Ещё о
современном Китае Конец эпохи «маленьких императоров»
Мир и мы / Вести из Поднебесной
В ночь с 7 на 8 февраля Китай встретит Чунцзе - свой Новый год, праздник весны. 2016-й по восточному гороскопу - год Обезьяны. Китайцы верят, что люди, рождённые в этот год, обаятельны, отличаются острым умом и сообразительностью.
© Надо сказать, что количество бронирований в родильных домах Поднебесной на первые дни восточного новолетия подскочило почти на треть.
Почти незамеченным в нашей прессе прошло событие, ставшее для самого Китая историческим. Это недавнее решение руководства страны об изменении демографической политики и об отказе от принципа «Одна семья - один ребёнок». Теперь все супружеские пары получают законное право заводить двоих детей. Подводится черта под почти 40-летним периодом жёсткого контроля над рождаемостью.
В своё время эта госполитика была воспринята самим китайским обществом, а особенно его западными критиками, неоднозначно. В США её квалифицировали по разряду «нарушения прав человека» и на этом основании даже предоставляли китайским эмигрантам «политическое убежище». Правда, несколько лет назад американцы стали от этого отказываться. Может, поняли, что именно стремлением к полноценному обеспечению этих прав и была вызвана такая пусть жёсткая, но вынужденная мера.
И это не парадокс, если вспомнить Китай 40-летней давности - эпоху начала модернизации в патриархальной стране с преимущественно сельским полуголодным населением численностью чуть ли не в миллиард и с огромной динамикой роста - до 20 млн. человек в год. Как при этом за исторически короткие сроки побороть бедность, накормить народ, одеть его, дать жильё, образование, медицинскую помощь?
Китайские руководители с труднейшими задачами справились, в том числе и благодаря строгому демографическому контролю.
Однако Китай стал стремительно стареть, что привело к сокращению трудоспособного населения. Только за два последних года, с 2013 по 2015-й, оно уменьшилось на 3,7 млн. человек. При сохранении прежнего демографического курса эта тенденция нарастала бы.
По мнению китайских экономистов, стабильное поступательное движение может быть обеспечено при коэффициенте рождаемости в 1,8, сегодня же в Китае он едва достигает критического показателя 1,6. Возник и гендерный дисбаланс, считающийся потенциальными фактором социальной нестабильности: соотношение мужчин и женщин в Китае, по данным за 2013 год, 51 к 49. Так что оснований для демографической реформы оказалось более чем достаточно. Кое-кто считает, что с ней даже запоздали.
Есть причины и психологического свойства. Сегодня в Китае насчитывается более 140 млн. единственных детей в семье. Для них даже придумано общее определение: «маленькие императоры». Их научились отличать в толпе, на улице, в доме.
На эту тему в Китае даже специальные исследования проводились. И отмечалось, что поколение «единственных» в семье, родившихся с конца 70-х, отличается инфантильностью, эгоистично, не склонно к систематическому труду.
Поможет ли переломить эту тенденцию новый курс? И много ли родителей сразу решатся на прибавление в семействе? За прошедшие 40 лет в Китае многое изменилось, в том числе отношение к традиционным ценностям, одной из которых в Поднебесной издревле считалась большая семья. Однако беби-бума ждут.
Светлана Селиванова
«Литературная газета», №5(6540), 4 февраля 2016
Каста избранных
О настроениях китайской молодежи / Зарубежье
Приблизительная численность молодых людей в КНР - ненамного меньше населения «трех Россий». Именно от взглядов молодежи напрямую зависит будущее стратегической оси Москва-Пекин.
©Понятно, что основы мировоззрения закладываются в детстве. Первая проблема китайской молодежи - проводившаяся властями более тридцати лет политика одна «семья - один ребенок». Она привела к тому, что единственное чадо в семье стало объектом избыточного внимания со стороны родителей. Иными словами, в самостоятельную жизнь отправляется избалованное существо, нередко мыслящее лишь категориями удовлетворения эгоистических запросов.
Все это входит в прямое противоречие с конфуцианским идеалом семьи, объединяющей пять поколений, которые живут в полной гармонии. В китайской семье сегодня в привилегированном положении оказался самый младший, а не мудрый старейшина, как это было раньше.
Стремительная урбанизация КНР также приводит к тому, что около двух третей семей живут сами по себе, у них нет связей с членами рода, как это было в прошлом.
В октябре прошлого года Коммунистическая партия Китая приняла решение отказаться от политики «одна семья - один ребенок» и разрешить семьям иметь по двое детей. Но и это не спасает положения, вековые традиции, похоже, обречены на забвение…
Так что вскоре поколение, которое, как и на Западе, не имеет своего роду-племени, может начать диктовать свои условия властям. Одно из проявлений этой тенденции - появление в крупных мегаполисах прослойки пожилых людей, которые нуждаются в опеке социальных работников, но получить ее не могут в силу загруженности соответствующих служб. Еще несколько десятилетий назад такое невозможно было даже представить: за стариками должны были ухаживать молодые. И они это делали.
