Интервью с современником. Агния Барто

Sep 27, 2015 02:30

Ещё о литературе, в т.ч. А.Барто: «Лялечка» / «Игра в стадо»

Агния Барто: «Дорожить миром детства - значит оберегать его от рассудочности»
Интервью с классиком

2015-й год объявлен в России Годом литературы. «Русская планета» начинает новый проект «Интервью с классиком» - интервью со знаменитыми российскими писателями, творившими в разные времена. Ответами на вопросы будут цитаты из их произведений, писем и дневников. ©Другие интервью с классиками



___Агния Барто беседует с юными читателями во время открытия Всесоюзной Недели детской и юношеской книги в Колонном зале Дома Союзов / Фото: Валентин Кузьмин

Известная поэтесса - о раннем взрослении, нравственном воспитании и о силе влияния родителей на детей.
Советская поэтесса, писательница, радиоведущая Агния Барто в своем творчестве уделяла внимание прежде всего проблемам нравственным. Ее горячо волновали человеческие взаимоотношения, проблемы отцов и детей, духовное воспитание будущего поколения. Автор самых знаменитых детских стихотворений рассказала, от чего нужно оберегать детей, чем пагубно стремительное развитие ребенка и на какой стадии находится нравственное воспитание школьников. В воображаемой беседе использованы выдержки из книги Барто «Записки детского поэта».

- Вы автор десятков популярных стихотворений, которые начинают читать детям с младенчества. Стихи про Бычка, Таню, Мишку знают все без исключения. Кажется, что придумать детский стишок проще простого. Но так ли это на самом деле?

- В стихах почти каждого поэта с годами начинает звучать грусть об ушедшей молодости. Но я гоню от себя сии лирические вздохи, ведь у моих читателей - детей - нет вчерашнего дня, у них все - впереди, все - сегодня и завтра. Стихи, написанные для них, должны быть неистощимо молоды. А если сосредоточиться на том, что «Все миновалось, молодость прошла», тогда пиши пропало, детский поэт!.. Нет, у поэта детское свое, совсем иное лирическое «я».

- Лев Толстой утверждал, что в детстве человек определяет свои отношения с семьей, в отрочестве - отношения с окружающим его обществом, в юности - с человечеством. А применительно к современным детям можно сказать то же самое?

- С детства человек определяет свои отношения не только с семьей, но и с окружающим его обществом, то есть с детским коллективом. В отрочестве он приобщается к широкому миру, к проблемам гражданственным и общечеловеческим. В юности к нему нередко приходит умственная зрелость. Но в столь стремительном развитии наших детей есть и свои издержки. Мир детства - это мир доверия, мир воображения. И как хотелось бы, чтобы он всегда оставался таким. Но тут происходят свои ЧП. В один прекрасный день, в канун Нового года, дети вдруг дружно принялись развенчивать Деда Мороза. Во многих семьях и в детских садах стали раздаваться чересчур трезвые детские голоса: «Мама, зачем ждать, отдай мне новогодний подарок сегодня, я же знаю, что не Дед Мороз, а ты его купила». «Клавдия Ивановна, вы для нас Деда Мороза уже в Мосэстраде заказали?» Дети и прежде знали, что Дед Мороз «не настоящий», но им хотелось верить в него, в сказку, в праздничную выдумку. Раннее повзросление принесло многим из них и раннюю рассудочность. Одной из первых жертв оказался Дедушка Мороз. Подчас взрослые, охваченные вместе с детьми елочной лихорадкой, мимоходом раскрывают тайны Деда Мороза, интересуясь его заработком или ценой подарков. Глядишь, дети на празднике оценивают: «Вчера подарок лучше был - с апельсином...», «Сегодня Снегурочка плохие подарки раздавала - одни вафли!».

- Сегодня современные родители стремятся по максимуму отгородить своих детей от негативного воздействия внешнего мира. На ваш взгляд, от чего именно нужно оберегать подрастающее поколение?

- Дорожить миром детства - значит оберегать его от рассудочности, равнодушия, а мы иногда сберегаем детей от другого: от вздохов сочувствия, от малейшего душевного волнения. Вот и получается - дети и «домашние», и в детских садах стали закрывать уши ладонями, когда, к примеру, в сказке звучит горькая жалоба братца Иванушки, превращенного злой ведьмой в козленка: «Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!»

