Советская Мордовия. Эпоха Березина, не принявшего Переломки, преданного и забытого

Sep 23, 2015 05:48

Ещё о Советской Мордовии

Отец очень переживал, когда соратники, которых он считал одной командой, перестали здороваться с ним на улице…
16 декабря 2014 года бывшему первому секретарю Мордовского обкома партии Анатолию Березину исполнилось бы 83 года / Советская власть на местах

Фамилия этого человека уже давно стала нарицательной в разговорах о Мордовии 1970-1980-х годов. «Эпоха Березина» - именно так называют это время жители республики. Первый секретарь Мордовского обкома КПСС Анатолий Березин внес огромный вклад в развитие родной республики. И умер в забвении, так и не сумев принять политические изменения в стране, которой предан был всем сердцем… ©



Уже нет на карте Советского Союза, которому он отдал все свои силы. Но память об этом человеке живет. 16 декабря бывшему руководителю республики исполнилось бы 83 года.
Как складывалась его политическая карьера? Каким был Березин в личной жизни? Страницы биографии известного руководителя листала Екатерина Смирнова.

«Я посвятил свою жизнь служению той системе, в которой родился и вырос. Другой системы я не знал, просто работал, как мог, для своего времени и, как мне казалось, для своего народа…» - написал Березин в одной из статей.

Будущий руководитель республики родился в ичалковском селе Рождествене. Дом держался на матери - Любови Васильевне, женщине с твердым характером. Отец Иван Данилович прошел Великую Отечественную войну, был комиссован по ранению. Занимался слесарничеством, разводил пчел. Анатолий был единственным ребенком в семье. Но это никак не сказывалось на его воспитании - мальчик с детства помогал по хозяйству родителям, трудился в местном колхозе. Бегал в конюшню, где работал родной дядя Василий Данилович. Лошади были настоящей страстью Анатолия. Позже он вспоминал о забавном эпизоде: «Уезжая в город, председатель наказал: «Смотри, чтобы все в порядке было! Приеду - с тебя спрошу!» Шутку я воспринял очень серьезно. После занятий зашел в правление, на ферму, в конюшню. Пришел домой затемно. На вопрос родных, где меня носит, с достоинством ответил: «Так ведь дел полно. Председатель на меня колхоз оставил». Вот уж посмеялись надо мной. И тогда я впервые услышал шутливое: «Быть тебе, Толя, председателем!» После окончания школы Березин поступил в Мордовский государственный пединститут им. Полежаева. Работал первым и вторым секретарем горкома ВЛКСМ, руководил областной комсомольской организацией. На 5-м курсе вуза познакомился с будущей избранницей - Галиной. Судьба свела молодых людей на вокзале, когда студентов отправляли на целину. Анатолий влюбился с первого взгляда. Красиво ухаживал за девушкой и в ответ на ее уважительное «Анатолий Ивановича», буквально умолял называть себя Толей. Когда Галина работала вожатой в левжинском пионерском лагере, часто приезжал к ней на своем стареньком «Москвиче». Конечно же, девушка не смогла устоять. Анатолий и Галина поженились в 1955-м… В мае у них родился первенец Михаил. А в августе 1961-го Березина назначили первым секретарем Дубенского райкома партии. Он стал самым молодым среди других районных руководителей. Березин отмечал, что именно там закалился его характер. Затем он возглавил Атяшевский район. В это время на свет появилась дочь. Имя для нее не могли выбрать целый месяц. Потом отец сказал: «Татку Наташей будем звать!» Лишь спустя многие годы дочь Березина узнала, что так звали прабабушку по линии отца…

