Эрмитаж / К годовщине снятия блокады Ленинграда

Jan 27, 2015 18:46

По теме: Эрмитаж военный || Культурное наследие фашизма, а также ещё о блокадном Ленинграде
Оригинал взят у mamlas в Эрмитаж / К годовщине снятия блокады Ленинграда

Оригинал взят у sergey_larenkovЭрмитаж в дни блокады
Ленинград 1941-44 / Санкт-Петербург 2015

В июле 1941 года большая часть эрмитажной коллекции, два миллиона экспонатов, была вывезена двумя особо охраняемыми эшелонами через Вологду, Киров и Пермь в Свердловск. Третий эшелон вывезти не успели, и эти сокровища были спасены работниками Эрмитажа в его подвалах.
~~~~~~~~~~~



Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015  Шатровый зал (Зал 249)
"- Пустые рамы! Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Благодаря этому Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым я провел несколько экскурсий. (П.Ф.Губчевский)" / Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"




2. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Малый итальянский просвет (Зал 237)
"Это было весной, где-то в конце апреля сорок второго года. В данном случае это были курсы младших лейтенантов. Курсанты помогли нам вытащить великолепную ценную мебель, которая оказалась под водой... А потом я взял этих ребят из Сибири и повел по Эрмитажу, по пустым рамам. Это была самая удивительная экскурсия в моей жизни. И пустые рамы, оказывается, впечатляют (П.Ф.Губчевский)." / Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"



3. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Итальянский кабинет (Зал 230)
"…Можно представить себе, как это было - промороженные за зиму стены Эрмитажа, которые покрылись инеем сверху донизу, шаги, гулко разносившиеся по пустым залам… Прямоугольники рам - золотых, дубовых, то маленьких, то огромных, то гладких, то с вычурной резьбой, украшенных орнаментом, рамы, которых раньше не замечали и которые теперь стали самостоятельными: одни - претендуя заполнить собой пустоту, другие - подчеркивая пустоту, которую они обнимали. Эти рамы - от Пуссена, Рембрандта, Кранаха, от голландцев, французов, итальянцев - были для Губчевского обозначением существующих картин. Он неотделимо видел внутри рам полотна во всех подробностях, оттенках света, красок - фигуры, лица, складки одежды, отдельные мазки..." / Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"



4. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Искусство Фландрии (Зал 245)
"...Считается, что словом нельзя передать живопись. Оно так, однако в той блокадной жизни слово воссоздавало картины, возвращало их, заставляло играть всеми красками, причем с такой яркостью, с такой изобразительной силою, что они навсегда врезались в память. Никогда после Павлу Филипповичу Губчевскому не удавалось проводить экскурсии, где люди столько бы увидели и почувствовали..." / Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"



5. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Галерея Малого Эрмитажа(Зал 262)
«Опустевшие залы величественны и огромны, их стены в кристаллах измороси. Никогда они еще не казались мне такими великолепными. Прежде внимание обычно приковывали к себе живопись, скульптура или прикладное искусство, и малозаметным оставалось искусство создавших дворцы замечательных архитекторов и декораторов. Сейчас же здесь осталось только их изумительное искусство (да повсюду следы жестокого, безмозглого фашистского варварства)» / Художник Вера Милютина



6. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Галерея Малого эрмитажа (зал 262).



7. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Анфилада Эрмитажа (Зал208)
"22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие - все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья". / Директор Эрмитажа академик И. А. Орбели



8. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Большой итальянский просвет (Зал 238). Л.А. Ранчевская. Эскиз картины "Эвакуация Эрмитажа".
«Орбели кликнул клич. Это была самомобилизация всей ленинградской интеллигенции: профессора Академии, искусствоведы, старые и молодые художники пришли сюда в первые же часы войны, пришли по зову сердца. Надо было торопиться. Враг подходил к городу. Реставраторы дали согласие срезать картины с подрамников. Так было быстрее. Но что значит срезать картины?! Художники на это не пошли. Сократили время отдыха, сна". / Художница Л. А. Рончевская



9. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Гербовый зал (Зал195)
"- Тридцать два снаряда попало. Степень разрушения разная: снаряд в Гербовом зале упал где-то в двух метрах от Малого тронного зала. По каким законам баллистики, я не знаю, но осколки рванули сюда, в Малый тронный зал. В Гербовом зале дырка в полу вниз, в Растреллиевскую галерею, и больше ничего. А Малый тронный зал весь изрешечен осколками. Сбита люстра, ее не удалось восстановить - хрупкая очень бронза была… " / Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"



10. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Галерея Растрелли.
"Завтра, 22 сентября 1941 года, к 10 часам утра всем трудоспособным сотрудникам Эрмитажа выехать в Кировский район на работу по строительству оборонительных сооружений. Оставить в музее 50% состава команд МПВО. Ехать за Кировский завод до Петергофского кольца. Трамваи: 13, 28, 29, 33, 42. Пройти до штаба строительства Дзержинского района". / Телефонограмма Дзержинского райкома ВКП(б)



11. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Золотая гостиная (Зал 304)
Приказ по Государственному Эрмитажу
    № 170
