Запад нам поможет... победить Запад и... разорить себя! / Капитализм без прынцыпофф и патриотизма

Apr 21, 2016 15:24

Ещё об экономике санкций в России

Санкции понарошку
Западные бизнес-элиты начали подсказывать России, как обмануть американские санкции

Американские и европейские банки попросили правительство РФ не направлять средства от продажи облигаций на поддержку компаний из санкционного списка. Заручившись такими гарантиями, западные банкиры рассчитывают обойти негласный запрет на торговлю российскими облигациями, объявленный властями США, и неплохо заработать на нашем госдолге. ©



Торги на Нью-Йоркской фондовой бирже / Фото: Richard Drew
Меж тем еще полтора месяца назад, когда Минфин РФ впервые заикнулся о выпуске так называемых евробондов, на Западе ему демонстративно указали на дверь.
Понять причину столь кардинальной смены настроения нетрудно: работа с российскими ценными бумагами сулит немалые барыши, но и конфликт с собственными регуляторами грозит банкирам значительными проблемами. Остается изобретать уловки, которые позволят России занимать у Запада, несмотря на ограничения, придуманные в Белом доме, а американским и европейским бизнесменам - поддерживать экономические отношения с вожделенным партнером, который в позапрошлом году неожиданно оказался недоступен.

Экономический лакмус

Идея о том, чтобы РФ занимала деньги на западных биржах, принадлежит «светлым» головам из Минфина: в феврале стало известно, что министерство разослало 25 крупнейшим мировым банкам приглашения поучаствовать в размещении российских облигаций - бондов. Ответ из-за океана не заставил себя ждать: американский Минфин заявил, что работа с российскими ценными бумагами будет противоречить политике санкций.

Окрик Вашингтона остановил не всех. Известный инвестор Джим Роджерс приобрел крупный пакет долговых облигаций, номинированных в рублях, а попутно еще и обругал американский Минфин, мешающий покупать российские ценные бумаги, назвав его правила абсурдными. Однако самой РФ, как ни парадоксально, эти самые правила оказались на руку. Польза для нашей казны, по расчетам минфиновских гениев, должна была составить всего 3 млрд долларов, а это деньги не только небольшие, но и скорее вредные, чем необходимые, так как дали бы Западу дополнительные рычаги для финансового давления.

В любом случае, теперь гораздо важнее другое: возня вокруг антироссийских финансовых санкций отлично показала, насколько Запад на самом деле заинтересован в торговле и в экономическом взаимодействии с РФ в целом. Судя по тому, что европейские и американские банки начали сами подсказывать Москве, как эти санкции обойти, заинтересованы они очень и очень сильно.

Железный капут

Европа, в отличие от США, связана с Россией не столько финансовыми узами, сколько товарообменом в реальных секторах экономики. Занимая относительно небольшую долю в немецком экспорте, наша страна тем не менее воспринималась немецким бизнесом как один из важнейших партнеров: российские компании с готовностью покупали промышленное оборудование, спецтехнику, легковые и грузовые автомобили, запчасти, то есть все то, в чем велика доля прибавочной стоимости. Мы оплачивали не столько материалы и энергию немецких поставщиков, сколько квалифицированный труд немецких рабочих.

По итогам 2014 года из-за санкций и - чего греха таить - начавшейся в РФ рецессии немецкий экспорт в Россию упал на 18%. В ноябре того же года британские СМИ сообщили, что Ангеле Меркель приходится подавлять бунт своих промышленников, требующих отменить санкционную политику в отношении РФ. Главы компаний Bayer, Eon и BASF даже предприняли поездку в Москву. «Этого нам еще не хватало - параллельной внешней политики от промышленников!» - пожаловался тогда британской The Times один из советников канцлера ФРГ.

И этот демарш был еще не самым резким: один из руководителей машиностроительного и металлургического холдинга SMS Group Хайнрих Вайс лично позвонил Меркель и заявил, что компания прекращает поддержку ее партии. Европейские промышленники пытались донести до своих политиков очень простую мысль: если Германия и ЕС в целом способны пожертвовать экономическими интересами ради политической «целесообразности», то Москва и подавно не прогнется под санкционным давлением.

