Ещё об
экономике Прибалтики сегодня и
санкционной России Доездились
Прибалтийские бизнесмены пострадали от русофобской риторики своих политиков / Русофобская риторика латвийских и литовских политиков вышла боком прибалтийскому бизнесу
Проезд иностранных грузовых фур по территории России подорожал вдвое - соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
© В пункте оплаты проезда / Фото: Артем Геодакян
Теперь иностранные перевозчики должны будут платить по 850 рублей за каждые сутки, проведенные на российских дорогах, или приобретать годовой абонемент за 120 тысяч.
Впрочем, самый большой сюрприз от российских властей ждал дальнобойщиков из Литвы и Латвии. Граждане этих двух стран, в отличие от большинства других иностранцев, до сих пор были освобождены от уплаты дорожного сбора на территории России, однако теперь будут вынуждены привыкать к новым реалиям «добрососедских отношений».
Деньги не главное
Согласно официальным разъяснениям чиновников обстоятельства, послужившие поводом для такого решения, находятся в чисто экономической плоскости. Впервые постановление о взимании платы с иностранных грузоперевозчиков было принято российским правительством еще в 2008 году. Тогда размер сбора составлял за сутки 35 рублей, за год - 60 тысяч; курс евро колебался в диапазоне 35-45 рублей. Однако в последующие годы рубль был девальвирован по отношению к евро и доллару почти в два раза - чем и была продиктована необходимость соответственно поднять размер платы.
Тем не менее достаточно несложный математический подсчет показывает, что никакой экономикой тут и не пахнет. Даже увеличенный дорожный сбор явно не тянет на то, чтобы качественно напитать российский дорожный фонд, нуждающийся в регулярных и очень существенных финансовых вливаниях. На
заградительные пошлины эта мера тоже не похожа: в таких ситуациях Москва обычно применяет простой и безотказный, как автомат Калашникова, административный ресурс. Так, еще в мае 2013 года власти нашей страны отказались увеличивать квоты для иностранных перевозчиков, обломав европейцев, которые надеялись получить разрешения для своих 5960 грузовиков. А в феврале 2016-го Москва и вовсе выиграла двухнедельную «грузовую войну» у Польши, используя исключительно запретительные меры и делая морду кирпичом на переговорах.
СПРАВКА. За последние несколько лет польские компании захватили 70% двустороннего российско-польского рынка автоперевозок с помощью различных транзитных уловок. Россия отреагировала на такое поведение сначала принятием закона, запрещающего провозить грузы из третьих стран по двусторонним квотам, а затем и временным прекращением выдачи разрешений полякам. В результате стороны довольно быстро пришли к согласию, и всего за полмесяца Россия отвоевала у Польши свои позиции: рынок вновь оказался поделен в пропорции 50/50.
Наконец, в самом постановлении российского кабмина о размерах потенциального материального «выхлопа» от повышения сборов сказано предельно расплывчато: «Принятые решения позволят увеличить поступления в федеральный дорожный фонд». Конкретные цифры и суммы, очевидно, не особо заботили составителей документа и тех, кто его принимал.
Перерусофобить Америку
А вот политический бэкграунд в правительственном постановлении обозначен предельно ясно. В документе говорится, что в число стран, представителям которых придется раскошеливаться за проезд по российским дорогам, входят теперь Литва и Латвия. Номинально это решение объяснено тем, что Латвия с 1 июля 2014 года ввела сбор в размере от 8 до 11 евро в сутки за проезд российских грузовиков, а Литва
приняла аналогичное решение в декабре прошлого года.
СПРАВКА. Литовская сторона аргументировала свой шаг тем, что для ее грузовиков проезд по российским дорогам тоже стал платным после введения в РФ системы «Платон». Понятно, что «Платон» - сам по себе немалое зло, однако
страдают от него в основном отечественные перевозчики и наша же отечественная экономика. До введения «Платона» гордые прибалты и вовсе ездили по нашим дорогам бесплатно благодаря действию межправительственного соглашения от 1993 года.
Фото: Сергей Бобылев
Отсылка на экономические решения соседей в российском постановлении выглядит немного странно. Если с Литвой вопросов не возникает, то в ситуации с Латвией получается, что Россия ждала полтора года, прежде чем ответить на введение подорожного сбора.
Практика последнего времени показывает, что Москва очень быстро реагирует на важные экономические выпады своих соседей, а на неважные предпочитает не реагировать вовсе. Можно предположить, что не реагировать на отчаянные усилия прибалтов быть большими русофобами, чем ЕС и США, с каждым днем становилось все тяжелее. Надрывные вопли о «российской угрозе», которые с осени прошлого года
стали буквально частью информационного фона; бесконечные призывы ввести натовские войска и, конечно, фееричные подсчеты «ущерба от советской оккупации»… Рано или поздно все это должно было перевесить чашу терпения, и так оно и случилось: попытки прибалтов перерусофобить Америку наконец были замечены Кремлем.
***
Почерк ответных мер РФ оказался весьма похож на шаги России в отношении западных любителей санкций и
турецких энтузиастов стрельбы по чужим самолетам. Вообще Россия в последние годы все активнее применяет для защиты своих интересов геоэкономические инструменты. Еще в докризисные годы Москва провела большую подготовительную работу по дедолларизации внешней торговли, расширила рамки Таможенного союза, превратив его в мощную региональную организацию. Теперь даже военная операция в Сирии оказалась подкреплена экономическим сотрудничеством - в частности, ближневосточное государство стало для РФ поставщиком фруктов. А уж оружейную сделку с Ираном и вовсе
можно записать в число образцовых многоходовочек.
Тем не менее РФ пока стойко придерживалась оборонной стратегии: экономические меры служат ответом на наскоки «уважаемых партнеров». Раз за разом повторяющиеся ситуации, однако, заставляют задуматься: а вдруг для партнеров окажется более доходчивой тактика оттоптанных мозолей? Не пора ли перейти в наступление?
Продуманные и превентивно применяемые экономические меры вроде введения таможенных сборов не только принесут пользу российскому бюджету, но и заставят задуматься о возможных последствиях тех, кто разводит сейчас антироссийскую демагогию. В результате количество экономических и политических препонов вроде тех, что похоронили проект «Южного потока», может уменьшиться на порядок.
Виктория Фоменко
«Русская планета», 26 апреля 2016