отличившихся», Кремль затеял кадровые перестановки, увольняя доказавших свою неэффективность чиновников.

В «чистый четверг» 28 июля со своих постов были уволены сразу несколько деятелей, подвергавшихся ранее серьезной критике. Во-первых, был снят севастопольский губернатор Сергей Меняйло. Деятельность Меняйло вызывала острое раздражение в обществе, нередко говорили о том, что чиновник перенес в Крым наиболее неприятные стороны российских реалий. Но, несмотря на то что симпатии общества были не на стороне Меняйло, а на стороне оппонировавшего ему Алексея Чалого, в течение долгого времени позиции губернатора казались незыблемыми.

Равно как и позиции Михаила Зурабова, сохранявшего положение во власти десятилетиями, несмотря на все провалы и даже факты откровенного злоупотребления должностными полномочиями. 28 июля он также был отстранен от должности.

О том, что правящая система в России представлена людьми, в своей массе некомпетентными и нечистыми на руку, твердят все. Хороший, честный специалист своего дела - явление настолько редкое, что одним таким кадром порой пытаются «перекрыть» сразу несколько направлений работы. Например, Сергей Шойгу, наладивший образцовую работу МЧС, был переведен затем на пост министра обороны для ликвидации последствий «работы» своих предшественников - Иванова и Сердюкова.

Однако таких людей крайне мало. Причина проста: в России давно сложилась система негативного отбора руководящих кадров. Да, коррупция есть во всех странах, она неистребима. Но в редких случаях из неизбежного зла она превращается в системообразующий фактор, как это произошло в России. Увы, но для большинства поступающих на госслужбу людей именно участие в коррупционной деятельности является самоцелью, а не побочным соблазном. Понятно, что рассчитывать на высокий профессионализм кадров с такой мотивацией не приходится.

Базу для формирования подобной системы положила существующая в России кланово-ориентированная форма управления, в рамках которой решающее значение имеют не профессиональные качества, а близость к «источникам» власти, неформальные отношения.

На примере беднейших среднеазиатских республик можно понять, до чего могут довести государство элиты, для которых семейные и дружеские связи ценнее национальных интересов и обороноспособности страны.

Очевидно, что в современном мире архаичный клановый уклад может привести все сферы народного хозяйства к деградации и к ослаблению государства перед лицом внешних угроз.

По законам предвоенного времени

Четверть века спустя после развала Советского Союза Россия вновь вступила в противостояние с Западом, решившись на независимые шаги во время проамериканского переворота на Украине. К сожалению, следует признать, что силы неравны: не стоит тешить себя иллюзиями о возможности реванша в то время, когда отечественная индустрия продолжает лежать в руинах (ведь против индустриализации активно выступали все эти годы «придворные» экономисты либерального толка), а исполнение любого распоряжения тормозится из-за некомпетентности и равнодушия исполнителей. И это в преддверии большой грозы: не секрет, что США прилагают максимум усилий для нейтрализации России военными, экономическими или же политическими методами. На пике конфронтации с Западом РФ входит в период турбулентности, связанной с предстоящими выборами (в первую очередь президентской кампанией) и усугубляющимся экономическим кризисом. При том что половину существующих проблем власть создала своими руками, нынешние перспективы ее явно пугают. Запустив донельзя ситуацию, Кремль пытается выправить ее при помощи экспресс-чисток и перетасовок.

Но, даже осознавая всю критичность ситуации, власть все равно не решается порвать с клановостью и ограничивается поверхностными мерами, имеющими, скорее, декоративный эффект. Вместо увольнения чиновников просто переставляют. К примеру, Меняйло стал полпредом президента в Сибирском федеральном округе, уволенного с поста главы ФТС Андрея Бельянинова от имени правительства благодарил вице-премьер Дворкович «за сложную работу». Как заявил впоследствии Дмитрий Песков, Бельянинову «ничего не мешает» продолжить карьеру в государственных органах. Не исключено, что и отставленный Зурабов вскоре получит другую, еще более значимую должность.

Как, например, продолжил свою карьеру отправленный в отставку с поста министра обороны Анатолий Сердюков - он не только не понес наказания по делу «Оборонсервиса» (мало кто верит в то, что Евгения Васильева действовала на свой страх и риск, не уведомляя патрона), но даже получил должность в «Ростехнологиях».

Основанная на кумовстве политическая система не может рекрутировать эффективные кадры, даже испытывая кадровый голод. Заметно, что во власти практически не появляются новые лица - десятилетиями тасуются одни и те же персонажи, ментально встроенные в сложившийся уклад.

Есть целый круг «неприкосновенных»: люди, чья деятельность раскритикована уже тысячи раз, но сохраняющие свое положение во власти вопреки всем доводам логики. Не будем тратить время на перечисление, всем и так известны их имена.

Неформальные связи в элитарной среде - слабая опора для правителя. Руководящий огромной страной человек должен обладать «сверхчеловеческим» качеством - способностью пожертвовать личными отношениями ради целей государственного масштаба. Пока удары антикоррупционной кампании будут обрушиваться лишь на точечные цели, минуя «приближенных», необходимого эффекта ожидать не следует. Напротив, это может привести к мобилизации и консолидации элит, направленной на сохранение своего привилегированного положения.

Любой государственный лидер, опирающийся не на народ, а на свое окружение, должен помнить о том, что в случае глобальных потрясений большая часть приближенных покинет его, и он останется в одиночестве перед лицом надвигающейся катастрофы. Вряд ли в случае войны или прозападного переворота нынешняя элита встанет на защиту страны, из которой она на протяжении многих лет лишь выкачивала ресурсы, и станет задумываться о дальнейшей судьбе своего правителя.

Надежда Алексеева
«Русская планета», 29 июля 2016

законы и конституция, идеология и власть, деградация, кадры и профсоюзы, пятая колонна, общество и население, нравы и мораль, ОПГ и террорг, холодная война, тюрьма и зона, паразитизм, мэры и губернаторы, двойные стандарты, подмена понятий, олигархат и корпорации, кланы, регионы, репрессии и цензура, мнения и аналитика, госбезопасность и разведка, национальная идея, чиновники и номенклатура, суды и следствия, криминал, силовики и спецслужбы, биографии и личности, безопасность и правопорядок, колониализм, отставка, запад, политика и политики, народ и элиты, министерства, противостояние, диктатура и тоталитаризм, воровство, современность, преступления и наказания, оккупация и интервенция, кризис, критика, коррупция и бюрократия, известные люди, манипулирование, справедливость, россия

Previous post Next post
Up