Ещё о
современной Украине Украинские фэнтези
Что стоит за отказом президента Украины П. Порошенко выполнять Минские соглашения
Удивительно, но День пограничника Украина все еще отмечает одновременно с Россией, как и в советские времена - 28 мая (согласно Декрету Совнаркома от 28 мая 1918 г. была учреждена Пограничная охрана РСФСР). Видать, что-то в данном конкретном случае недодекоммунизировали...
© Прокол, конечно. На что и осмеливаемся слегка намекнуть, поскольку это их «незалежное» дело.
Однако, несмотря на столь непатриотическую оплошность подчиненных, президент Петр Порошенко, пользуясь, по своему обыкновению, любым подходящим для торжества случаем, не мог отказать себе еще в одном маленьком удовольствии: произнес-таки очередную антироссийскую речь.
Как сообщают украинские СМИ, он отметил, что «Минские договоренности четко предусматривают вывод оккупационных войск со всей украинской территории, восстановление украинского контроля над государственной границей, внедрение международной вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, которая для контроля выполнения станет на линии столкновения, возьмет под охрану до вывода в РФ склады отведенного оружия и поставит на всех пунктах пропуска свои постоянно действующие патрули для того, чтобы исключить возможность поставок новых подразделений российских войск, амуниции, вооружения, возвращение наемных боевиков». «Ничего другого - не будет. Я это подчеркиваю», - заявил Порошенко. Он также сказал, что именно такая позиция Украины была изложена сначала в Мирном плане, а затем - в Минских соглашениях и именно такой алгоритм действий получил поддержку мирового сообщества. «Вопросы охраны и восстановления украинского контроля над неконтролируемым участком украинско-российской границы является ключевым в выполнении Минских договоренностей», - повторил Порошенко. И подчеркнул, что «российский президент может обеспечить прекращение огня, ведь огонь открывают солдаты российской армии и их наемники, которые действуют по команде 100% российских командиров».
Вообще-то, честно говоря, прекращение огня может одномоментно обеспечить американский президент, а отнюдь - не российский, иначе ситуация на востоке Украина давно была бы кардинально иной. Но и в Европе, и на Украине делают вид, что исключительно из-за действий «агрессивной» России Минские соглашения исполнить никак невозможно.
При этом тему границы и полицейской (вооруженной) миссии ОБСЕ Порошенко муссирует постоянно: ну, очень хочется ему и иже с ним взять непризнанные республики в кольцо и удушить их в «патриотических» объятиях.
Двумя неделями ранее, например, на церемонии принятия присяги сотрудниками Департамента патрульной полиции Краматорска он с пафосом говорил: «Мы остановили самую большую армию на континенте, мы возобновили Вооруженные силы, мы освободили две трети Донбасса, мы выиграли эту войну во всем мире, создав мощную мировую коалицию». По его словам, санкции против России применяются в связи с невыполнением и неимплементациею ею Минских договоренностей относительно урегулирования ситуации на Донбассе. «Когда на линии соприкосновения будет стоять международная мониторинговая вооруженная миссия ОБСЕ для обеспечения 100% режима прекращения огня, когда отведенная согласно Минским соглашениям тяжелая техника и артиллерия будет находиться под охраной этой международной полицейской миссии, и когда контроль над неконтролируемым участком украинско-российской границы сначала перейдет к вооруженным полицейским ОБСЕ, а вторым этапом - к украинским пограничникам», - отмечал Порошенко.
Именно «второй этап» - хрустальная американско-украинская мечта: как только янки и укры станут на границе, так первые со всей своей «амуницией» вплотную придвинутся к России, а их «младшие коллеги» начнут голодом и холодом морить жителей ДНР/ЛНР, не говоря уже о жестоких пытках, присущих киевскому режиму в отношениях с несогласными донеччанами. Так что, как здесь, так и в других выступлениях Порошенко, каждое утверждение - откровенная ложь.
Прежде всего, заметим, что он грубо искажает текст Минских соглашений, когда делает акцент на «выводе оккупационных войск». Правда, отчасти тут с ним можно согласиться, если принять во внимание тот факт, что украинские вооруженные силы и так называемые добрбаты ведут на востоке страны гражданскую войну, силовым путем заняли часть двух бывших украинских областей, и речь, по сути, может идти об украинских оккупационных войсках. Но как бы там ни было, а в пункте 10 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений сказано иначе: «Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп».
Таким образом, Порошенко вполне сознательно искажает смысл Соглашений, потому что, и это не секрет, вопросы об иностранных войсках и наемниках могут возникнуть, прежде всего, к самой киевской власти, которая вполне открыто приглашает на Донбасс иностранные частные военные компании, размещая иностранных военных инструкторов и даже целые воинские части (например, 173-ю бригаду ВС США) на своей территории. И это не говоря о тысячах американских и натовских офицеров, сотрудников спецслужб, которыми напичканы украинские штабы, разведцентры и спецподразделения. Не говоря уже о том, что киевский режим палец о палец не ударил для предписанного Минском-2 разоружения своих бандформирований.
