Ещё об
олигархате в России и
экономике кризиса У госкомпаний отнимут золотые игрушки
Президент напомнил госкомпаниям о необходимости расстаться с непрофильными активами, оттягивающими на свое содержание миллиарды рублей
От госкомпаний требуют не медлить с продажей непрофильных активов, накопленных в докризисные годы.
© Владимир Путин на встрече в Кремле с главами основных нефтяных компаний России / Фото: Алексей Никольский
Соответствующее распоряжение включено в перечень поручений Владимира Путина для кабинета министров, правительство до 10 июля текущего года должно выработать регламент оценки и реализации непрофильных активов компаний с государственным участием свыше 50%. К 1 сентября правительство обязано написать аналогичные правила для «дочек» госкомпаний и унитарных предприятий. Глава государства установил жесткий срок, до которого министерства обязаны отчитаться о проделанной работе, - это 20 октября 2016 года.
Эксперты расценивают данное распоряжение как прямое указание президента на недопустимость дальнейшего сохранения за госкомпаниями многочисленных непрофильных активов, накопленных в докризисные годы, когда государство могло мягче относиться к нецелевым тратам государственных предприятий. Сейчас на фоне сокращения государственного бюджета сибаритство госкорпораций смотрится вдвойне неуместно.
Хотя требования отказа компаний от непрофильных активов были заложены еще в майских указах президента в 2012 году, руководство компаний крайне неохотно расстается со своими «игрушками» в виде спортивных клубов, ресторанов, яхт-клубов, и т.п. Большая часть государственных компаний вовсе не торопится избавляться от балласта, сообщают СМИ со ссылкой на источники в Минэкономразвития, руководство корпораций жалуется на низкую ликвидность «набранных» до кризиса активов. Например, ОАО «Зарубежнефть» продала лишь 7 непрофильных объектов из 38, а ПАО «ФСК ЕЭС» - 20 из 209, схожая ситуация наблюдается и в отношении других госкомпаний.
Красиво жить не запретишь
Следует отметить, что претензии к руководству государственных корпораций возникли давно, однако компании продолжают с поразительным упорством отстаивать право на нецелевые траты. Наиболее показательным примером является, конечно, субсидирование госкорпорациями футбольных клубов - странная мода, возникшая, вероятно, после приобретения олигархом Романом Абрамовичем британского клуба «Челси» в 2003 году.
В 2005 году «Газпром» приобрел ФК «Зенит», став его генеральным спонсором. Госкомпания щедро оплачивает трансферы клуба - например, за бразильского спортсмена Халка было заплачено 55 млн евро, за его бельгийского коллегу - 40 млн. Президентом футбольного клуба является глава правления «Газпром нефти» Александр Дюков. ОАО «РЖД» спонсирует ФК «Локомотив», а также ярославский одноименный хоккейный клуб. Бюджет ФК «Локомотив» на сезон 2013/2014 составил 145 млн евро. Как известно, российский футбол никаких достижений на международной спортивной арене не демонстрирует, что усиливает недоумение общественности по поводу таких щедрых траншей на содержание клубов.
Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер на трибуне во время матча между ФК «Спартак» и ФК «Зенит» / Фото: Александр Вильф
По данным главы ФРС Николая Толстых, за 2014 год на приобретение иностранных спортсменов российские клубы потратили в сумме около 2,7 млрд евро. Понятно, что львиная доля этих средств была получена от спонсоров-госкомпаний.
Очевидно, что разговоры о том, будто госкомпании, спонсируя спортивные клубы, поддерживают развитие спорта в России, не имеют под собой почвы: приобретение «легионеров» к такого рода деятельности явно не относится и служит лишь удовлетворению честолюбия руководства клубов и их спонсоров. Государство, взыскав с корпораций дополнительные средства (которые уходят сейчас на поддержание непрофильных активов), могло бы распорядиться деньгами более эффективно.
В прошлом году представитель ФАС Дмитрий Рутенберг сообщил, что госкомпании должны прояснить, за счет каких средств они финансируют спортивные клубы - благодаря сокращению премий топ-менеджмента или урезания инвестиций.
«Ясно одно, если компания обращается за субсидиями в бюджет, но при этом тратит десятки миллионов в валюте на спонсорство, это выглядит несколько странным, мягко говоря», - заявил Рутенберг.