Доказать очевидное, однако, оказалось не так просто. В результате санкционная война сожрала еще 30% российско-немецкого торгового оборота. За два года экспорт Германии в РФ упал почти вдвое. От полноценного взрыва недовольства спасло только то, что промышленности удалось увеличить поставки в США и другие страны ЕС. Но благополучный в плане экспорта 2015-й - это всего лишь тактический успех, продлится он недолго, и скоро флагману европейской экономики непременно придется поворачиваться лицом к востоку.

СПРАВКА. За прошлый год немецкий экспорт вырос до рекордных 1195,8 млрд евро, на 6,4% превысив результат 2014-го. Но это лишь временное достижение: долго экспортировать во Францию, Италию и Голландию у немцев не получится, глубина рынков не та. Поставки в Китай по итогам года упали - впервые с 1997-го. Обвалился и экспорт в Бразилию, и в некоторые другие развивающиеся страны.

Сама Меркель, похоже, это понимает, но не хочет признавать поражение. В феврале на партийном съезде Христианско-демократического союза в Штральзунде канцлер заявила, что антироссийские санкции наносят немецкой экономике большой ущерб, но бизнес должен понять их необходимость и потерпеть.

Что ж, возможно, промышленники действительно согласятся потерпеть... до следующих выборов в бундестаг. До них, к слову, осталось не так уж и много времени: голосование назначено на август 2017-го. А чтобы ожидание не было столь томительным, предприниматели начнут вкладывать миллионы евро в раскрутку тех политиков, что скорее предпочтут наблюдать за недовольством Госдепа, а не за разорением собственной промышленности.

Примат прибыли

Впрочем, если Германия с ее мощной экономикой, отлаженным производством, сельским хозяйством и прекрасно дрессированными банками еще может позволить себе антироссийские меры, то ее более мелким и бедным соседям по ЕС это уже не по карману. Несмотря на двухлетнее «усыхание» торговли, для многих членов Евросоюза Россия остается одним из важнейших торговых партнеров.



Фото: Юрий Смитюк
Финляндия, Болгария и Греция закупают в РФ от 8 до 12% своего импорта. Для Литвы РФ является крупнейшим партнером, а для Латвии - вторым по значимости. Российские продуктовые контрсанкции мешают сельскохозяйственному экспорту этих стран, из-за чего сальдо их торгового оборота уходит в минус.

Изрядно недовольны антироссийской политикой и на берегах Средиземного моря. Пророссийское лобби в ЕС открыто возглавила Италия; в декабре 2015-го Рим заблокировал автоматическое продление санкций, заставив обсуждать этот вопрос на саммите отдельным пунктом.

Во Франции санкционная политика, одним из вдохновителей которой является президент-социалист Франсуа Олланд, подвергается ожесточенным атакам националистов-евроскептиков.

Непринятие Европой санкций стало настолько очевидным, что мимо этой темы не смог пройти даже Михаил Ходорковский: комментируя ситуацию, он заявил, что западные политики испытывают сильное давление со стороны бизнеса и «не готовы жертвовать политическими результатами». Конечно, к бывшему «прихватизатору» ЮКОСа можно относиться как угодно, но в коммерческом чутье и умении держать нос по ветру ему вряд ли откажешь.
***

То, что Евросоюз рано или поздно отменит санкции, очевидно. Но следует понимать, что Москва от этой отмены тоже получит не только выгоду. В ответ на снятие антироссийских ограничений нам, вероятно, придется отказаться от продуктового эмбарго, пока защищающего отечественный рынок от европейских товаров. Правила ВТО, о которых на фоне санкционного противостояния стало вспоминать несколько неприлично, вновь заработают в полную силу.

По сути, сейчас Россия получила небольшую передышку, которую может и должна максимально использовать себе во благо. Что страна успеет сделать за это время, зависит только от нашей экономической политики и непосредственно от решений экономических и финансовых властей. Остается надеяться, что «решений», подобных минфиновским евробондам, больше не будет…

Виктория Фоменко
«Русская планета», 4 апреля 2016

статистика, русофобия и антисоветизм, идеология и власть, санкции, заговоры и конспирология, общество и население, союзники, германия, факты и свидетели, запад, нравы и мораль, холодная война, мировая политика, противостояние, капитализм и либерализм, двойные стандарты, внешняя политика и мид, реформы и модернизация, олигархат и корпорации, современность, банки и фонды, правительство, кризис, деньги, протесты и бунты, европа, экономфинбиз, сша, торговля и рынки, россия

Previous post Next post
Up