«Не хочу! Не хочу! Не читайте!» - твердят дети. Иные взрослые умиляются: какие добрые детки! Боюсь, что здесь не доброта, а зачатки эгоизма. Ребята не хотят ни на миг расстраиваться, хотя заранее знают, что конец будет хорошим.



Иллюстрация к стихотворению Агнии Барто «Бычок» из книги «Фонарик»
- В чем, по вашему мнению, состоит задача детской поэзии? Какие качества она должна раскрывать в детях, а может, и в родителях?

- Поэзия для детей у нас веселая, но, к счастью, не только развлекательная. Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном. И это очень дорого.

Одна юная читательница сказала: «Люблю стихи влиятельные», видимо, влияющие на чувства и поступки. Советская поэзия для детей «влиятельная» поэзия, в большой мере благодаря ее доброму юмору и дыханию лирики. Но явственно ощутима подлинная лирика, главным образом в стихах о природе; на проблемы нравственные она отзывается реже. Еще на Четвертом съезде писателей я говорила, что у нас мало стихов, которые могли бы встревожить мысль и сердце ребенка, стихов, способных вызвать слезы у него на глазах...

Белинский говорил, что искусство смешить труднее искусства трогать. Мне кажется, что в наши дни искусство растрогать не менее трудно, а иногда и остро необходимо. В свое время советская поэзия для детей решительно отказалась от всякой слащавости, умильности, ложной трогательности. Но, ожегшись на молоке, мы стали дуть на воду. Может быть, как раз потому и надо сейчас вселить в душу ребенка подлинную высокую лиричность, которая защитит его от рассудочности, от «развенчания» Деда Мороза.

- К сожалению, сейчас практически нет качественной детской литературы. В основном детей воспитывают на стихах именно советских писателей. Как вы думаете, почему так происходит?

- Горький говорил о писателях: «Если молодой, ругайте как можно жестче... Выдержит». Применительно к молодым детским поэтам этот совет Горького ныне осуществляется крайне редко. Гораздо чаще серьезная критика поэзии для детей подменяется снисходительностью, обидной для одаренного человека, но зато вполне устраивающей бездарного. А как не хватает нам сейчас новых ярких талантов! Они появляются, но не расцветают, вот в чем беда. И я думаю, что именно из-за отсутствия взыскательной, острой критики, которую Горький и называл «жесткой». Меня и некоторых моих сверстников так и критиковали. И мы выдержали. И за многое благодарны. Могут спросить: «А почему же вы сами по отношению к молодым не придерживаетесь тех же принципов?» Вот почему: критиковали нас сурово, требовали новых и новых исправлений в рукописи, но при этом не переставали печатать. А теперь стоит опытному литератору «жестко» покритиковать молодого поэта, как иной неуверенный в себе редактор готов изменить свое мнение о рукописи и не печатать ее. А это уже не выдерживает никакой критики.

- Сейчас многие сравнивают современную систему образования с западной идеологией, когда ребенку дают право самому решать и выбирать свое будущее. Как вы относитесь к таким явлениям, приветствуете ли такие методы формирования личности?

- Казалось бы, в воспитании детей гуманные идеи одерживают победу в европейских странах. Нo в западногерманской газете «Ноес герихтсцейтунг» прочла такое объявление: «Родители и учителя могут приобрести в нашем специализированном магазине плетки для использования в школе и дома». Вот так спускаешься с небес на нашу грешную землю.

- А чего не хватает нынешней школе?

- Физическое воспитание школьников поставлено отлично, а вот нравственное... Школьники смотрят американские фильмы с бесчисленными убийствами или страстными любовными похождениями кинокрасавиц. Педагоги и писатели высказывали такую точку зрения: запрещать детям вообще ничего не надо, нужно не запрещение, а влияние родителей и педагогов. На мой вопрос: «Достаточно ли этого влияния?» - мне ответили: «Далеко не всегда».

В материале использованы выдержки из книги Агнии Барто «Записки детского поэта»
Подготовила Елена Алмазова
«Русская планета», 29 июля 2015

книги и библиотеки, писатели и поэты, идеология и власть, женщины, детство, родители, поколения, биографии и личности, культура, общество и население, школа, эпохи, нравы и мораль, стихи и поэзия, наследие, афоризмы и цитаты, литература, мудрость и философия, современность, ссср, агитпроп и пиар, образование и воспитание, интервью и репортаж, известные люди, 20-й век, мнения и аналитика, проекты, россия

Previous post Next post
Up