Следует отметить, что в прошлом году правительством был одобрен проект «Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017-2018 годов». В документе, в частности, содержится запрет на спонсирование приобретения иностранных спортсменов.
Но спорт не единственная сфера, которой отдает свое предпочтение руководство российских госкорпораций. К примеру, у «Газпрома» есть крупный дочерний холдинг «Газпром-медиа», в который входят десятки СМИ, в том числе рупор либеральной пропаганды радиостанция «Эхо Москвы», развлекательные телеканалы «Пятница» и ТНТ, а также НТВ. По информации на апрель 2015 года, убытки медиа-холдинга за 2014 год превысили 2 млрд рублей, при этом недавно компанией был запущен новый телеканал - «Матч ТВ».
Тот же «Газпром», к примеру, затеял в 2014 году переоборудование санатория в Стрельне под Санкт-Петербургом в элитный гостиничный комплекс с яхт-клубом. В комплекс должны войти салоны красоты, а также спортивная зона с многофункциональной трансформируемой ледовой ареной, бар, сауны и т.п. Именно от активов такого рода должны в первую очередь избавиться госкомпании, но именно с атрибутами роскоши они расстаются неохотнее всего.
Люкс за госсчет
Нежелание избавиться от дорогостоящих непрофильных активов не мешает госкомпаниям просить государство о поддержке. В частности, регулярно за госпомощью обращается ОАО «РЖД», ссылаясь на нерентабельность пассажирских перевозок. Нефтяники также просят поддержать их на фоне снижения мировых цен на энергоносители и введения против отрасли санкций Западом, компании просят предоставить им госгарантии. При этом ужимать собственные расходы компании не спешат: ни уменьшать выплаты топ-менеджменту, ни избавляться от убыточных и непрофильных активов, ни отказываться от многомиллионных трат на корпоративы. Получается, что экономить ради поддержания корпораций на плаву должно лишь государство, сокращая социальную сферу.
В 2012 году власть выставила государственным компаниям требование избавиться от непрофильных активов. Это, в частности, высвободило бы дополнительные средства, которые компании могли бы направить на финансирование собственных инвестиционных программ. По оценкам экспертов Объединенного народного фронта, кроме того, что компании крайне неохотно распродают непрофильные активы, существует еще одна проблема - непрозрачность этого механизма. В результате «с молотка» порой уходят важные объекты под видом непрофильных по заниженной цене, полагают в ОНФ.
Отметим, что 9 марта в Госдуму группой депутатов от КПРФ во главе с Валерием Рашкиным и Сергеем Обуховым был внесен законопроект о полном парламентском контроле над расходами госкорпораций. Авторы поправок считают, что все юрлица (а также их «дочки»), государственная доля в уставном капитале которых превышает 30%, должны направлять на рассмотрение профильных комитетов ГД свои финансовые планы.
«Таким образом, в сферу парламентского контроля попадут все системообразующие компании с государственным участием и государственные корпорации», - заявили парламентарии.
Вероятно, принятие данного законопроекта действительно помогло бы преодолеть порочную практику, согласно которой руководство госкомпаний вспоминает о государственной принадлежности вверенных предприятий только в трудные периоды, требуя поддержки. Прибылью же менеджмент госкорпораций предпочитает распоряжаться по собственному усмотрению, хотя по большому счету часть доходов оставляется компаниям вовсе не для покупки заморских футболистов, а на развитие производства. Напомним, что недавно Минэкономразвития одобрило предложение Росимущества, касающееся повышения минимального уровня дивидендов государственных компаний до 50% от прибыли. Государству нужны средства для наполнения оскудевшего бюджета, и госкомпании должны быть готовы забыть о неоправданной роскоши.
К сожалению, порой складывается впечатление, будто руководство государственных корпораций забывает о своей роли наемных управленцев и начинает равняться с олигархами по образу жизни и мышления. Яхты, элитные гостиницы, покупка спортивных клубов и СМИ - все это атрибуты принадлежности к «высшему» обществу. Только вот менеджеры из госкомпаний, пытающиеся подражать олигархам, не должны забывать о том, что деньги, которыми они распоряжаются, им не принадлежат.
Надежда Алексеева
«Русская планета», 10 марта 2016