Оригинал взят у
mamlas в
Дрезден'1945 - ?По теме:
К 70-летию бомбардировки Дрездена Зачем бомбили Дрезден?
Преступление или необходимость?
В ночь на 14 февраля 1945 года на один из красивейших городов Европы, немецкий Дрезден, был совершён авианалёт, практически стёрший с лица земли половину города. Города, воспеваемого немецкими поэтами, когда-то носившего звание «Флоренции на Эльбе».
©~~~~~~~~~~~
Прежде чем попытаться установить значение этой воздушной атаки в масштабах истории, необходимо несколько разобраться в политической обстановке начала 1945 года. Как известно, этот год ознаменован окончанием Второй мировой войны. Несмотря на то, что окончательная капитуляция Германии произошла только в мае, в начале 1945 года развязка крупнейшего военного конфликта уже становилась очевидной. После открытия летом 1944 года нормандского второго фронта войсками союзников (Великобритания + США + другие) немецкие войска лишились всяческих шансов на победу. Открытым только оставался вопрос, когда наступит окончательная капитуляция Германии.
Позиция Германии
Во время боевых действий Дрезден не считался ценным с военной точки зрения городом. К началу Второй мировой войны население Дрездена насчитывало 642 тысячи человек. К 1945 году к этой цифре добавилось более 200 тысяч беженцев и солдат. Существенных индустриальных предприятий на территории Дрездена не располагалось, за исключением крупнейшего оптического завода Германии Zeiss Ikon A.G и пары заводов военного назначения (авиационный завод и завод производства химического оружия). Однако относительно таких мощнейших индустриальных мегаполисов Германии, как Кёльн и Гамбург, крупного значения для экономики Третьего рейха город не имел.
Гораздо большую ценность Дрезден представлял собой как культурный центр Германии. Богатая в архитектурном плане столица Саксонии наполнена зданиями, выполненными в стиле барокко и несущими в себе толику немецкой истории. Дворцовый ансамбль Цвингер и здание оперы Заммера являются яркими примерами роскошного зодчества XVII и XVIII веков. К сожалению, эти и другие столь же ценные достопримечательности (дрезденский дворец-резиденция, Фрауэнкирхе и т.д.), находившиеся в центре города, были практически разрушены ковровой бомбардировкой войск союзников. «Флоренция на Эльбе» пылала, охваченная огненным смерчем, который засасывал в себя людей и был различим на расстоянии 200 миль.
Дворцовый ансамбль Цвингер
О жестокости этого налёта авиация союзников позаботилась отдельно. Бомбардировка проводилась по чёткому алгоритму, выработанному британскими воздушными силами на протяжении всей войны. Первая волна самолётов несла фугасные бомбы, которые применялись для разрушения зданий, выколачивания окон и уничтожения крыш. Вторая волна несла губительные для беззащитного населения зажигательные бомбы. Конечно, существовали бомбоубежища, однако укрыться там от смертоносной атаки удалось немногим. Огненный смерч сжигал кислород в помещениях, и многие люди просто задыхались в своих ловушках. Те же, кто пытался скрыться в городских колодцах, попросту сварились заживо. Третья волна снова наносила фугасный удар, чтобы пожарные расчёты не могли подобраться к очагам и справиться с пожарищем. Город превратился в настоящий ад, в котором люди сгорали за секунды до золы в пламени температурой 1500°.
Трагично, но именно статус города-музея во многом и стал причиной катастрофы для его жителей. Военное командование немецкой державы приняло решение оставить город практически беззащитным, перекинув большинство средств ПВО на защиту стратегически важных топливных заводов. Таким образом, войска союзников не встретили существенного сопротивления ночью 14 февраля. Есть сведения, что американские истребители преследовали мирных жителей, пытавшихся спасти свои жизни. Также говорится о том, что британцы применяли напалм, который в наши дни внесён в список запрещённых средств вооружения из-за смертоносной способности поддерживать пламя длительное время.
