Россию попросят рассудить и в ЮВА / Камрань опять наша!

May 09, 2016 12:12

Ещё о геополитике армии России

Россия возвращается в Камрань
Встреча военных министров АСЕАН в Москве укрепит позиции РФ в Юго-Восточной Азии

Во вторник [26 апреля 2016 года] в Москве состоялась первая в истории встреча министров обороны стран - участниц АСЕАН, приехавших в гости к коллегам из российского военного ведомства. Переговоры состоялись накануне саммита АСЕАН - РФ, который пройдет в Сочи 20 мая. ©



Флаги стран - участниц АСЕАН
Предваряя встречу, глава Минобороны Сергей Шойгу отметил, что Россия рассматривает страны АСЕАН в качестве ключевых партнеров в вопросах обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом году сотрудничеству России с организацией азиатских государств исполняется 20 лет, напомнил генерал.
Страны АСЕАН (в организацию входят десять государств Юго-Восточной Азии, включая Филиппины, Вьетнам, Таиланд, Индонезию и Сингапур) заинтересованы в том, чтобы привлечь Москву на свою сторону в качестве арбитра в споре с Пекином из-за островов в Южно-Китайском море, обострившемся в последнее время. Со своей стороны, КНР также рассчитывает на поддержку РФ в этом вопросе, пытаясь сыграть на российско-американских противоречиях. Все предпосылки свидетельствуют о скором возвращении России в Азиатско-Тихоокеанский регион, в первую очередь речь может идти о возобновлении присутствия ВС РФ на вьетнамской базе Камрань.

Островной дисбаланс

Успешно выступив в качестве миротворца на Ближнем Востоке, Россия может в будущем взять на себя роль гаранта мира в Южной Азии. Москву связывают дружественные отношения со всеми участниками конфронтации вокруг спорных островов в Южно-Китайском море, что делает ее идеальным арбитром. Хотя в настоящее время Вашингтон предпринимает попытки принять участие в урегулировании территориального спора о принадлежности архипелага Спратли, позиционируя себя в качестве беспристрастного судьи, действия Штатов лишь накаляют обстановку в регионе. Американцы действуют не дипломатическими, а военными методами, посылая свои военные корабли в Южно-Китайское море, что воспринимается в Пекине как акты агрессии.

В то же время региональные участники спора - Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней - не заинтересованы в перетекании противостояния в горячую фазу. Москва способна помочь этим государствам прийти к консенсусу с минимальными потерями. Не удивительно, что стороны могут попытаться вовлечь российскую сторону в обсуждение проблемы.

Накануне визита Сергея Лаврова в Пекин (поездка намечена на 28-29 апреля) в местной прессе появилась информация о том, что китайский МИД, столкнувшись с давлением США и Евросоюза, попытается привлечь Москву на свою сторону в споре за острова. Не исключено, что беспрецедентная встреча военных министров АСЕАН в Москве является в какой-то степени попыткой опередить Пекин.

Возвращение во Вьетнам

Следует отметить, что наиболее близким партнером России в Восточной Азии является Вьетнам - министр обороны этой страны генерал Нго Суан Лить прибыл в Москву еще в понедельник. Глава вьетнамского оборонного ведомства накануне отдельно побеседовал с Сергеем Шойгу. Российский министр поблагодарил вьетнамского коллегу за то, что первый его визит на этом посту был нанесен именно в российскую столицу, и отметил, что в РФ рассматривают Вьетнам в качестве стратегического союзника и партнера в военно-морской области.

Сотрудничество между странами в последние годы интенсивно развивалось, несмотря на уход в 2001 году российских военных с базы в Камрани. Россия принимает активное участие в модернизации вьетнамской армии, Ханою были поставлены 24 Су-30МКВ / Су-30МК2, а также 12 истребителей Су-27СК / Су-27УБК, а также один дивизион противокорабельного комплекса «Бастион». Помимо этого, между странами заключен контракт на поставку нескольких ракетных сторожевых кораблей типа «Гепард».

Несмотря на сохранение отношений с Вашингтоном, Ханой не спешит жертвовать сотрудничеством с Россией: в последнее время возобновились переговоры о возвращении российской армии на военную базу в Камрани. В июне 2014 года посол Вьетнама в России Фам Суан Шон сообщил, что Россия обладает приоритетом в этом вопросе. «Военное сотрудничество с Россией является для нас очень важным», - сообщил дипломат, добавив, что стороны рассчитывают создать совместное предприятие по обслуживанию и ремонту военных и гражданских кораблей. Осенью того же года появилась информация о наделении российских военных судов правом заходить в порт Камрань в упрощенном порядке.

Постепенное возвращение России в Камрань (отметим, что база является ключевой точкой для контроля как Тихого, так и Индийского океана, а также способна обеспечить присутствие в Персидском заливе) вызвало вполне предсказуемый гнев Вашингтона: американцы потребовали от Ханоя ограничить предоставление базы для российских дозаправщиков. Однако грубое требование Пентагона натолкнулось на сопротивление со стороны вьетнамских военных, заявивших, что подобные высказывания являются попыткой вмешаться во внутренние дела суверенного государства.

Не исключено, что переговоры о возвращении российских военных на базу в Камрани интенсифицируются на фоне эскалации напряженности вокруг спорных островов в Южно-Китайском море. Это стало бы важным шагом на пути «усиления роли России в региональных делах», о котором беседовали во вторник военные министры стран - участниц АСЕАН в Москве.

Что немаловажно, возвращение России в регион не вызовет раздражения со стороны Пекина: такая альтернатива более приемлема для КНР, нежели появление в Камрани американцев. Напротив, присутствие российского военного флота в море может способствовать снижению американской активности в регионе. По мнению китайского военного аналитика Ли Цзяня, присутствие российских военных в районе Южно-Китайского моря может дать Пекину дополнительное пространство для маневра.

Для Москвы углубление сотрудничества с государствами АСЕАН сулит немалые выгоды как экономического, так и политического характера. Равномерное распределение контактов между Китаем и его региональными оппонентами и партнерами позволит Москве выстроить сбалансированную политику в Юго-Восточной Азии.

Надежда Алексеева
«Русская планета», 26 апреля 2016

страны и столицы, геополитика и территории, нато, общество и население, союзники, азия, запад, министерства, нравы и мораль, холодная война, мировая политика, противостояние, внешняя политика и мид, современность, восток, китай, агрессия, армия, минобороны, оборона, сша, россия

Previous post Next post
Up