Китайская молодежь откровенно стремится к комфорту, удовлетворению собственных потребностей, причем ее не волнует, что чаще всего это можно сделать лишь за счет других сограждан. Сегодня зачастую невеста на выданье просто не умеет готовить пищу. Конечно, в стране есть огромная сеть общепита. Но ежедневные посиделки на кухне и беседы членов семьи разных поколений цементировали ячейку общества. К тому же молодежь отдает все большее предпочтение европейской, точнее, западной пище еще и потому, что считает ее вкуснее. А вот готовить заморские блюда под силу далеко не всем домохозяйкам, поэтому у молодежи так популярны рестораны и кафе.
Сейчас тот же «Макдональдс», с небольшим налетом восточного колорита, можно встретить даже в городах, которые по нашей классификации выше районных центров никак не тянут.
Я сам видел, как в предновогодние дни в одном из провинциальных городов восточного Китая именно молодежью был забит огромный мясной ресторан, специализирующийся на баварском меню. В зале человек на триста сидели лишь пять-шесть иностранцев.
То же самое происходит и в популярной музыке: традиционные местные мелодии с их своеобразными инструментами уже давно не в чести. Практически все хиты последнего времени - подражание западным аналогам. Впрочем, здесь имеется одна особенность: довольно большую часть эфира занимает южнокорейская и японская музыка, что вполне объяснимо с точки зрения культурной близости трех дальневосточных наций. Пока что попытки властей хоть как-то ограничить распространение заморских веяний, внушить мысль о непреходящих ценностях «великой китайской традиционной музыки» успеха не имели. Не слишком успешными оказались и попытки продвинуть на первую строчку хит-парадов революционные и патриотические произведения, исполняемые на манер классической советской эстрады двадцатых-пятидесятых годов.
Несмотря на жесткий запрет порнографии, она цветет в молодежной среде пышным цветом. С недавних пор на местном телевидении широкую аудиторию завоевала ночная передача, о содержании которой в более или менее приличном обществе постеснялись бы говорить даже полунамеками. Вот так выглядит «благотворное влияние общечеловеческих ценностей». Как далеко качнулся маятник! Ведь еще в середине восьмидесятых, когда началась нормализация отношений между нашими странами, высоких китайских чиновников откровенно коробило от анекдотов «про это», рассказываемых советскими друзьями в ходе застолья.
Власти пытаются переломить негативные тенденции: создают общины-поселения, живущие по традициям времен Мао Цзэдуна. Жителей подобных коммун отличает строгое соблюдение всех этических норм и принципов, не говоря уже о законах.
Однако желающих жить в атмосфере строжайшего пуританства, учить высказывания «великого кормчего» на фоне всеобщего стремления к обогащению любым путем не так уж много.
Часть экспертов утверждает, что выразителем традиционной системы ценностей может и должно служить многочисленное крестьянство. Аргумент прост: среди сельских жителей идет процесс расслоения, огромные массы крестьян направляются в города, где батрачат фактически бесплатно на стройках, либо, если не повезет, попрошайничают. И видят, как живут и ведут себя молодые, которых они называют «рабами кредитных карт» и «рабами недвижимости». В ответ молодежь высмеивает старые устои: слово «товарищ» среди тех, кто еще не достиг среднего возраста, приобрело уничижительный оттенок.
Молодежь в Китае превратилась в особую группу населения, поскольку именно ее представители составляют костяк персонала престижных местных и западных компаний. Объявления о найме по всей стране пестрят фразами «Требуются молодые, энергичные люди в возрасте до сорока лет». Примерно та же картина в среде мелких и средних предпринимателей. Так что молодежь начинает считать себя кастой избранных, полагая, что ей позволено многое из того, чего нельзя другим.
В немалой степени виной тому реалии китайской жизни: чиновники без зазрения совести отбирают путем юридического крючкотворства пахотные земли у крестьян. Власти на местах, в союзе с бизнесменами, закрывают глаза на вопиющие нарушения техники безопасности, что приводит к гибели огромного количества рабочих...
Картина, согласимся, не самая радостная. И все же молодежь самой населенной страны мира отнюдь не стремится полностью влиться в лоно «западной цивилизации». Об этом свидетельствует следующий факт: до введения ограничений у молодого поколения была очень популярна эмиграция в США, Канаду и Австралию. Но конечная цель - за редким исключением - не растворение в западном обществе, а создание анклавов, которые живут практически по китайским законам и поддерживают очень тесные связи с исторической родиной. Такая ассимиляция больше похожа на постепенный захват территории «гостеприимного хозяина».
Как молодые китайцы относятся к России? Времена беззаветной дружбы уже давно в прошлом. Сейчас мы - лишь одна из множества держав, которые бы хотели дружить с Китаем, а уж последний сам будет снисходительно решать, с кем ему водить дружбу. Немалая часть молодежи воспринимает северного соседа как страну, захватившую в позапрошлом веке огромную часть китайской территории…
Главная причина снижения интереса к русской культуре в том, что сейчас мы, в отличие от советских времен, не предлагаем идеи, способной увлечь за собой массы.
Часть нашей интеллигенции уверяет, что такую роль может сыграть Православие. Но, к великому сожалению, с его распространением дела пока обстоят неважно. Положение же с западными вероучениями, кстати, совершенно иное: власти тревожит неконтролируемый рост католических и протестантских общин.
При этом молодое поколение Поднебесной, конечно, понимает, что именно союз с Россией и является залогом сохранения за КНР статуса великой державы. Но, в отличие от советских времен, теперь «старшим братом» считает себя Пекин…
Дмитрий Мельников
специально для «Столетия», 4 февраля 2016