Итогового числа жертв до сих пор не установлено. Современная официальная оценка близится к цифре 25 000 жертв с учётом найденных тел и людей, сгоревших дотла в огненном торнадо. Однако не все согласны с этими данными. Мастер фашистской пропаганды Йозеф Геббельс в целях преумножения масштабов катастрофы привёл свою цифру 250 000 смертей. С тех пор споры на эту тему не заканчиваются по сей день, и количество погибших в разных источниках варьируется в диапазоне от 25 000 до полумиллиона. Примечательно, что одним из выживших в ту ночь является американский писатель Курт Воннегут, написавший по мотивам этого события свою наиболее знаменитую книгу «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей».
- Многие считают, что уничтожение Дрездена - это минимальная месть за людей, погибших в концлагерях. Возможно. Но к смертной казни были приговорены абсолютно все, кто находился на тот момент в городе - дети, старики, животные, нацисты, я и мой друг Бернард.
К. Воннегут, американский писатель
Точка зрения союзников
К февралю 1945 года умы союзников занимала уже не столько скорейшая победа над Гитлером, сколько пассивное соперничество с СССР. Своей задачей они видели сдерживание советской машины, в которой лидеры Великобритании и США видели своего потенциального соперника в послевоенном мире. Уничтожение половины мирного города казалось превосходной демонстрацией всему остальному миру того факта, что Великобритания и США ни перед чем не остановятся ради достижения своих целей.
Чем же были мотивированы действия союзников? Для начала стоит заметить, что, несмотря на отсутствие существенной промышленной мощи, Дрезден являлся важнейшим транспортным узлом, в котором сходились 3 железнодорожные ветки. Уничтожение такого транспортного пункта должно было существенно сковать остатки немецкой армии, лишив их возможности скорой переброски подкреплений с одного фронта на другой. С подобной просьбой СССР обратился к союзникам на Ялтинской конференции незадолго до авианалёта на Дрезден. Но стоит заметить, что советская сторона упоминала только о бомбардировке Берлина и Лейпцига.
- Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера.
А. Харрис, командующий стратегической авиацией Великобритании
Возможно, разъярённые бомбардировками английских городов в первые годы Второй мировой войны британцы хотели до конца расквитаться с фашистами. По причине своего островного расположения с самого начала боевых действий Великобритания подвергалась массированным бомбардировкам, и это стал для них час расплаты.
С другой стороны, в пользу союзников говорят цифры. Например, на Мюнхен, превышающий по населению Дрезден на 200 000 человек, было сброшено в 4 раза больше бомб за время войны. В том же Гамбурге, подвергшемся не менее чудовищной бомбардировке, во время налёта было убито около 42 000 жителей при населении 1 700 000 человек. Таким образом, решительно нельзя утверждать, что масштабы воздушной атаки были настолько огромными. Свою роль в таком представлении сыграли фашистская пропаганда и уничтожение многих всемирно известных памятников культуры. Важной деталью, которая оправдывает британских пилотов (но ни в коем случае не руководство ВВС), является тот факт, что перед вылетом лётчики получили сверху инструктаж, в котором утверждалось, что их целью является штаб германской армии, а сам Дрезден представляет собой чуть ли не крупнейший индустриальный город Германии. Спустя годы все эти лётчики, за исключением главнокомандующего Артура Харриса, раскаялись в своих действиях, и английская сторона приложила свою руку к возрождению «Флоренции на Эльбе».
Спустя 70 лет
Бомбардировка Дрездена, потрясшая Германию 14 февраля 1945 года, не забыта до сих пор. Общими силами Дрезден был отстроен заново, а разрушенные памятники старины были восстановлены. Можно ли говорить о том, что Дрезден возродился окончательно? Безусловно, нет. Если разбить вазу на мелкие осколки, а затем склеить, она всё равно не будет прежней. В наши дни раздаётся множество голосов, выступающих за объявление бомбардировки Дрездена военным преступлением. Возможно, это действительно так, единственное, чего хотелось бы, чтобы смерть 25 000 мирных жителей не использовалась в качестве игрушки в руках современных политических сил. Спустя 70 лет мы не можем вернуть к жизни неповинных людей, не можем воссоздать произведения искусства, сгоревшие в Дрезденской галерее, не можем окончательно вернуть городу его прежний вид. Мы можем только сохранить в памяти этот урок и приложить все силы для сохранения мирного неба над нашими городами.
Дмитрий Козлов,
журнал «CABLOOK», 13 февраля 2015