Ещё об
СССР в Афганистане и о
военных Мордовии Старший лейтенант Александр Живаев - первый погибший на афганской войне уроженец Мордовии
СССР и война в Афганистане
Они ушли на афганскую войну совсем юными. 68 мордовских бойцов сложили свои головы в чужой стране. Первым погиб старший лейтенант из атяшевского села Тарасова Александр Живаев.
© Александр Живаев с детства мечтал о небе
Он во всех делах старался быть первым - в учебе, на службе, в бою. Молодой пилот прибыл в Джелалабад в начале 1980 года, а 13 февраля душманская пуля оборвала его жизнь. Почему война забирает лучших - ответ искал Михаил Никишин.
…Когда над головой слышится гул истребителя, трехлетний мальчик забывает про игрушки и смотрит в небо, прикрывая ладошками глаза от слепящего солнца. Самолета не разглядеть, только белый след тает в лазури. Но маленький Саша радуется: «Смотри, бабуля, смотри!» Ему хочется стать пилотом и испытать чувство полета. А потом опуститься на землю и рассказать близким о своих впечатлениях…
Александр Живаев знал, что такое офицерская честь
После школы серьезный и скромный выпускник решил поступать в Сызранский военный авиационный институт. Родные одобрили выбор, ведь Александр Живаев обладает всеми качествами, необходимыми военному летчику: дисциплинирован, сдержан, собран. Командование вуза неоднократно присылало его родителям благодарственные письма. Наконец, на курсантских плечах засияли две лейтенантские звезды. Началась служба. Всего через два года после учебы ему присвоили очередное воинское звание. Когда летом 1978 года Александр приехал домой в отпуск, родные стали намекать, что пора бы уже офицеру обзавестись семьей. «За мной не постоит», - отшутился он. А через два дня отправился на свадьбу к родственникам, где познакомился с выпускницей медицинского факультета. После университета Галю направили по распределению в Атяшевскую райбольницу. Высокую белокурую красавицу трудно было не заметить. Бравый лейтенант ей тоже приглянулся. Еще в детстве Галя решила, что выйдет замуж за офицера. Дядя был военным летчиком, и его синие погоны навсегда оставили след в душе. «Дядя все подшучивал: «Вот вырастешь, я тебя замуж возьму», - вспоминает вдова. - Так у меня все отложилось. Мечтала выйти замуж за военного, хотела стать врачом и родить сына. Все сбылось…» Они поженились через год, но прожили вместе всего два месяца. В декабре Александр Живаев отправился на место службы в Цхинвал. К Новому году Галина тоже приехала в часть. «Нам предоставили квартиру в военном городке, - вспоминает женщина. - Правда, мебели не было. Мы сидели за столом, сделанным из пачек чая, а стульями служили ведра. Думали, пройдут годы и мы будем смеяться над тем, как начинали семейную жизнь. Но не получилось…»
Все перевернулось ранним утром 7 января, когда часть подняли по тревоге. Старшего лейтенанта Живаева срочно вызвали в штаб и вручили приказ о новом назначении. «В то время мне безумно хотелось сливочного масла, которого в Цхинвале было не достать, - рассказывает Галина. - После заседания в штабе Саша принес мне молока и масла. Взгляд у него был озадаченный. Ничего не сказал об отправке в Афганистан, лишь велел собрать чемодан». Галина помогла одеть мужу шинель и поцеловала в дверях. Они не знали, что простились навсегда… «Месяц прожила в Цхинвале одна, - рассказывает женщина. - Напоследок муж велел мне уезжать домой. Уже тогда на Кавказе была непростая обстановка. Местные жители недоброжелательно относились к русским и очень не любили наших солдат. В письмах муж уверял, что все хорошо, и просил не верить слухам. Но, когда из Афганистана в Советский Союз повезли первый «груз 200», я испугалась. В последнем письме Саша очень настойчиво просил меня уехать. На этот раз я уже не могла ослушаться, собрала вещи и отправилась в Атяшево».
В Афганистане Александр Живаев успел совершить 16 боевых вылетов. 17-й стал последним. Все задания были строго засекречены. Но однажды произошла утечка информации. «Сослуживцы Саши потом рассказывали, это было самое настоящее предательство, - говорит Галина. - Много раз вертолеты без потерь возвращались на базу. Однако в тот день подкараулила засада». Кто предал ребят, неизвестно до сих пор.
