Оригинал взят у
mamlas в
Классики фотоискусства: Карл БуллаКлассики фотоискусства:
Иван Шагин ||
Эжен Атже ||
Аркадий Шайхет || Роберт Капа,
Ч.1 и
Ч.2 || Дмитрий Бальтерманц,
Ч.1 и
Ч.2 ||
Андре Кертеш ||
Борис Игнатович Карл Булла
(1855 - 1929 гг.)
Классик советской фотопублицистики, основоположник жанра российского фоторепортажа, родоначальник российской фотожурналистики.
©~~~~~~~~~~~
Карл Карлович Булла, ранее 1917
Жизнь и творчество
О детстве Карла Карловича Буллы известно немногое. Будущий основоположник жанра российского фоторепортажа родился 26 февраля 1855 года в Пруссии в провинции Леобшютц в семье купца. Собственно российская история фотографа начинается по разным источникам в десяти- или двенадцатилетнем возрасте, когда он вместе со своими родителями попадает в Санкт-Петербург. Мальчика сразу же определяют на работу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей, где он и постигает основы мастерства. Начав в качестве посыльного, Булла постепенно становится лаборантом, а затем и учеником, без устали изучая по иностранным журналам технологию полива и очувствления фотоэмульсии. Спустя долгих двадцать лет бывший «мальчик на побегушках» открывает собственное дело по производству сухих желатиновых фотопластинок. Это предприятие выявляет недюжинное коммерческое дарование начинающего дельца: пластинки его фотолаборатории дают ему отличный доход. Однако настоящую известность приносит Карлу Булле его фотографический талант.
Фотографии 1900-04 гг.
2. Шлиссельбургская полицейская часть. Градоначальник Клейгельс с офицерами полиции. 1904 г.
3. Общество велосипедистов. 1901 г.
4. Николай II в своем кабинете в «Охотничьем домике». 1901 г.
5. Дочь П. А. Столыпина в бальном платье. 1900 г.
6. Пожарные в форме разных времен. 1903 г.
7. Карл Булла и Лев Толстой. 1901 г.
8. Русско-японская война. Солдаты отправляются на фронт. 1904-1905 гг.
9. Извозчики. 1902 г.
10. Лев Толстой. 1902 г.
11. Группа дворцовых лакеев - скороход и служащие дворца. 1903 г.
12. Русско-японская война. Передвижение войск. 1904-1905 гг.
13. Леонид Андреев с женой Анной Андреевной. 1903 г.
14. Празднование 200-летия основания Санкт-Петербурга. Крестный ход на Петровской площади. 1903 г.
15. Автопробег «Петербург - Рим». 1901 г.
16. Борцы. 1904 г.
17. Градоначальник Петербурга Д. В. Драчевский с женой и дочерью. 1903 г.
18. И. Репин, В. Стасов, Л. Андреев, М. Горький, И. Тарханов в обществе дам в Пенатах. 1904 г.
Свое первое фотоателье Карл Булла открывает в 1875 году. Молодой фотограф сразу показывает себя великолепным портретистом, и его павильон на Садовой улице приобретает большую популярность у столичной публики. Примерно в это же время, в 1876 году, Булла подает прошение о разрешении принять присягу на подданство России, которое вскоре удовлетворяют. Павильонная фотосъемка неуклонно входит в моду, и в конце XIX века сделать свой портрет у прославленного мастера стремятся представители всех сословий петербургского общества от студентов до дворянства и сливок российской литературы. Портреты в его исполнении отличаются удивительными для своего времени естественностью и непринужденностью - по свидетельствам очевидцев, Булла, первый из фотографов, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Привязанность к портрету Карл Булла сохраняет на всю жизнь. Однако уже в середине 90-х годов Карл Булла открывает себе и России новый жанр фотоискусства.
Фотографии 1904-05 гг.
19. Русско-японская война. Русские солдаты в окопах. 1904-1905 г.
20. Русско-японская война. Представитель Генерального штаба на позиции. 1904-1905 г.
21. Фотографии К. Буллы на выставке. 1904-1905 гг.
22. У корзины воздушного шара. 1904-1905 гг.
23. Начало полета. 1904-1905 гг.
24. Конка на Дворцовом мосту. Начало ХХ в. 1904-1905 г.