В апреле 1967 года Анатолия Иванович переводят в Саранск на должность руководителя сельхозотдела обкома партии, затем - на место первого секретаря саранского горкома. В это время город буквально зажил новой жизнью. Стали активно строиться дороги, возводиться жилье, появляться новые рабочие места. Успехи небольшой республики были отмечены сверху - Мордовию наградили орденом Ленина… В 1970-х годах Анатолий Березин делает очередные шаги по карьерной лестнице. Становится вторым секретарем обкома партии, председателем Совета министров и, наконец, первым секретарем Мордовского обкома КПСС. Одним из важнейших наследий Березина стало строительство дорог. Поговорка: «Там, где начинается Мордовия, - кончается асфальт» - постепенно начала терять актуальность. В 1971-1986 годах было проложено 2320 километров асфальтобетонных дорог - на Горький, Москву, Ульяновск, Пензу. Воздвигнуты крупные железобетонные мосты через реку Мокшу. Создана мощная материально-техническая база стройиндустрии. За успехи в социально-экономическом и культурном строительстве республику наградили орденами Ленина, Октябрьской Революции и Дружбы Народов…

Тем временем семье выделили пятикомнатную квартиру в Саранске на улице Демократической. На свет появился младший сын - Алексей. Но рабочие будни практически не оставляли времени на общение с семьей. Супруги даже ездили отдыхать по отдельности. У Галины, которая работала педагогом, отпуск приходился на лето. Взяв детей, женщина отправлялась в санаторий. Анатолий же мог себе позволить отдохнуть только осенью - после окончания уборки урожая… «Когда отец отправлялся на курорт, бабушка говорила маме: «Оставляй детей и езжай вслед за мужем!» - вспоминает дочь Наталья Березина. - Пару раз мама так и делала. Рассказывала, что отец очень радовался…» Близкие отмечают, что дома твердый характер руководителя Анатолия Березина куда-то исчезал. Он становился мягким, никто никогда не слышал от него грубого слова. В быту был самостоятелен, любил готовить. Особенно ему удавались жареные караси собственного улова. В еде же первый секретарь обкома был неприхотлив. Любил молочную лапшу и кефир… Также руководитель республики бережно относился к вещам и обожал чистые сорочки… «Когда я пошел в первый класс, отец стал делать попытки проводить меня до школы, - вспоминает сын Алексей Березин. - Но это удавалось с большим трудом! Его постоянно останавливали прохожие, рассказывали о своих проблемах. Он их внимательно слушал… Это было время, когда к руководителю можно было обратиться без записи и согласований. Чтобы не опоздать на уроки, мне приходилось мчать во весь опор…» Самым ярким воспоминанием детства, связанным с отцом, Березин-младший считает… ананас. Тропический фрукт Анатолий Иванович привез из Африки, куда ездил в командировку. В то время для советских людей это была настоящая экзотика! «Мы изгрызли с приятелем все корки!» - смеется Алексей…

По словам сына, отец всегда был в работе. Заботы о республике не оставляли руководителя даже дома за обеденным столом. Анатолий Березин уходил на работу в 8.00, а возвращался в лучшем случае к 21.00. Вечер первого секретаря был стандартным: просмотр программы «Время», легкий ужин, час работы в своем кабинете и сон. И так каждый день, без выходных! На семью практически не оставалось времени. «Отец был очень скромным человеком, - говорит Алексей Березин. - Не нажил себе никаких богатств. Это была другая жизнь, другая страна…» «Я и младший брат очень боялись подвести отца, скомпрометировать его, - добавляет Наталья Березина. - Даже сейчас не могу представить, какая колоссальная рабочая нагрузка была на нем! Всегда быть на виду, на телефоне, в здравии… Его любимое выражение, которое сейчас редко где встретишь, звучало так: «Я нахожусь в цейтноте». То есть в режиме постоянной нехватки времени. В детстве я очень тосковала по папе. Брала его вещи, забиралась в них и так сидела…»

Выходные руководителя республики проходили в разъездах. При этом никто из руководителей районов не знал, в какой из них Березин нанесет визит. Иногда в такие командировки Анатолий Иванович брал с собой младшего сына. Из окна служебного автомобиля Алексей с восторгом рассматривал сельские пейзажи… «Если у отца было хорошее настроение, он запевал любимую песню: «На дальней станции сойду… трава по пояс…», - вспоминает Березин-младший. - А еще у папы была феноменальная память. Встретив человека один раз в жизни, мог спустя годы вспомнить его имя и фамилию. Даже у трактористов в первую очередь интересовался, как они живут, как идут дела в семье. А уже затем переходил к рабочим вопросам…»

