Из анамнеза России (на примере Мордовии) / Англо-саксы как причина эпидемии

Jun 26, 2016 03:52

Ещё по теме медицины и истории

История болезней Мордовии
Чем болели наши предки

Нынешнюю ситуацию с эпидемией гриппа как нельзя лучше характеризуют слова Виктора Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять»… «Буйство» вируса различных штаммов - явление действительно давно не новое. Из года в год от осложнений умирают десятки россиян, в аптеках заканчиваются марлевые повязки, оксолиновая мазь и многие противовирусные препараты. ©Ещё из истории Мордовии



Эпидемии не раз поражали поволжский край, но каждый раз его жители находили выход из трудного положения…
При этом масштабы заболеваемости не больше, а меньше, чем в предыдущий год. В текущем сезоне в стране зарегистрировано чуть более 100 летальных исходов от осложнений гриппа, в прошлом году - 232, в 2009-м - 687. А в 1918-1920-х жертвы исчислялись тысячами. Грипп сотни лет вызывает эпидемии, как, впрочем, и многие другие инфекции.
Какие из них перестали быть опасными, а какие продолжают свирепствовать, выясняла Ольга Старостина.

Грипп

Комментируя ситуацию с гриппом в этом году, депутат Госдумы от фракции КПРФ Вадим Соловьев заявил, что «тут подсуетились США». Многие его мнение всерьез не восприняли. Есть у некоторых политиков традиция во всех проблемах нашего государства винить американцев. Но, возможно, в словах Соловьева есть доля правды. Во всяком случае к самой тяжелой эпидемии прошлого века граждане Штатов имели прямое отношение.



По словам главного внештатного эпидемиолога Минздрава РМ Михаила Чумакова, новой напастью для Мордовии может стать клещевой энцефалит
В январе 1918 года в американских городах на атлантическом побережье произошла вспышка гриппа. Он распространился по всей стране, проник в армейские части, откуда бойцы ненамеренно перевезли инфекцию в воюющую Францию. Летом вирус бушевал уже во многих странах Европы, но особенно часто об эпидемии писала пресса Испании. В связи с этим грипп нарекли испанским. В Россию заразу завезли британские интервенты, которые в июне 1919 года высадились в Мурманске. Грипп быстро захватил всю европейскую часть страны, а затем двинулся на Восток. Наверняка инфекция не миновала мордовский край, но сведений об этом не сохранилось. Эпидемиологическая служба в России только зарождалась, к тому же шла Гражданская война. По разным подсчетам, грипп в 1918-1920 годах унес жизни от 20 до 40 миллионов человек во всем мире. С тех пор вирус стали активно исследовать ученые во многих странах. С годами они выяснили, что вновь выявленные штаммы значительно отличались от известных вирусов.

«Грипп - лидер по мутациям, - говорит главный внештатный эпидемиолог Минздрава РМ Михаил Чумаков. - Если бы он не менялся и имел один генотип, то люди давно бы выработали к нему иммунитет. К счастью, таким генетическим изменениям подвержена небольшая часть инфекций, а потому мы научились с ними эффективно бороться».

Туберкулез

Гораздо интенсивнее население косил туберкулез, причем на протяжении многих веков. Особое распространение по миру он получил после 1600-х годов, когда болезнь окрестили великой белой чумой. Она свирепствовала больше 200 лет. Умирал каждый седьмой инфицированный. Самая ранняя информация об эпидемии туберкулеза в России относится к концу XIX века. По официальным данным, в 1895 году в стране насчитывалось около 260 тысяч больных, в 1900-м - уже около 350 тысяч. Некоторые исследователи считали эти цифры заниженными. Далекими от истины были и данные о количестве смертей. Не всех умерших от туберкулеза вскрывали, некоторых даже не регистрировали. К 1907 году количество больных в России выросло вдвое. Среди инфицированных были не только взрослые, но и дети, у малышей первого года жизни нередко развивался туберкулезный менингит. Немного обуздать палочку Коха, которая является возбудителем болезни, удалось только после Второй мировой войны. Тогда началось массовое использование антибиотика стрептомицина и иммунизация новорожденных прививкой БЦЖ-1. «Благодаря такой вакцинации удалось остановить распространение генерализованных форм туберкулеза, когда болезнь поражала не только легкие, но и другие органы и ткани, - считает Михаил Чумаков. - Перестали регистрироваться туберкулезные менингиты у детей, которые либо убивали, либо делали ребенка инвалидом на всю жизнь. Так что польза от БЦЖ неоспорима…»



