Бойся тёщи, отец! / Об узаконивании последствий разврата без борьбы с самим развратом

Feb 08, 2016 21:57

Ещё о семейных законах в России

Семейный кодекс стал жестче
В основной документ, регулирующий семейные отношения, внесены существенные поправки

С 2016 года в России вступили в силу поправки в Семейный кодекс. Большая часть из них касается вопросов защиты прав детей и родителей. ©



Фото: Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области
Так, теперь детям обязательно назначают опекуна, если их родители младше 16 лет. Появились и новые основания для лишения родительских прав: теперь для этого «достаточно» подраться с тещей.
А вот если человека ограничили в родительских правах, но он хочет общаться с ребенком, то сделать это стало несколько проще. Достаточно будет лишь письменного согласия полноправного родителя.

Недетское дело

Поправки в Семейный кодекс были разработаны заместителем председателя комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Еленой Мизулиной в то время, когда она еще исполняла полномочия депутата Госдумы, и председателем комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаидой Драгункиной. По словам Елены Мизулиной, это первый закон из пакета законопроектов, разрабатывающихся на основе Концепции совершенствования семейного законодательства. Семейный кодекс вообще оставался одним из самых стабильных законодательных актов: он был принят в 1995 году и с тех пор не претерпевал существенных изменений. Поправки в документ стали необходимы после того, как в августе 2014-го была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (не путать с упомянутой Концепцией совершенствования семейного законодательства).

Как пояснила РП Елена Мизулина, за два десятка лет изменилось слишком многое, чтобы продолжать жить по старому Семейному кодексу. «В 1995 году никто не задумывался о понятии "традиционные ценности", "традиционная семья", никто не интересовался вопросами ювенальной юстиции, то есть возможности отобрания ребенка из семьи, ― отметила сенатор. ― Сегодня эти проблемы в числе наиболее актуальных для общества. Сегодня общество демонстрирует принципиально иное отношение к родительству и супружеству. Я постоянно общаюсь с людьми, совершаю рабочие поездки в регионы, работаю с письменными обращениями граждан и провожу многочисленные приемы по личным вопросам. Могу сказать, что чаще всего задаются вопросы, которые связаны с регулированием семейных отношений, с вопросами родительства и супружества».

Например, с 1995 года принципиально изменилась ситуация с ранними детьми. Раньше молодые мамы 13-15 лет были редчайшим исключением. «Сегодня, к сожалению, такое явление если и не носит массового характера, то стало намного более распространенным», ― констатирует Елена Мизулина. В ответ на эти реалии в Семейном кодексе появилась новая норма: если родителям ребенка меньше 16 лет, то ему обязательно будут назначать совершеннолетнего опекуна. Опекунство будет сниматься только в тот момент, когда обоим родителям исполнится 16 лет. До этого времени опекун станет на равных участвовать в воспитании ребенка. При этом разногласия, возникающие между опекуном и несовершеннолетними родителями, будут разрешаться органом опеки и попечительства, поясняется в новой редакции Семейного кодекса. Авторы поправок надеются, что в основном опекунами выступят мамы и папы молодых родителей.

До сих пор суд мог назначить, а мог и не назначать опекуна таким детям. И если суд не назначал опекуна, то возникал целый ряд проблем. Например, с получением пособий на детей: молодые родители сами должны были идти оформлять документы на получение пособий по рождению ребенка, по уходу за ребенком, свидетельство о рождении и многое другое. «Представьте себе, 12-, 14-летний ребенок должен идти и самостоятельно оформлять документы на своих детей… Это несерьезно!» ― говорит Елена Мизулина.



Елена Мизулина / Фото: Валерий Шарифулин
«Расширенное» лишение прав

Кроме этого, обновленный Семейный кодекс расширяет список оснований для лишения родительских прав. Добавлен новый пункт «Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка, супруга, в том числе не являющегося родителем ребенка, либо против жизни или здоровья иного члена семьи». Эта мера направлена на предотвращение семейного насилия. Причем надо учитывать, что в семейном праве к членам семьи относятся только граждане, прямо перечисленные в Семейном кодексе ― супруги, родители, дети, родные братья и сестры, бабушки, дедушки, внуки, приемные родители, фактические воспитатели и фактические воспитанники. Если, предположим, супруг причинил тяжкий физический вред матери своей жены, то это будет являться основанием для лишения его родительских прав.

Как пояснила Елена Мизулина, перечень оснований для лишения родительских прав расширяется не потому, что растет семейное насилие (этого как раз не происходит), а потому, что увеличилось число семей с детьми, где родители не состоят в браке. И норма направлена на преодоление правового пробела. Ранее нельзя было законно лишить родительских прав человека, который осужден за умышленное преступление против другого родителя, но не состоит с ним в браке. «При этом сегодня, к сожалению, одна треть детей рождается у родителей, не состоящих в браке, ― поясняет Мизулина. ― Представьте ситуацию: гражданский муж убил мать ребенка или нанес ей тяжкие повреждения. В официальном браке они не состоят. Его осудили, но лишить его родительских прав за то, что он убил мать ребенка, нельзя. Это неправильно. Поэтому такого рода упущение в существующем семейном законодательстве было устранено. Опять же напомню, что в 1995 году, когда издавался Семейный кодекс, такого количества сожительств по отношению к законному супружеству не было».

Общаться будет проще

Если же родительские права ограничены судом, но человек хочет общаться со своим ребенком, то сделать это будет проще: достаточно получить согласие второго родителя, который родительскими правами обладает. Раньше ограниченный в правах родитель мог общаться с ребенком только с согласия органов опеки и попечительства либо с согласия опекуна, попечителя или приемных родителей. Мнение второго родителя, не ограниченного в родительских правах и не лишенного их, значения не имело. Теперь имеет.

Здесь важно обратить внимание на то, что речь идет о родителе, именно ограниченном в родительских правах, а не лишенном этих прав полностью. «Сама процедура ограничения в родительских правах - промежуточная, это не лишение, ― поясняет Елена Мизулина. ― Это все-таки означает, что родитель хоть и ограничен в родительских правах, но крест на нем никто не поставил. Ему дается некоторый срок, как правило, 6 месяцев, чтобы он исправил свое поведение, устранил то, что являлось основанием для ограничения. Например, прекратил пить, прошел лечение, устроился на работу».

Все другие положения статьи 75 Семейного кодекса остаются в силе. И согласно им, общаться с ребенком ограниченный в правах родитель может только в том случае, если это общение ребенку не вредит. Однако теперь решение о том, вредит общение или нет, может принять родитель, не лишенный в правах. «В конфликтных ситуациях право на общение с ребенком и порядок общения устанавливает суд, ― поясняет адвокат по семейным делам Евгений Корчаго. ― При этом обязательно проводится экспертиза, которая устанавливает, действительно ли общение со вторым родителем может быть для ребенка вредным или опасным. Но если родитель, с которым ребенок проживает, препятствует общению, то на практике исполнить решение суда сложно даже в том случае, если он установит порядок общения. Поэтому, если человек хочет общаться со своим ребенком, ему надо как можно быстрее снять с себя ограничения в родительских правах. Тогда добиться положительного решения суда будет намного легче».

Нина Важдаева
«Русская планета», 19 января 2016

льготы и соцзащита, законы и конституция, идеология и власть, деградация, реформы и модернизация, современность, семья, партии и депутаты, детство, родители, поколения, общество и население, ювенальная юстиция, нравы и мораль, россия

Previous post Next post
Up