Слабостью первого секретаря были автомобили. Правда, приобрести собственную машину удалось лишь в конце 1980-х - 24-ю «Волгу». Для этого Березину даже пришлось получать специальное разрешение в Москве. Доверяя машину сыну, неизменно проверял состояние после эксплуатации. Даже если капот просто покрылся пылью, протягивал тряпку и указывал: «Вытирай! К вещам нужно относиться бережливо…» Время шло и меняло все вокруг. Старший сын Михаил уехал в Москву, где окончил МГИМО и устроился работать в Министерство торговли. Наталья и Алексей выбрали юридическую стезю. Наступал 1990 год… Молниеносные политические перемены будоражили республику, и во всей этой круговерти уже не было места Анатолию Ивановичу, которого пришедшие к власти демократы сочли чужаком. Помощник руководителя республики вспоминал, что, когда люди вышли на площадь с требованием отставки Березина, коллеги предложили: «Давайте ударим кулаком по столу и разгоним всех по домам! Все в ваших силах!» Но Березин не согласился. «Люди вправе требовать чего хотят. Я уйду, но как получится, когда они все развалят и станут возводить на руинах? Жалеть будут!» Он ушел спокойно, без скандалов… «Каждый по-своему уходит с политической арены, - писал он потом. - А уходить, теперь я знаю по себе, всегда не безболезненно. Когда работаешь, думаешь: как же можно оставить все эти дела? На кого? Кажется, лучше тебя их никто не сделает. Наверное, так устроен любой человек. Но разве это плохо - до последнего сохранять веру в собственные силы? Если бы я был уверен, что без меня Мордовия заживет лучше, я бы ушел раньше…»

«Когда отец ушел с поста руководителя республики, то попал в больницу, - вспоминает Наталья Березина. - Думаю, он спрятался там от всего творящегося вокруг. Люди до того испугались общения с ним, что даже никто не пришел навестить… Все отвернулись! Отец очень переживал, когда соратники, которых он считал одной командой, перестали здороваться с ним на улице…» Вскоре последовал развод Анатолия Березина с супругой. «Мама сама была яркой личностью, - говорит дочь Наталья. - Поэтому родителям было сложно вместе. Она не могла его ждать, прощать, как это делают жены других начальников…» Глава семейства оставил супруге и детям квартиру на улице Демократической. Сам поселился у родителей, которые к тому времени перебрались в Саранск. Некоторое время бывший политический лидер трудился советником нового главы республики - Николая Меркушкина. С этой должности Анатолий Березин ушел уже по состоянию здоровья… «Отец не смог перестроиться на новые рельсы, тяжело переживал перемены в стране и личной жизни, - продолжает Наталья Березина. - Говорил: «Что это за работа такая, когда людям все равно, приду я на нее или нет?» Когда развалился Советский Союз, Анатолий Березин опубликовал серию воспоминаний в газете «Советская Мордовия» под названием «Другой системы я не знал». «Люди хотели жить по-новому, но как? - писал бывший руководитель. - Естественно, они не могли это «новое» связать с именем человека, который был у власти два десятилетия. И я отступил…» Вскоре последовала оценка имущества, которое имел Анатолий Иванович. Список оказался небогатым: родительский дом в деревне, двухкомнатная квартира на улице Советской, старенький автомобиль «Волга» и гараж. Начались судебные тяжбы по квартире на улице Демократической. Служебное жилье оказалось неприватизированным. Чтобы сохранить свой уголок, Наталья Березина взяла ссуду и выкупила квартиру у муниципалитета… «Отец еще мог помочь в любом вопросе, но я старалась не обращаться к нему за помощью, - говорит женщина. - Он так себя поставил. Теперь я понимаю, насколько папа был прав! Благодаря такой позиции мы стали самостоятельными личностями. Что с нами было бы, если бы мы получали все готовенькое? Но это осознание пришло ко мне позже. А тогда, в 1990-е, я пришла просить у отца денег на новое кожаное пальто. Хотя я тогда работала нотариусом и прилично зарабатывала. Он мне отказал и сказал замечательные слова: «Наташа, у меня есть деньги. Но трать ровно столько, сколько ты зарабатываешь сама…» «Воспитывал» Анатолий Иванович и уже взрослого сына Алексея. К тому времени тот окончил юридический факультет и устроился работать в прокуратуру. Трудовой путь молодой специалист начал в должности помощника прокурора Атюрьевского района, но уже спустя несколько месяцев был переведен в Пролетарский. «Отец сокрушался: «Как же так? Трудовую деятельность нужно начинать именно с деревни, с отдаленных районов! Только тогда поймешь, почем фунт лиха!» - вспоминает сын. - Он даже звонил моему руководству и пытался переубедить в вопросе места моей службы. Но получил отказ…»