Когда до базы оставалось несколько минут, по машине лейтенанта Живаева ударил из ущелья крупнокалиберный пулемет. Душманы расстреляли вертолет в упор на 50-метровой высоте. Почти весь экипаж и десант погибли в горящих обломках МИ-8 - всего 13 человек…
«Был хороший фильм «Афганский излом», - рассказывает вдова. - После возвращения с задания летчики залпом выпивали 200-граммовый стакан водки и не пьянели. Они искренне радовались, что сегодня остались живы. Что будет завтра, никто не знал. У Саши в части было так же. Когда он просил прислать водки, я сначала волновалась, думала, устраивают гулянки. Только потом узнала, что ребята так снимали стресс…»
Александр Живаев похоронен в родном селе Тарасове, где до сих пор живет его мать. Президиум Верховного совета СССР за проявленное мужество и героизм наградил старшего лейтенанта орденом Красного Знамени посмертно. На месте крушения вертолета в Джелалабаде установлена стела в память о воинах-интернационалистах, погибших при выполнении служебного долга.
«О трагедии я узнала только через пять дней, - говорит Галина. - Под благовидным предлогом меня пригласили в райком, где официальные лица сообщили, что муж погиб. Я была на пятом месяце беременности… Так в феврале 1980 года моя семейная жизнь закончилась».
4 июля Галина родила сына и назвала в честь погибшего супруга…
…Когда в зимние морозы маленького Сашку не отпускают на улицу, он часами стоит на стуле возле окна. Ждет, когда железная птица снова пролетит над домом, и тогда уж точно удастся ее рассмотреть. Вечером с работы приходит мама. Рассказывает, что папа был летчиком и погиб, выполняя боевое задание. Она достает коробочку с орденом, которым Сашиного отца наградили посмертно…
Впервые слово «папа» Александр Живаев-младший произнес на свадьбе, когда вместе с женой возложил цветы к монументу воинов-афганцев. После школы поступил в Московский институт пограничных войск, окончил юридический факультет. Был направлен на службу в Оренбург, недавно получил звание майора…
Галина Живаева больше не вышла замуж. «Предложения были, - вспоминает вдова. - Но я думала о сыне. Решила: лучше сама буду плакать в подушку, нежели Саша в чем-то почувствует себя ущемленным. Охраняла его покой».
Афганская война забрала жизни многих летчиков из Мордовии. Погиб лейтенант Александр Новихин, чей вертолет был сбит в ущелье Мазари-Шариф. А до этого он совершил 518 боевых вылетов. Его отец Николай Дмитриевич долгое время возглавлял Республиканский совет семей воинов, погибших в Афганистане. Он побывал в каждой семье, беседовал с родными погибших. В память об Александре Новихине в его родном старошайговском селе Новотроицке ежегодно проводится легкоатлетический пробег.
Майор Александр Пискайкин побывал в горячей точке два раза. Первый раз вернулся из Афганистана в августе 1986 года. А через девять месяцев был назначен командиром полковой разведки. Мог бы и не согласиться, ведь должность не летная. Но майор не привык прятаться за чужие спины. Он совершил 405 боевых вылетов. 21 января 1988 года его вертолет был сбит. Майор Пискайкин награжден боевыми медалями и орденом Красной Звезды.
Траурный список можно продолжать… Знает ли страна всех погибших, попавших в плен или пропавших без вести? Все ли тела возвращены домой? Многие родители до сих пор не верят, что в гробу находился их сын. Они всегда будут ждать его возвращения. Летчики не умирают! Однажды они навсегда улетают. Очень высоко…
Последним бойцом из Мордовии, погибшим в Афганистане, стал рядовой Василий Мелешин. В последние дни вывода советских войск он вел «Урал» в составе колонны. 4 февраля 1989 года она сделала остановку на перевале Саланг. Офицер вышел покурить, а Василий остался в кабине. В этот момент взрыв швырнул машину в ущелье…
Цифра «С»
- В вооруженном конфликте приняли участие 3200 солдат и офицеров из Мордовии.
- 68 человек погибли, 62 получили ранения. Свыше 300 человек умерли от ран после возвращения домой.
Михаил Никишин
«Столица С», Мордовия, 6 августа 2015