Старообрядцы. Воспоминания о Беловодье

Jun 17, 2015 02:49

Ещё по теме старообрядцев в СССР

Как старообрядцы разглядели в Японии и Манчжурии Беловодье
Религии в СССР

В 1930-е годы приморские старообрядцы бежали из СССР в Манчжурию. Там они создали прибыльный бизнес по отлову амурских тигров. В 1945-м советские власти угнали оттуда верующих в ГУЛАГ. ©



Старообрядцы до сих пор хранят легенду, как Манчжурия и Япония стали для них «Землёй Обетованной» - Беловодьем.
В начале 1930-х годов старообрядцы из Приамурья - около 40 семей - сумели сбежать в Манчжурию. Там они основали село Романовка. Японские власти выделили русским верующим около 100 кв. км пашни, лугов и лесов. Старообрядцам пришлось с нуля начинать жизнь на новой Родине. Главной проблемой для них стали налёты китайских банд - хунхузов. В1938 году одного молодого человека из рода начётчика Калугиных убила банда хунхузов. Тогда мужчины Романовки поднялись и уничтожили всю шайку. Соотношение сил было около 20 русских мужчин и более 100 китайских бандитов. Во время боя со стороны русских погиб только один человек - ещё один из братьев Калугиных, потери китайцев составили более 20 убитыми и 50-ти - ранеными. С тех пор хунхузы больше не решались подходить близко к Романовке.




2.
Романовка уже к концу 1930-х процветала. Люди были прилежны и много работали. Больше всего они зарабатывали охотой на амурских тигров, которых можно было дорого продать в зоопарки разных стран мира. Выручка от продажи делилась на все дворы деревни. Только водном 1939 году этот бизнес принёс старообрядцам 30 тысяч долларов (около 500 тысяч долларов в современном пересчёте) - на 40 дворов.



3.
По словам японского исследователя, посетившего деревню в 1945 году, дворов в Романовке было больше сорока, населения насчитывалось более двухсот человек, и, в среднем, каждый двор имел трёх лошадей и двух коров. Почти в каждой семье была своя швейная машинка «Зингер».

Судьба подарила старообрядцам-беженцам краткий миг свободы в Китае продолжительностью чуть более десятка лет. Во время разгрома Квантунской армии и армии Маньчжоу-Го Романовка оказалась в центре военных событий. Скоро романовцы осознали: то, от чего они ушли из России в 1930-х, настигло их в Китае в 1945 году.



4.
Разместившиеся в Романовке части Красной армии реквизировали у населения почти весь скот. Начались аресты. 3 сентября 1945 года сотрудниками военной контрразведки СМЕРШ были увезены из Романовки 16 мужчин. Той же осенью было арестовано почти всё оставшееся взрослое мужское население - более 30 человек. Всех арестованных вывезли в СССР, где им были предъявлены обвинения в измене Родине и в шпионаже в пользу Японии.

В 1947 году закончился советский суд над старообрядцами Романовки. Все они получили по 10-15 лет ГУЛАГа.



5.
Оставшаяся часть романовцев - в женщины, дети и подростки - при помощи Всемирного Совета церквей и Красного Креста выехали вначале в Гонконг, а оттуда на пароходах в Австралию и Бразилию. Часть из них позже, в 1960-е, переселилась в США и Канаду.

Во время недолгого пребывания в Манчжурии, а особенно после того, как они оставили новую Родину, старообрядцы оставили несколько легенд.



6.
В 2005-2007 годах в старообрядческие сёла Амурской области: Заган, Желтоярово, Ключи, Новоандреевку - была совершена этнографическая экспедиция, целью которой был анализ этих легенд. Из текстов учёные выявили две основные причины появления старообрядцев в Китае, а именно: 1) бегство от репрессий и коллективизации 2) целенаправленное движение на Восток в поисках «Земли Обетованной» - Беловодья.

Основная семантическая доминанта в рассказах о бегстве семейских в Китай под угрозой репрессий - тайна: «исход семейских в Китай был тайным», «шли тайными тропами» («тайно шли в Китай. Собирались недолго. Все оставляли на месте: и избы, и хозяйство. Тайно готовили провиант, тайно сговаривались».



7.
Путь через русско-китайскую границу был налажен ещё раньше, до того, как граница с Китаем оказалась закрытой. Семейские активно торговали с китайцами: продавали им пушнину, а от них получали спирт, ткани, товары быта. Например, в 1920-е одежда семейских шилась преимущественно из китайской ткани: китайки, канфы, канчи, дабы и др.: «Атласы были такие. У нас был красный такой атлас. Сарафан был из китайки. Голодовка была. Мы с мамой унесли в Князевку, нам два ведра капусты наложили. Сарафаны были из дабы тяжелые. Дабу, канчу из Китая везли».