Незадолго до смерти Анатолия Ивановича все чаще стало подводить сердце. Чтобы как-то отвлечься от мрачных мыслей, он уезжал на выходные в родное Рождествено, где стал разводить пчел. Окончательным ударом для бывшего руководителя республики стала смерть родителей. Отец и мать ушли из жизни с разницей в год… «Папа мне часто повторял: «Наташ, я, наверное, уйду», - вспоминает дочь. - Но я не воспринимала эти слова как символ конца. Мать просила: «Возьми отца к себе! Он одинок…» Но у меня в то время не было такой возможности… Даже не столько уход с работы подкосил отца, сколько разочарование в людях, с которыми долгие годы шел бок о бок. В последний раз мы общались с ним в четверг 24 апреля 1998 года. Я позвонила по телефону: «Папа, нужно поговорить, зайду к тебе?» «Не сегодня, я пораньше лягу спать», - ответил он. В следующий раз его номер набрала лишь в субботу. Никто не взял трубку… Родственники не знали, что с ним. К отцу отправились младший брат и мой муж. Позже подошла и я. Издалека увидела открытые окна его квартиры, горящий свет. Успокоилась, подумала, что все хорошо. И только переступив порог, закричала… Прошло уже много лет, а память об отце живет среди людей. Недавно пришла в больницу, а заведующий отделением мне сказал: «Вы так похожи!» Я удивилась, уточнила: «На кого?» - «Как на кого? На своего отца!» Они меня не знают как человека. Но я чувствую на себе уважение других людей к отцу…»

«Помню, как вышел на авторынок продавать отцовскую «Волгу», - вспоминает Алексей Березин. - Автомобиль был старенький, и никто не хотел его покупать. В итоге подошел мужчина. «Мне тебя жалко, парень. Давай я тебе бочку самогона за нее отдам?» Я не согласился. Продал за копейки… Та же история получилась с домом отца в Рождествене. Мы отдали его за гроши местным жителям. После этого я не приезжал туда. Честно говоря, не могу. Какой-то нехороший осадок на душе остался после того, что мы были вынуждены отдать этот дом. Отец всегда говорил, что нужно это родное гнездо сохранить и передать по наследству…»

P.S. Как ни странно, в Саранске до сих пор не увековечена память человека, очень много сделавшего для республики. Хотя ничто не мешает властям Мордовии назвать в честь Анатолия Березина одну из улиц столицы региона-13 и даже вынести на всенародное обсуждение вопрос об установке памятника этому яркому государственному деятелю. Очень многие люди сейчас вспоминают «эпоху Березина» с ностальгией…

Екатерина Смирнова
«Столица С», Мордовия, 16 декабря 2014

родина и патриотизм, идеология и власть, семья, социализм и коммунизм, день рождения, биографии и личности, ностальгия, эпохи, политика и политики, память, нравы и мораль, даты и праздники, мэры и губернаторы, поволжье, 70-е, мордовия, ссср, воспоминания, регионы, развал страны, перестройка, известные люди, история, предательство, 80-е, 90-е

Previous post Next post
Up