Но главное: ни о какой «вооруженной полицейской международной миссии ОБСЕ», о которой постоянно твердят Порошенко и его приспешники, в Минских соглашениях вообще не упоминается, то есть - это откровенное вранье.
Точно такой же неприкрытой ложью являются и слова Порошенко о том, что проведение выборов на Донбассе возможно только после «возобновления украинского контроля над государственной границей». В Минских соглашениях, которое Порошенко просто игнорирует, зафиксирована прямо противоположная последовательность событий. Пункт 9 гласит, например: «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы».
При этом указанная в пункте 9 конституционная реформа, о которой Порошенко даже не упоминает, и которая, тем не менее, является главным условием мирного урегулирования на Донбассе и возвращения восставших территорий в состав Украины, предусматривает, по сути, переучреждение украинского государства на основе признания широкой автономии регионов. Так, в пункте 11 указано: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».
Можно и дальше сравнивать «тезисы» официальных выступлений Порошенко и многих других украинский деятелей, но суть останется та же: тотальная, беззастенчивая ложь. Да что там говорить, если пункт Минских соглашений, который должен быть выполнен первым и который потому и обозначен цифрой 1, не выполняется в полной мере уже более года. А в нем однозначно сказано: «Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года». И какое, милые укры, у вас ныне «тысячелетье на дворе»?
Спрашивается: при чем тут Россия, если стреляет Украина? Нет ни одного минского документа - ни 2014-го, ни 2015 гг., где бы вообще было сказано, что Россия должна что-то исполнять. Роль России можно определить, как добровольно-посредническую. Зато конкретные обязательства есть у Франции и Германии. Но кто об этом хотя бы изредка вспоминает?..
Правда, справедливости ради отметим, что в Декларации в поддержку процесса украинского урегулирования, принятой в Минске 12 февраля 2015 г. после 16-часового обсуждения, Россия все ж таки упоминается. Цитируем: «Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Пётр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. (О Крыме нет ни слова! Он, таким образом, признается российским по умолчанию. - В.П.) Они твердо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры, как по отдельности, так и совместно в этих целях. В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер. Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат…» Какие, как говорится, претензии?
Но уж коль очень хочется что-то предъявить России за то, что фактически Минские соглашения не выполняет Украина, то почему такие же претензии нельзя одновременно предъявить Франции (президенту Ф. Олланду) и Германии (канцлеру А. Меркель)?
И если согласиться с тем, что Россия несет ответственность за ДНР/ЛНР, то на таком же основании надо соглашаться и с тем, что Франция и Германия отвечают за Украину, то есть, прежде всего, за то, что украинские войска не отведены на определенные Минскими соглашениями расстояния от линии соприкосновения (фронта) и регулярно ведут огонь по мирным населенным пунктам.
Потому очень странно, если не сказать дико, что Франция, Германия, прочие страны Евросоюза и НАТО, а также США всю ответственность за украинские дела, начиная с госпереворота в Киеве, пытаются возложить на Россию, которая не является стороной конфликта, однозначно имеющего сугубо внутренний характер.
При этом западные и украинские лидеры, чиновники, политики, вроде как соревнуясь между собой, стараются придумать очередную «страшилку» о России, совершенно не «заморачиваясь» даже элементарными доказательствами. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов считает, что РФ может использовать против Украины ракеты (ядерные, в шахтах!), от которых страна отказалась в рамках Будапештского меморандума. И странным образом связывает этот факт с событиями в Сирии. «… ракеты, которые, кстати, были в Украине, и полторы тысячи таких крылатых ракет, которые могли нести не только ядерный потенциал, боезаряд, но и обычный боезаряд, сегодня используются против Сирии, и могут Россией, зная злобу и жестокость этой страны, и коварство этой страны, использоваться против нас», - подчеркнул Турчинов.
Комментировать подобного рода бредовые заявления - совершенно непродуктивное занятие. Вот еще один такой же образчик украинских фэнтези на тему Минских соглашений. Как передает УНИАН, первый заместитель секретаря СНБОУ Михаил Коваль на заседании Межпарламентской ассамблеи Верховной рады, сейма Литовской Республики, сейма и сената Республики Польши заявил, что «Россия грубо нарушает положения Минских договоренностей и не намерена их выполнять». Более того, говорит он: «Российские войска готовятся к возобновлению активных наступательных действий с целью выхода на административную границу Донецкой и Луганской областей, а также пробивания сухопутного коридора в Крым».
Для пущей правдоподобности эту «гениальную» мысль продублировал представитель главного управления разведки МО Украины Вадим Скибицкий. «Прежде всего, Российская Федерация в своих сценариях рассматривает возможность взятия под контроль южных областей нашего государства. Такой сценарий они отрабатывают с самого начала, с 2014 года, но благодаря тому, что группировка Вооруженных сил Украины на сегодняшний день развернута именно на перешейках в южной части нашего государства, такие планы пока реализовать Российская Федерация не способна», - заявил Скибицкий, и настолько безапелляционно, будто российский Генштаб выложил перед ним все секреты. Впору засомневаться в адекватности украинских чиновников.