8.
В записанных рассказах-воспоминаниях русские семейские и китайцы противопоставляются по признакам веры, быта, нравов, что отражается в скрытой оппозиции «свой - чужой». Однако «чужой» не рассматривается как «плохой», но только как «другой»: «У них другая вера, идолам моются», «Там, в Китае, девки и бабы в штанах ходют, наши - в сарафанах все, юбках», «Голову замужние не убирают, платков не носют», «В избах грязно, посуды мало», «Мы у них не ели - грешно», «К нам не звали - незачем».



9.
Известные старообрядческие заповеди «не пить, не брить бороды, не блудить, трудиться», с точки зрения семейских, нарушались китайцами, за что те осуждались: «мужуки косы позаплетут, а остальную голову и бороду бреют. С косами, что бабы».

В рассказах об исходе в Китай второго типа - о поисках Обетованной Земли - повествуется о Беловодье.



10.
Этнографами было записано два повествования: путешествие инока Марка и путешествие преподобного Сергия. Обе записи сделаны в 2006 году в селе Новоандреевка Белогорского района от брата и сестры Зайцевых: Николая Еремеевича, 1936 г.р., и Сары Еремеевны, 1930 г.р.



11.
Зайцевы занимали высокое общественной положение в Новоандреевке, были уважаемыми людьми. Еремей Зайцев возглавлял старообрядческую общину, вел службу, крестил детей, разбирал ссоры между соседями, воспитывал в своих детях и односельчанах любовь к вере. Может быть, поэтому именно Зайцевы сохранили воспоминания о Беловодье.



12. Беловодье
В них описывается маршрут следования в страну Беловодье. В рассказе о хождении инока Марка точно описан сам маршрут следования (Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень - Каменогорск, далее вверх по реке Катуни в Красноярск, а далее - по селениям, где есть тайные подземные проходы в Китайское царство, которыми идти 44 дня через Гоби). В повествовании же о хождении Сергия маршрут абстрактен: три года пути через горы, реки, преодолевая большие потери спутников и другие серьезные испытания. Старообрядцы относят Беловодье то к Опоньскому царству (Япония), то к Тибету (Китай), однако сходятся в том, что «среди моря-океана», раскинувшись на семидесяти островах, во всей своей чистоте сохранялась православная вера Христова».



13.
Там, где Беловодье отождествляется с Японией, Китай воспринимается как промежуточная остановка на пути следования в Беловодье: «Есть на свете такая чудесная страна, называется она Беловодье. Три года или больше надо идти. За Сибирью ли, или еще где-то в Китае она. Через степи, горы, тайгу, на восход, к солнцу надо тебе идти и, если Бог даст, увидишь Беловодье самолично».



14.
С одной стороны, в Беловодье семейские искали веру Христову, с другой - искали страну, где «верующим житьё привольное», где «злата и серебра не есть числа, дорогого бисера и камения весьма много»: «Земли в ней много, земли тучные, дожди тёплые, пшеница целый год растёт, зверя в лесах много. Древлеправославным житье привольное».



15.
На пути к Беловодью Сергий постоянно встречает препятствия и стоит перед выбором, по какой из трех троп идти. Змеи, камни, ручьи, горы, имеющие вид истукана и сильно освещённые солнцем, порхающая бабочка - это символы, направляющие движение героя. Люди, населяющие Беловодье, - все праведники. Они говорят на непонятном языке, но все их понимают. В рассказе отмечен большой ряд эпитетов, характеризующих старцев Беловодья: лучезарные и кроткие, смиренные и милосердные: «Населяют его лучезарные, кроткие, смиренные, милосердные старики. В них Дух Божий живет, как в Храме Своем. Они всё время работают, трудятся на благо и пользу всего народа».

В рассказе о путешествии Сергия Беловодье - это «Царство Духа чистого, красоты, чудесных огней, возвышенных, чарующих тайн, радости, света, любви, покоя и непостижимых величий».



16.
В 1930-х - начале 1940-х годов исследователи из токийского Института освоения территорий, сотрудником которого являлся учёный-биохимик Ямадзоэ Сабуро, изучали опыт успешного выживания русских старообрядцев в новых для них маньчжурских условиях. Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали переселить 1-1,5 млн. своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии государство Маньчжоу-го. Уклад жизни романовцев изучался и затем описывался в специальных изданиях для японских колонистов. Ямадзоэ Сабуро сделал несколько сотен снимков о жизни русских старообрядцев в манчжурской Романовке, которая позже у советских верующих стала ассоциироваться с Беловодьем. Часть из этих фотографий вы увидели выше.

© Толкователь, 28 октября 2014

архивы_источники_документы, страны и столицы, идеология и власть, дальний восток, христианство, мифы и мистификации, 40-е, города и сёла, эпохи, факты и свидетели, нравы и мораль, религии, староверы и расколы, ретро и старина, охота и рыбалка, 30-е, фото и картинки, традиции, ссср, китай, фольклор, регионы, репрессии и цензура, православие, история, миграция и беженцы, япония

Previous post Next post
Up