Роден из Мордвы
На севере Москвы к 140-летию скульптура Степана Эрьзи установили мемориальную доску
За границей его называли «русским Роденом». Однако Степан Эрьзя не принадлежал к многочисленным эпигонам великого француза - и свою национальную принадлежность также подчеркивал особо. «Эрьзя» - название одной из групп в составе мордовского народа. Сменив простую фамилию Нефёдов на этнический псевдоним, скульптор Эрьзя и свои работы, выполненные в эстетике европейского модерна, зарядил языческой энергетикой предков. В 2016 году 140-летие со дня рождения мастера будут отмечать в разных странах мира. Но старт юбилейному проекту дали в Москве.
©~~~~~~~~~~~
К 140-летию скульптора Степана Эрьзи по инициативе Международного фонда искусств им. С. Эрьзи и при поддержке Департамента культуры Москвы было принято решение изготовить и разместить мемориальную доску на фасаде д. 3 на ул. 2-ая Песчаная, где в 1953-1959 гг. находилась мастерская скульптора. Об этом говорится в сообщении пресс-службы департамента культуры.
Степан Нефёдов не только стал сам известен во всем мире, но и прославил своих соплеменников - народ эрьзя. Шансов для этого у выходца из маленького села Мордовской губернии было не много. В московское училище живописи, ваяния и зодчества Степан Эрьзя поступил довольно поздно - в 26 лет. А уже в 30 впервые оказался в Европе. В Париже и Флоренции - без знания языков, не имея крыши над головой, он изучал лучшие произведения мирового искусства и создавал свои.
«И здесь, конечно, он начинает проявлять свою неординарность, - рассказывает автор проекта о С.Эрьзя «Начало вечности» Михаил Журавлев - И у него начинается жизнь, когда его приглашают выступить уже на Биеннале в Венеции, где он становится всемирно известным человеком».
Как скульптор Эрьзя раскрылся, работая со знаменитым каррарским мрамором, из которого когда-то создавал свои работы Микеланджело. Во время путешествия по Европе, в 1914 году Степан Эрьзя создает одно из своих самых ценных произведений - скульптуру Иоанна Крестителя.
Сто лет назад она была установлена над входом в церковь в итальянском городе Феццано. Простояла там полвека, но впоследствии была демонтирована. В 2011 году удалось ее отреставрировать и вернуть обратно в церковь.
Во время революции Степан Эрьзя был на родине. Новые веяния он встретил с энтузиазмом - создавал памятники свободе, человеку, труду. Работал с самыми разными материалами - от цемента до железобетона и, впервые - дерева. Со временем в адрес скульптора все чаще стали звучать обвинения в артистическом произволе и в уклонении от жизненной правды.
«Его внутренняя свобода, его внутренний характер, харизма не дают ему покоя, и он не может успокоиться, начинает не соглашаться с той жизнью, которая его окружает, а это уже такая советская Россия была», - говорит Михаил Журавлев.
В 26-м году при поддержке Луначарского Эрьзя представил свою выставку в Париже. А в следующем году, чуть ли не по приглашению самого президента, мастер переехал в Аргентину. Там он обрел свой материал, с которым работал всю оставшуюся жизнь. Это дерево кебрачо. Для ваяния Эрьзя придумал собственную технику - изобрел смесь из дерева с различными добавками, сделал массу жидкую массу, которая потом застывала, и которую потом можно было обработать и тонировать.
Из дерева он создает женские и мужские образы: Моисей, Леда, портрет Мордовки, Авиатор, Эрзянка. В Аргентине Степан Эрьзя провел около четверти века - в Москву вернулся в 50-х. В 54-м прошла единственная прижизненная персональная выставка уже всемирно известного скульптора. Тогда к выставочному залу на Кузнецком мосту выстроилась огромная очередь. Работы Степана Эрьзи есть в Третьяковской галерее, Русском музее, около двухсот экспонатов находится в музее Мордовии. Но многие скульптуры до сих пор остаются за рубежом и нуждаются в реставрации.
