Хроника «Холодной войны». Немцы в осаде

Dec 07, 2014 00:01

По теме: То не одну стену́ сломали...

Берлинский воздушный мост
С июня 1948 года по май 1949 года советские власти блокировали наземное сообщение с оккупированной англичанами, американцами и французами частью Берлина

Согласно подписанной 5 июня 1945 года Декларации о поражении Германии, верховную власть в проигравшей войну стране брали на себя правительства СССР, США, Великобритании и Франции. Германия была поделена на четыре оккупационных зоны, Берлин, оказавшийся в центре советской зоны, также был разделен на четыре сектора. ©
~~~~~~~~~~~



Дети на заборе аэропорта Темпельхоф наблюдают за американским самолетом с продовольствием
Для решения вопросов, связанных со всей Германией в целом, был создан Контрольный Совет (КС), в который вошли главнокомандующие оккупационными войсками. Для управления советской зоной правительство СССР создало Советскую военную администрацию в Германии (СВАГ).

Отношения между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны начали стремительно портиться. Каждая из стран хотела упрочить свои позиции в Германии, которая, несмотря на поражение, продолжала играть большую роль в геополитической расстановке сил. Запад не устраивало, что СССР планировал насаждать в своей зоне коммунизм.

С 1 января 1947 года английская и американская оккупационные зоны слились в Бизонию. На следующий год в Лондоне состоялась конференция, по итогам которой к ней присоединилась и французская оккупационная зона. Участники встречи, среди которых помимо США, Великобритании и Франции были также представители Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, начали подготовку денежной реформы для западной Германии, которая должна была стать первым шагом по оформлению Тризонии в самостоятельную европейскую страну. В марте 1948 года заседание Союзной контрольной комиссии покинул глава советской делегации Василий Соколовский, возмущенный действиями западных государств.



Жители западного Берлина у продуктового магазина в советской зоне после введения новой валюты
Помешать созданию единой Западной Германии Советский Союз пытался с помощью ограничения транспортного сообщения между Тризонией и Берлином. Четырехстороннее соглашение о его разделеникак не регламентировало систему этих коммуникаций, для этой цели просто выделили несколько шоссе и железных дорог, а также три воздушных коридора. В конце марта Соколовский подписал указ, возлагающий на начальника транспортного управления СВАГ обязанность свести к минимуму движение пассажирских поездов и автотранспортных средств американских, английских и французских войск по советской оккупационной зоне. С 1 апреля попасть в западный Берлин стало возможно только по спецразрешениям. 12 июня советские власти под предлогом ремонта перекрыли автомобильный мост через Эльбу.

В Тризонии старые рейхсмарки были заменены на немецкие марки 20 июня 1948 года. СССР не согласился провести денежную реформу в Берлине, и западные государства начала вводить новую валюту только в своих зонах. Таким образом, в городе в обращении оказались сразу две денежные единицы, что только усложняло его дальнейшее развитие.

Жители Западного Берлина спешили потратить свои накопления в советской зоне, так как при обмене старой валюты на новую их неминуемо ждала потеря части сбережений. Чтобы остановить наплыв рейхсмарок в восточный Берлин, 24 июня 1948 года СССР полностью заблокировал наземное и речное сообщение с западным Берлином. В Тризонии тогда проживали около двух миллионов человек, которые полностью зависели от внешних поставок продовольствия и предметов первой необходимости.

Глава администрации американской зоны оккупации Германии Люсиус Клей думал прорвать советскую блокаду танками, но президент США Гарри Трумэн отказался от этой идеи во избежание Третьей Мировой. Тогда Клей распорядился о доставке необходимых городу продуктов по воздуху. Первый военный самолет с грузом картофеля приземлился в аэропорту Темпельхоф через два дня после начала блокады. Сперва использование воздушных коридоров считалось временной мерой решения проблемы, но когда она оказалась эффективной, Великобритания и США начали работать над увеличением объемов поставок.



Разгрузка продовольствия в аэропорту Темпельхоф
Система снабжения блокированной части города получила название «Берлинский воздушный мост». Самолеты доставляли в бывшую столицу хлеб, сухое молоко, крупы, овощи, уголь, бензин, медикаменты и другие необходимые продукты. За несколько месяцев объем поставок удалось увеличить с 750 тонн в сутки до нескольких тысяч. Самолеты прибывали в Берлин из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне каждые три минуты, а разгруженные воздушные судна улетали в Ганновер. Если пилот не мог посадить самолет с первого раза, ему приходилось возвращаться обратно в западную Германию. Кроме Великобритании и США в воздушном коридоре участвовали Австралия, Новая Зеландия, Канада и Южная Африка. Франция была занята войной в Индокитае и не располагала свободными самолетами.

Механизм поставок удалось наладить настолько хорошо, что продуктовые нормы в западном Берлине стали выше по сравнению с доблокадными временами. С наступлением холодов, однако, для обеспечения городских нужд одних только самолетов оказалось мало. Объявив транспортную блокаду, советские власти отключили западный Берлин от систем электроснабжения, и зимой привозимого из Тризонии топлива стало не хватать. Из-за недостатка угля и бензина электричество работало только четыре часа в день, а общественный транспорт переставал ходить в шесть вечера.

На Рождество организаторы воздушного коридора привезли в Берлин Санта-Клауса и 10 тысяч подарков для местных детей. Поднять настроение отрезанным от мира жителям западного Берлина приехали также актер Боб Хоуп и будущий вице-президент США Олбен Баркли.

Свои способы вселять надежду в блокадников были и у пилотов. Один из них, Гейл Хелворсен, придумал привязывать к плиткам шоколада, вафлям и жевательной резинке из своего пайка носовые платки и на таких «парашютах» сбрасывать сладости встречавшим его самолет детям. Когда коллеги Хелворсена узнали о его затее, они тоже начали так делать, и к концу блокады уже 25 самолетов ежедневно сбрасывали на город 20 тонн кондитерских изделий. За это все самолеты, участвовавшие в воздушном мосте, стали называть «изюмными бомбардировщиками».



Берлинцы перед станцией метро закрытой из-за отключения электричества
Со временем становилось все очевиднее, что блокада вредит скорее восточному Берлину, чем западному. В середине апреля 1949 года союзникам удалось за сутки совершить рекордные 1398 рейсов и перевезти почти 13 тысяч тонн грузов. Ограниченные возможности ввоза необходимых продуктов подстегивали строительство важных промышленных объектов внутри города, тогда как советская зона осталась без химикатов и остановились в результате встречной контрблокады.

В начале мая представители СССР и США провели секретные переговоры, в ходе которых согласились прекратить любые виды блокадных действий. 12 мая наземное транспортное сообщение с западным Берлином было восстановлено.

Почти за год существования Берлинского воздушного моста было совершено больше 277 тысяч рейсов, перевезших 2,5 млн тонн грузов. За все это время произошло несколько несчастных случаев, в том числе падение самолета С-54 в июле 1948 года, в которых погибли около 80 человек.

Ольга Кузьменко
«Русская планета», 19 сентября 2014

франция, великобритания, границы, санкции, блокада, ссср, города и сёла, германия, факты и свидетели, запад, история, экономфинбиз, сша, нравы и мораль, холодная война

Previous post Next post
Up