А нет ли желания рубануть секирой кого-нибудь безбородого? / Современные богомазы. Дмитрий Фролов

Aug 02, 2016 02:28

Ещё о традициях в Мордовии, в т.ч. Иконописец Фролов

Сретение с человеком из Средневековья
Брадолюбивые дядюшки в думах о судьбах Отечества

С Дмитрием Викторовичем Фроловым, университетским доцентом, иконописцем и соруководителем саранского клуба «Владычный полк», мы увиделись на Сретение у храма Кирилла и Мефодия - все по Промыслу. Решили побродить по ближнему перелеску, поговорить за веру и за Отечество, за цвет русского царства. ©Ещё у Петеньки Рукастого



Автор, Вячеслав Новиков и Дмитрий Фролов (справа)
Дмитрий любит прогуливаться по этим местам. Здесь, говорит, чистенько, душепокойно. Сегодня еще и ветрено, подымаем воротники. Идем по аллее, отгоняем назойливых горностаев, трущихся о сафьяновые сапоги, уворачиваемся от сов, задевающих пестрыми крыльями наши скуфейки.
А по сугробам скачут веселые дети, набивая февральским снегом обувку, и ученый муж благородно протягивает руку помощи: «Держитесь за меня и разувайтесь сейчас же! Я, как человек из Средневековья, знаю, что снег нужно вытряхивать». Но дети - тертые пряники, подходить опасаются. Тем более к такому дяденьке с бородищей и стрелецким прищуром. «А вы случайно не были в Макаровке, где мы с ребятами озоровали?» - не отстает Дмитрий Викторович. «Были…» - дети вспоминают, что там случились бои на саблях и люди в диковинных одеяниях не щадили ни себя, ни других…

Клуб исторической реконструкции и средневекового фехтования, которым уже пятнадцать лет управляет Фролов, часто собирается в лесах для широкой забавы. Боевую одёжу и все прочее делают своими собственными, мастеровыми руками. Приходится и прясть, и ткать, и вышивать, и штопать, а прежде рыться в архивах, лопатить пыльный пергамент, изучать каждую мелочь, каждую маломальскую деталь, чтобы не театрально вышло, а как в старопрежние, древлеотеческие времена. И держатся при этом на Божьей помощи, на чистейшем энтузиазме - ни полушки никто не дает.

И еще сокрушается Дмитрий Викторович, что интерес к истории тает у молодежи. Ждут в клубе всех от четырнадцати до тридцати лет, но желающих все меньше. В университетских потоках, где доцент Фролов поднимает хоругви гуманитарных наук, около полутысячи человек, но там дела еще горестней: «У студентов нет даже базовых знаний! Чем они занимались в школе? К ЕГЭ готовились? Я начинаю читать: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода…» И ни один человек не угадывает роман! И никто в группе исторического факультета не читал Евангелие! Миленькие, спрашиваю, вы зачем сюда пришли? Нас мамка заставила! И в храме ни одного не встретишь! По воскресеньям я хожу в Скорбященскую церковь на службу - ни одного студента! А потом мы говорим о безнравственности, об отсутствии элементарной культуры. Что делать? Не знаю. Если уж не привили в детстве… В музее никто не был ни разу, в театр последний раз в пятом классе водили. А у нас, говорят, денег нет на музей. Да тридцать рублей по студенческому! Вы прокуриваете много больше! Все крыльцо в университете заплевано, устал бороться. «ВКонтакте» сидят, а на литературу, на историю Родины времени не хватает. Миленькие, Евангелие - это и поведенческий, и нравственный, и культурный фундамент всей нашей жизни, и золотой фонд классики из Евангелия вышел. Но и Достоевского вряд ли читали…»

Под эти неутешные речи дошли до мастерской Дмитрий Викторовича. В прихожей старинные комоды с глиняными плошками, с оловянной посудой, со штофами зелена вина, а дальше дядька в латах и ерихонской шапке. А вот, разсказывает Дмитрий, воеводское кресло, вот стол евоный, вот настоящий персидский кинжал. Кинжала я побаиваюсь, а мой сопутник, как нарочно, добавляет: «Стопроцентно кровавый!» Стены вокруг расписаны, и я примечаю образ патриарха Никона: «Какое у вас отношение к нашему земляку?» «Плохое, конечно. Никон был сугубо неправ - реформы не завершил, на суде от всего отказался, народу сколько згубил… Я читал архивные документы, и у меня волосы становились дыбом от той жестокости - стоявших за старую веру жгли живьем. А сколько неграмотных правок было внесено в служебные церковные книги! Порой все переворачивалось с ног на голову». - «Видели сериал «Раскол» Николая Досталя?» - «В целом он неплохой, но одежда показана слишком тускло, даже царская. Это же золотой век русского царства! Такие были наряды, такие сочные краски, а в фильме все какое-то замшелое, неприглядное».

Мы сели за большой деревянный стол, но заварили не богородскую травку, не зверобой и не еловые шишки, а обычный чайный пакетик. Как начали его с печеньем кушать! А Дима все кипятку подливает: «Я помногу пию». И я не отказываюсь, чего уж. Хлебаем, бороды почесываем. «А как вам, - спрашиваю, - слова из Номоканона «Кто возводит резало на браду свою и на ус свой, будет проклят гореть в аду?» «Главное, - отвечает, - брадолюбивым быть, но это не значит, что нужно бороду до пола растить, чтоб она торчала во все края. Ухаживать нужно, разчесывать. Даже дониконовские патриархи свои бороды в опрятности содержали».



А в соседней комнате на столе недописанная икона. «Как, интересуюсь, дерзнули взяться за иконопись? Многотрудное дело! Держите ли пост?» - «В пост постимся, а в скоромные дни мясо едим. Круглый год надо писать. Я давно этим занимаюсь, и благословение имеется».

И вот еще какой вопрос меня мучил: «Как же, погружаясь в XVII век, устраивая в лесах поединки, умудряетесь потом выйти в нашенское время? Не возникает ли желание рубануть секирой кого-нибудь бездуховного?» Улыбается Дмитрий Викторович: «Нет, у нас все люди адекватные, попусту шашкой не машем».

Тогда я спокоен, слава Богу за все!
Вячеслав Новиков (он же Петенька Рукастый и vv_novikov)
«Столица С», Мордовия, 11 марта 2016

жизнь и люди, живопись, родина и патриотизм, деградация, русский мир, поколения, общество и население, память, нравы и мораль, наследие, староверы и расколы, поволжье, художники, агитпроп и пиар, образование и воспитание, регионы, интервью и репортаж, русские и славяне, молодёжь, мужчины, христианство, культура, биографии и личности, ученые, религии, иконы, традиции, современность, мордовия, вера, православие, высшая школа, история, россия

Previous post Next post
Up