«Они имеют свою структуру, с извилистыми углублениями, трещинками, - поясняет реставратор по дереву Александр Толокин. - Чтобы удалить, например, загрязнение нужно очень тщательно и аккуратно тонким инструментом вычистить, не навредить».
В честь 140-летия скульптора в России и за рубежом стартует проект под названием «Начало вечности», который продлится полтора года. Его задача - при помощи многочисленных выставок, издания новых книг и публикаций рассказать о жизни и творчестве «русского Родена» - Степана Эрьзи.
©Телеканал «Культура», 3 февраля 2015
«Жизнь и творчество С. Эрьзи были тесно связаны с Москвой. Здесь С. Эрьзя учился ремеслу скульптора в Училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1906 гг.), в Москву он возвращался после долгих лет, проведенных на чужбине. В Москве в 1954 г. состоялась столь памятная многим выставка его произведений», - говорится в сообщении.
На севере Москвы к 140-летию скульптура Степана Эрьзи
установили мемориальную доску
Уточняется, что автором мемориальной доски стал член Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства скульптор Иван Казанский.
Скульптор С. Эрьзя, настоящая фамилия Нефедов (1876-1959 гг.), родившийся в мордовском селе Баево, воспитанник русской скульптурной школы, жил и работал в России, а также - за рубежом: в Италии (1907-1914 гг.), Франции (1909-1913; 1926-27 гг.), Аргентине (1927-1950 гг.).
Время
события: 03.02.2015. Место события: Москва, САО, ул. 2-я Песчаная, д. 3.
© «Мобильный репортёр», 3 февраля 2015
В Москве накануне
прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски великому мордовскому скульптору Степану Эрьзе. Ее установили на фасаде дома №3 по 2-й Песчаной улице, где с 1953 по 1959 годы находилась мастерская художника, сообщили "Вестнику Мордовии" в пресс-службе Саранской епархии.
В числе участников торжественной церемонии были полномочный представитель Республики Мордовия при Президенте Российской Федерации Виктор Чиндяскин, представители губернатора Самарской области, сотрудники Департамента культуры города Москвы, а также секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов.
Он зачитал приветствие участникам мероприятия, которое направил митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.
В нем, в частности, говорилось о том, что Степан Эрьзя проявлял особый творческий интерес к созданию библейских образов - Иоанна Крестителя, пророка Моисея, праматери Евы.
"Это является выражением его отношения к вере, к поиску незыблемых основ человеческого существования", - считает владыка Зиновий.
"Наш долг помнить и чтить таких людей как Степан Дмитриевич. В этом проявляется забота о сохранении связи поколений, о культурной преемственности эпох, а, значит, совершается то, что можно назвать трудом во имя единства нашего общества, еще одним шагом в формировании уважительного отношения к нашим предкам, к нашей истории. Только осознавая себя наследниками великого достояния, накопленного наши предками, мы сможем по-настоящему научиться ценить свою принадлежность к великой русской цивилизации", - говорится в приветствии.
Был отмечен большой вклад в открытие мемориальной доски мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова, президента Международного фонда имени С.Д. Эрьзи Михаила Журавлева, а также всех сотрудников этой организации.
Виктор Чиндяскин напомнил, что существуют планы установки памятника Эрьзенапротив его бывшей мастерской. По его словам, водружение мемориальной доски станет первым шагом на пути к делу увековечения памяти великого скульптора в Москве.
На мероприятии также выступили и живые свидетели московского периода работы Эрьзи. Местные жители, которые в 50-х годах были еще детьми, хорошо запомнили и самого скульптора, и толпы посетителей его выставок, и даже его творения, которые иногда выставлялись прямо во дворе.
Автором мемориальной доски стал действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства скульптор И.П. Казанский. Решение о ее установке было принято к 140-летию со дня рождения скульптора по инициативе Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, при поддержке Департамента культуры г. Москвы.
© «Вестник Мордовии», 4 февраля 2015