    23 июня 1941 г.
    В ночь с 22 на 23 июня во время объявления воздушной тревоги по городу штаб МПВО, все команды и подразделения Государственного Эрмитажа проявили исключительную организованность и четкость в работе.
Объявляю благодарность составу штаба МПВО, политработникам, командирам и бойцам за высокую сознательность и самоотверженное выполнение гражданского долга.
    Начальник объекта И. Орбели



12. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Галерея истории древней живописи (Зал241)
"В Эрмитаже было очень много работы. Надо было укрыть оставшиеся музейные ценности в надежные места, приспособить все залы и помещения к военной обстановке. На стекла многочисленных окон наклеивали полоски бумаги крест-накрест, для того чтобы при ударе взрывной волны стекла не рассыпались мелкими осколками. Надо было для противопожарной обороны в залы нанести горы песка и поставить ванны с водой для тушения зажигательных бомб". / Б. Б. Пиотровский



13. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал Юпитера (Зал 107).
"Опустевшие в июле залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного уральского камня, граненного русскими мастерами, и для штабелей картин, которые в зале Юпитера окружили постаменты эвакуированных богов, и для средневековых алебард и пик, спущенных по крутой внутренней лестнице из эрмитажного арсенала прямо в зал Лебедя". / С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа".



14. Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Уборка снега. Рисунок Николая Павлова(1942 г.).
"За ломы, лопаты и метлы взялись той весной и истомленные голодной блокадой работники Эрмитажа. Им было это не внове: в зимние месяцы они постоянно очищали от снега проезжую часть Дворцовой набережной - фронтовую дорогу, как и многие другие уличные магистрали города. Сейчас, весной, им предстояло очистить от снега и льда, от грязи и мусора всю огромную территорию, окружавшую эрмитажные здания, все захламленные дворы, чердаки, подвалы, канализационные трубы, каждый забитый нечистотами уголок, который под лучами весеннего солнца мог стать очагом инфекционных заболеваний". / С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа"



15. Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Дворцовая площадь. Рисунок Николая Павлова(1942г).
"Случилось это через неделю после прорыва блокады, - рассказывает П.Ф. Губчевский. - Поздно вечером 25 января сброшенная «юнкерсом» фугасная бомба весом в тонну разорвалась на Дворцовой площади. Зимний дворец, его колоссальное здание, фантастичное по плотности массива, колыхнулось как утлый челн в бурном море. Чудовищную силу взрывной волны приняли на себя все эрмитажные здания. Взрывная волна, пройдя через Висячий сад, ворвалась в Павильонный зал и вышибла здесь уцелевшие стекла даже в окнах, обращенных на Неву. Десятки оконных проемов вновь зазияли пустотой. Ночью разыгралась пурга. Вихревые порывы ветра задували в залы мокрый снег, устилая полы белой пушистой пеленой. Утром стало таять, а к вечеру ударил мороз. Мокрый снег смерзся с битым стеклом, образовав на полах сплошную ледяную кору. Все мы принялись спасать от этого губительного настила фигурные паркеты и мозаичные полы. Мне достался Павильонный зал. Толстый слой бугристого льда, смешанного с осколками стекла, покрывал здесь чудесную мозаику, вделанную в пол перед входом в Висячий сад. В моих руках был железный ломик, и я знал, что под моими ногами. Сантиметр за сантиметром я осторожно скалывал лед и стекло". / С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа".



16. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Павильонный зал (Зал 204).



17. Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Испанский просвет. Рисунок углем Веры Милютиной. «Уборка в зале с большим просветом»(Зал 239).
"В феврале 1942 г. я была включена в число пяти художников, которым поручено зафиксировать «ранения Эрмитажа». В группу были зачислены: живописцы В.В. Кучумов и В.В. Пачулин, график А.В. Каплун и я - театральный художник, а кто был пятым, к сожалению, забыла…" / Художник Вера Милютина



18. Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж. Зал Ван Дейка (Зал 246) Рисунок В.Кучумова.



19. Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2015 Эрмитаж Зал искусства Франции XVIII века
(Зал 285) Рисунок В.Кучумова
"С начала войны в бомбоубежища Эрмитажа были превращены многочисленные дворцовые подвалы. Сотрудники музея заложили низкие подвальные окна кирпичом, навесили железные двери, расставили столы и стулья, сколотили топчаны. Осенью и зимой 1941 года эрмитажные бомбоубежища населяло две тысячи человек. Здесь жили не только сотрудники Эрмитажа и их семьи, но и многие известные деятели искусства и науки". / С. Варшавский, Б. Рест. "Подвиг Эрмитажа"



20. Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2015. Манеж Малого Эрмитажа. "Эхо войны" внутри Эрмитажа.
Эрмитаж распахнул свои двери для посетителей 8 ноября 1944 года, когда  открылась "Временная выставка памятников искусства и культуры, остававшихся  в Ленинграде во время блокады". А ровно через год, 8 ноября 1945 года Эрмитаж полностью открылся для публики.

Книгу С. Варшавского, Б. Реста. "Подвиг Эрмитажа" рекомендую почитать здесь.

книги и библиотеки, музеи и выставки, вов и вмв, идеология и власть, мастер, блокада, культура, общество и население, памятники и достопримечательности, города и сёла, наследие, ленинград, даты и праздники, фото и картинки, современность, воспоминания, история, проекты

Previous post Next post
Up