Тем не менее победить болезнь окончательно не удалось. В начале 1990-х палочка Коха вновь стала распространяться. С 1992-го по 2000 год количество заболевших россиян выросло более чем в два раза и составило 130,6 тысячи человек. Причем многие страдали открытой формой туберкулеза. В январе 2001 года СМИ отмечали, что в Мордовии «республиканский противотуберкулезный диспансер уже не может вместить всех больных». Стабилизировать ситуацию в регионе удалось только в 2008-м, когда количество вновь выявленных заболеваний начало сокращаться и составило 560 человек вместо 583, зарегистрированных годом ранее.

Сыпной тиф

Сыпной тиф на протяжении двух прошлых столетий унес сотни тысяч жизней, к счастью, в течение нескольких последних десятилетий в России он не регистрируется. Но в начале XX века «нервная повальная горячка» или «гошпитальная горячка» была широко распространенным заболеванием. Инфекция свирепствовала по всей территории страны, но особенно от нее страдали жители центральных и поволжских губерний. «Иногда тиф поражал население целой деревни, - продолжает Чумаков. - Тогда на место вспышки выезжала мобильная дезинфекционная бригада. В специальной печке обрабатывали одежду крестьян от вшей. После этого распространение болезни на какое-то время прекращалось, но ненадолго».



С 1905-го по 1911 год сыпным тифом переболели около 725 тысяч жителей России. 60 % земских врачей умерли от этого недуга. В целом число смертей превысило 49 тысяч. Во время Первой мировой войны заболевание унесло несколько миллионов жизней в России, Польше и Румынии. Ситуация изменилась лишь после окончания военных действий, когда улучшились санитарные условия. Это привело к снижению численности переносчика болезни - платяной вши. К 1940 году сыпной тиф был ликвидирован в СССР как массовое заболевание, регистрировались лишь небольшие вспышки. Но Вторая мировая война вновь спровоцировала эпидемию. С 1943 года сыпной тиф начал распространяться на освобожденных территориях: на Украине, в Белоруссии и Молдавии. В результате миграции населения болезнь дошла до самых отдаленных районов страны. Но на этот раз тиф протекал в более легкой форме, чем в начале века, в большинстве случаев больные выздоравливали.

Сыпным тифом не болеют уже 15 лет. «Но вирус может вернуться, - предупреждает эпидемиолог. - Существует болезнь Бриля, это рецидив сыпного тифа. Он возникает у переболевшего человека через 10, 15 или даже 40 лет. Поводом может послужить переохлаждение, стресс, перенесенная операция и другие факторы. Если до больного доберутся платяные вши, то возможна очередная вспышка. При отсутствии насекомых человек, страдающий болезнью Бриля, для окружающих не опасен».

Холера

Эта инфекция долгое время вселяла в суеверных людей страх и сомнения в силе медицины. «Холера - сфинкс, который нас приводит в ужас своим смертоносным взглядом», - писал в 1893 году русский гигиенист Федор Эрисман. В XIX веке кишечная инфекция вышла за пределы своей родины Индии и поразила весь мир. В Россию за столетие она вторгалась 8 раз. В целом за 1800-е было выявлено около 5 миллионов заболевших и почти 2 миллиона умерших. В начале XX века холера вновь объявилась в стране. С 1902-го по 1916 год охватила 400 губерний, где заболели почти 400 тысяч и умерли больше 150 тысяч человек. Следующие серьезные вспышки происходили в 1910-м, 1915-м, 1918-м и 1921 годах. Инфекция отступила лишь в 1926-м и считалась побежденной, но в июле 1942-го вновь проявилась в Сталинграде. Началась пандемия, справиться с которой удалось благодаря обработке питьевой воды хлором.



