Просто надо переименовать Северный морской путь в Русский

Jun 01, 2016 23:29

Ещё о геополитике Арктики и Антарктики и национальных идеях

Арктика - новые вызовы старой проблемы
Русский Север в условиях Холодной войны

Россия на современном этапе международных отношений заявила о себе как о полноправном в политическом плане преемнике СССР. После развала Союза только в наши годы заявления стали наполнятся конкретным смыслом. ©



Прошло время либерального братания с западным миром, когда на полном серьёзе в стане российских реформаторов, например, шли разговоры о роспуске или резком сокращении армии, открытии границ и т.д. Эйфория свободы под соусом демократизации общества привела к краю, к той точке, когда закономерно можно было поставить вопрос о существовании самой государственности. Стало очевидно, что так называемым, западным партнёрам не нужна сильная Россия, им нужна страна, разделенная на части с некоторыми свойствами государственности.
Политическая зрелость достигалась с тяжелым трудом: распри между политическими группами, рост коррупции и преступности, упадок духовной и идеологической основы общества, - все эти явления оказались большими завалами на её пути. В годы либеральной вакханалии речи не могло быть о каких-то претензиях на самодостаточность и достойное имя. Упоминать о каких-то геополитических интересах и их защите также было бессмысленно. Поэтому тема Арктики была надолго забыта. Но благодаря тому, что в российском руководстве оказались личности государственного масштаба мышления, эта тема, как минимум уже год, стала одной из приоритетных в укреплении государственной безопасности страны. С горечью приходилось смотреть на многокилометровые могилы советской техники и оборудования, разбросанной по просторам Северного Полюса. От былого славного прошлого остались лишь островки заржавевшей советской техники и строений. Этакие черные пятна, как напоминание о забытых государственных интересах, и молчаливые свидетели умершей страны Советов.

Арктика с первых экспедиций стала зоной интересов сопредельных государств, и Россия не исключение. Слышны со стороны либерально зараженных высказывания, мол, зачем такие траты, все это не более, чем имперские амбиции. Ясно, что посредством таких идей, определенная часть либералов по большому счёту ведёт агитацию по деморализации внутри российского общества. Как говорится, "и капля долбит камень", либеральная пресса не даёт права стране на самоопределение в вопросе Арктики. Тема актуальная для РФ ввиду новых вызовов и искусственно наращиваемой военной мощи Запада. Сейчас ведутся разговоры о промышленной разработке недр Арктики и военном присутствии сопредельных стран. С учётом тактики Запада по решению подобных вопросов, не лишена резона мысль об укреплении военного присутствия России в том регионе, в том числе и по причине защиты экономических интересов.

Мир не далеко ушёл от методов ведения мировой политики со времён феодальной Европы: просто появилась хорошая бумажка, на которой можно высказать свои желания и претензии, - меморандум о намерениях называется. Причины же ведения войн - не изменились. По началу как-то сбивает с толку гламурный фон, но смотря на то, что Запад порой не брезгует определенными приемами и технологиями, приходишь к выводу, что методы и интересы все те же.

Развитие арктической темы подразумевает также и внимание к Северному морскому пути. Из истории мы знаем, что СМП был особо популярен в 70-80 годы прошлого века, когда объем перевозок достигал более 4 млн т.: например, только в 1987 г. было перевезено 6.6 млн тонн грузов. Несомненно, СМП - это важный этап современного инновационного развития транспортного коридора России в условиях глобального потепления южной части Северного ледовитого океана. Получается, что изменения в природе, вносят коррективы и в формы воплощения замыслов.

История Северного морского пути - это в первую очередь этап развития человечества по освоению полярных областей нашей Земли. Не замыкаясь в рамках чисто национальных интересов, Россия продемонстрировала пример того, что Арктика может стать не предметом раздора, а общности интересов. Северные области Земли определяют степень возможности ресурсного развития указанного региона и возможных выгод в том числе и для РФ. В северных областях аккумулирована масса государственных, в том числе и экономических интересов России, - это и политические, исторические, социально-экономические, научные, вопросы безопасности, этнографические, транспортные, международные, туристические, спортивные и многие другие интересы. Арктику уже сейчас называют горячей точкой, где соприкасаются интересы многих государств, и нынешний век, пожалуй, может стать сложным этапом во взаимоотношениях государств.