Однако «коридорная» тема не новая. Еще год тому назад литовские власти заявляли, что Россия «готовится прорубить коридор», соединяющий Белоруссию с Калининградской областью. Президент Литвы Даля Грибаускайте вообще назвала Россию «террористическим государством», а переговоры с ней - «бессмысленными». По ее убеждению, ответом на российскую политику должно стать повышение обороноспособности Литвы (с помощью НАТО, естественно). И здесь г-жа президент явно усматривает аналогию с т.н. Данцигским коридором, когда отказ предоставить его Германии стал одним из поводов для нападения фашистов на Польшу.
Далее уже глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявляет: «… угрозы России продолжаются много лет. Именно ПРО является ответом, присутствие американских войск является ответом. Это не мы принимаем решение, а Россия реагирует, а именно Россия стремится радикально изменить архитектуру безопасности в Европе, а мы отвечаем на агрессивные действия России».
Ранее заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу прямо оправдал Украину в невыполнении Минских соглашений. Их реализацию, по его мнению, постоянно срывают Россия и самопровозглашенные республики Донбасса.
Чтобы попытаться понять природу этого захлестнувшего западный мир вполне «шизоидного» явления, стоит, наверное, прислушаться к мнению президента Международного центра геополитического анализа, доктора исторических наук, генерал-полковника Леонида Ивашова, который в интервью «Правде.Ру» так объяснял причины украинско-европейской неадекватности:
Европа сегодня, с военной точки зрения, колонизируется американцами. Европа сегодня - жертва американской политики транснациональных корпораций, Ротшильдов, Рокфеллеров. Европе нужен жупел угрозы. Вот они его из России и сделали. Причем лгут настолько беспардонно, не обращая ни малейшего внимания на соотношение сил».
В этот контекст хорошо вписывается «тезис» главы СНБОУ Александра Турчинова о том, чтобы разместить на Украине системы американской ПРО. «Нам нужно значительное усиление общей системы защиты от ядерной угрозы и развертывания дополнительных позиций системы ПРО. Не исключаю, что для защиты от ядерной опасности мы вынуждены будем проводить консультации по размещению компонентов системы ПРО на территории Украины», - считает Турчинов. Кстати, в разработанной Турчиновым стратегии национальной безопасности, утвержденной главковерхом П. Порошенко, подчеркивается, что главной линией стратегии является защита от России, максимальная интеграция с американской коалицией и восстановление территориальной целостности в рамках признанных мировым сообществом границ. Исходя из логики этого документа, получается, что Евросоюз должен начать освободительную войну за полуостров Крым и юго-восток Украины. По мнению известного политолога, доктора экономических наук Михаила Делягина, последние действия украинского руководства и заявление политиков - это попытка США накалить ситуацию.
«Это их общее желание - преодолеть отчуждение от них Запада и втянуть Запад в настоящий конфликт с Россией, так как украинские марионетки имеют хоть какое-то значение только в рамках такого конфликта. Но пока на Западе растет усталость от них и нежелание обострять конфликт в явном виде», - отметил М. Делягин.
А заявление, которое сделал в День пограничника президент Петр Порошенко, практически означает, что Украина отказывается от участия в Минских соглашениях, поскольку обставляет их реализацию такими предварительными условиями, которые выполнить нереально. Возникает вопрос по существу: почему сегодня для Украины никакой «Минск» не писан?
Ответ, который свел воедино все составляющие этой многогранной проблемы, совершенно неожиданно дал проамериканский, потому хорошо осведомленный, украинский еженедельник «Зеркало недели». Зам. главного редактора Сергей Рахманин в статье с характерным названием «Оборона Минска» явно небезосновательно утверждает: «… в окружении президента есть лица, считающие, что Петру Порошенко выгодно продолжение войны в ее нынешнем виде. С одной стороны, это, очевидно, позволяет его ближнему кругу получать дополнительный существенный заработок. С другой стороны, у него сохраняется возможность любое жесткое, противоречивое либо непопулярное решение оправдывать фактическим военным положением. С третьей стороны, война, как известно, объединяет. И хотя Петр Алексеевич пристально следит за изменениями общественных настроений, в случае необходимости он считает возможным использовать "военную карту" как козырь, который возможно потребуется для консолидации вокруг себя значительной части общества».
Итак, круг замкнулся. Но не ищите в этом круге высоких идей: только бизнес, в котором тесно переплелись интересы олигархической Украины, либерально-равнодушного Евросоюза, агрессивной НАТО и стоящим над схваткой американским «гегемоном». Все они, как говорится, одним миром мазаны.
Валерий Панов
специально для «Столетия», 1 июня 2016