В 1970-х известная холера уступила свое место в мире и затем в СССР сестре по имени Эль-Тор с индонезийского острова Целебес. Крупные вспышки заболеваемости были зарегистрированы в Поволжье. «Среди населения Мордовии было выявлено несколько больных в 1970-м и 1974 годах, - рассказывает Михаил Чумаков. - Все находились в тяжелом состоянии, но никто не умер». Эпидемиологическая ситуация по холере остается неустойчивой до сих пор, прежде всего в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Имеющиеся вакцины ВОЗ признала неэффективными.

Малярия

В Российской империи одним из самых массовых заболеваний была малярия. По словам русского эпидемиолога Владимира Фавра, она была достойна звания «народной». Тропическая инфекция особенно буйствовала на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней Азии и Поволжье. Во время эпидемий в так называемых «долинах смерти» вымирало до трети населения. Точные цифры по заболеваемости малярией в начале XX века неизвестны. В СССР в 1920-х ежегодно регистрировались 1-5 миллионов больных. Во многих регионах, в том числе в Мордовии, появились малярийные станции, которые боролись с переносчиками болезни - комарами. В Подмосковье началось строительство фармакологического завода «Акрихин», который должен был обеспечить страну противомалярийными препаратами. Ситуация постепенно стабилизировалась, но Вторая мировая война свела на нет многие достижения эпидемиологов. Очередная вспышка болезни началась в 1942 году. Новые для СССР фенотипы возбудителей завезли из Европы немцы и их союзники. После войны в Советском Союзе начал осуществляться пятилетний план борьбы с малярией. К 1950 году заболеваемость снизилась более чем в пять раз, а еще через 15 лет болезнь была побеждена. Отмечались лишь небольшие вспышки в южных регионах и завозные случаи. Тропическая болезнь и сегодня проникает в страну вместе с путешественниками, но лечится хорошо. Комары заражали население Мордовии не только малярией, но и туляремией. Это заболевание не столь тяжелое и достаточно хорошо лечится, в 1930-х была разработана вакцина.

«Человечество победило многие болезни, в том числе такие серьезные, как полиомиелит и дифтерия, - говорит Михаил Чумаков. - Но новых инфекций, несомненно, больше. Хотя новизна их относительна. Например, геморрагическую лихорадку с почечным синдромом начали диагностировать в лабораториях только с 1950-х годов. Но это не значит, что раньше ее не было. Просто проходила под другими диагнозами. То же самое с вирусами Эбола и Зика. Думаю, они всегда существовали в определенных природных ареалах и местное население выработало иммунитет. Эпидемии связаны с тем, что вирус вышел за пределы своей естественной среды. Сегодня много говорят о созданных человеком инфекциях. Действительно, страшно представить, какого монстра могут вырастить в современных лабораториях. Но, думаю, большинство из искусственных убийц не жизнеспособны в природе… Кстати, в Мордовии скоро может появиться одна новая инфекция - клещевой энцефалит. Ранее наша территория считалась безопасной в этом плане. Но последние годы вирус - возбудитель заболевания обнаруживается в местных клещах».

Ольга Старостина
«Столица С», Мордовия и «Газета.ру», 9 марта 2016

страны и столицы, статистика, уровень жизни, биографии и личности, общество и население, средневековье, азия, эпохи, факты и свидетели, поволжье, современность, российская империя, мордовия, ссср, регионы, смерти и жертвы, 20-й век, медицина и здравоохранение, история, европа, сша, 18-19-ее века, россия

Previous post Next post
Up