В одностороннем порядке в ряде государств не прекращаются попытки так называемой интернационализации самого СМП, что уже в краткосрочной перспективе может принести негативный эффект для российских экономических интересов. Россия не против сотрудничества по Арктике, но никак не может согласиться с диктатом по внешнеэкономической зоне. Любое уважающее себя государство с этим не согласилось бы. Меры, предпринимаемые Россией в Арктике, внимательно отслеживаются сопредельными государствами, которые и не скрывают своего не по-соседски недружественного отношения. Их внимание в частности предполагает военное присутствие, что вызывает логичную реакцию России: страна начала активно наращивать свою военную мощь в регионе. Времена "либеральных ромашек"прошли!

Россия пользуется СМП не менее 100 лет, что с точки зрения исторического права весьма уместно. В наше время находятся те, кто пытается пересмотреть это право. В условиях ревизии прошлого, которая с удовольствием проводится в странах Запада, не может вызывать удивления и данный факт. Одно дело - интернациональное сотрудничество, но и речи не может быть о потере контроля или передачи даже части прав на эксплуатацию СМП иным странам.

В этом вопросе уместно было бы мнение российского бизнеса, которое при умелом воплощении могло бы стать препятствием прессингу сопредельных государств, действующих в подавляющем большинстве случаев посредством обычных компаний: политика "осла, нагруженного золотом" со времён Филиппа II не изменилась, уважаемые!

Известно, что СМП - кратчайший трансокеанский путь, который не только разгружает порты Дальнего Востока, но и увеличивает пропускную способность той же Европы и Северной Америки. Интерес деловых кругов к СМП определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать самой короткой трансокеанской дорогой, а значит более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки.

Далее, животрепещущий вопрос безопасности: проблема, например, пиратства на СМП абсолютна исключена. Известно, что дальневосточные морские пути все-таки подвержены этой, пусть и несовременной, проблеме.

Также, СМП выгоден в плане транспортировки арктического сырья. Развитие соответствующей инфраструктуры может быть интересно бизнесу: дороги издавна приносили прибыль. На фоне непрекращающихся попыток сопредельных государств участвовать в этом вопросе неясно выглядит молчание российского бизнеса и государства. Требуются по всей видимости соответствующие нормативные акты, стимулирующие бизнес к активным действиям.

С геополитической точки зрения СМП является единственной артерией, связывающей все арктические и субарктические российские регионы, что означает жизненную заинтересованность Крайнего Севера в существовании Северного морского пути. Соответственно, влияние иностранного государства способно влиять на внутреннюю политику РФ на уровне межрегиональных связей. США, к примеру, никогда не скрывали свои интересы как на российском Дальнем Востоке, так и на Крайнем Севере. Конечно, скупить за бутылку водки всю пушнину у жителей региона уже не получится, но навязать свой образ жизни они могут.

Тут же геополитика перемешивается с обычной экономической географией России. Создана единая транспортная сеть, обслуживающая горно-химический и горно-металлургический комплексы Кольского полуострова, мощный Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Нельзя забывать и про Норильский промышленный район, добывающую промышленность Якутии. Россия открыта для международного сотрудничества, но не для того, чтобы превратится в подобие среднестатистического южноафриканского государства, где недра хищнически эксплуатируются пришлыми хозяевами при молчаливом согласии купленных местных властей.

Булат Сардалигар
«Кавполит», 18 апреля 2016

страны и столицы, национальная идея, геополитика и территории, идеология и власть, пятая колонна, версии и прогнозы, запад, дороги и транспорт, нравы и мораль, холодная война, наследие, нефтегазуголь, мировая политика, противостояние, капитализм и либерализм, современность, ссср, север, агрессия, арктика и антарктика, регионы, развал страны, флот, мнения и аналитика, ресурсы и сырьё, россия

Previous post Next post
Up