Разрешение на производство «всякого рода фотографических работ вне дома» дальновидный предприниматель испросил и получил еще в 1886 году, хотя в то время подобные занятия, малоперспективные с коммерческой точки зрения, его не привлекли. Время репортажа приходит в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешает «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза. Именно теперь, когда «уличная» съемка может быть весьма прибыльна, Карл Булла открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа. В интересы хроникера входит все: уличные сцены, архитектура, транспортные средства и представители самых разных профессий от пожарного до сестры милосердия. Снимки в его исполнении продаются в собственном фотоателье мастера, а также публикуются на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов, что и дает начало настоящей известности Карла Буллы. Он становится пионером и репортажного портрета: именно по фотографиям Карла Буллы мы знаем облик Ф.Шаляпина, Л.Толстого, И.Репина - как живых людей, на лицах которых отражаются переживания и заботы дня насущного. Фотограф настолько популярен, что его знаменитые модели нередко хотят сфотографироваться вместе с ним. Например, такое желание выразил Лев Толстой - в результате, на портрете, выполненном сыном Карла Карловича Виктором, мы можем сегодня видеть вместе великого писателя и великого фотографа. В 1904 году мастер получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», позволившее ему сохранить для потомков изображения царственных особ. После этого фотографическое предприятие Карла Буллы переживает подлинный расцвет. Официальный фотограф Министерства Императорского двора, Императорской Публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Российского общества Красного креста, Императорского Российского пожарного общества и множества других учреждений столицы, официальный иллюстратор журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», Булла фиксирует все стороны жизни столицы, оставляя потомкам уникальные документы, позволяющие почувствовать живое веяние эпохи.
Фотографии 1906-13 гг.
25. Открытие Охтинского моста. 1911 г.
26. И. Е. Репин читает сообщение о смерти Л.Н. Толстого. Присутствуют К. И. Чуковский, Н. Б. Нордман-Северова (жена Репина). Куоккала. Ноябрь, 1910
27. Перелет штабс-капитана Андриарди из Севастополя в Петербург. 12 июня 1912
28. Велосипеды и автомобили торгового Дома «Победа». 1912 г.
29. Открытие трамвайного маршрута. Александрийский сад. 1907 г.
30. Владимирская женская школа. Воспитанницы на занятиях. 1909 г.
31. Камергер Сосновский с женой перед отъездом на дворцовый бал. 1913 г.
32. Разносчик газет. 1910 г.
33. Охотники за трофеями. Новгородская губерния. 1906 г.
34. Молочница. 1910 г.
35. Швейцар. 1910 г.
36. Уличная сценка. 1907 г.
37. Детская клиника. 1913 г.
38. Съезд писателей. Петербург. 1910 г.
39. Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин. 1906 г.
Очередную фотомастерскую по адресу Невский, 54 Карл Булла открывает уже как общепризнанный мастер, обладатель многих почетных наград (крест Румынской короны от короля Румынского, орден «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерский орден Итальянской короны от короля) и сословный купец (позднее Булле было пожаловано и личное дворянство). Вот как характеризует Буллу рекламное объявление в журнале: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете». В прославленной фотомастерской Карл Булла работает вместе с сыновьями, которые продолжают дело отца. В 1916 году мастер, по непроверенным данным, окончательно передает им свое фотографическое дело, а сам уезжает в Эстонию, где мирно заканчивает свои дни в 1929 году, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии.
Хотя оба его сына, Виктор и Александр, стали известными фотографами, судьба их сложилась несчастливо. Известнейший павильонный фотограф Александр Булла по обвинению в контрреволюции был сослан на Беломорканал, где скончался в 1934 году. Виктор Булла снимал события революции в октябре 1917 года, создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Сталину, был по существу штатным фотографом Смольного. Однако по ложному доносу в июле 1938 года он был арестован, спустя несколько дней подписал «чистосердечное» признание, а в октябре того же года - расстрелян.
Фотографии 1914-16 гг.
40. Империалистическая война. Члены Общества трудовой помощи в наборном цехе типографии. 1916 г.
41. Императрица Александра Федоровна, царевич Алексей, Николай II выходят из вагона по прибытии в военную ставку. Май, 1916
42. Сестры милосердия. 1914 г.
43. Ф. И. Шаляпин с друзьями на катке. Куоккала. 1914 г.
44. Авиаторы Сикорский, Генер, Каульбарс в аэроплане «Русский витязь». 1915 г.
45. Автомобиль того времени. 1915 г.
46. Брандмайор. 1913 г.
47. Заседание Русского технического общества, посвященное 75-летию фотографии. 1914 г.
48. Товарищество «И. Вахрамеев и К». Управляющий с женой и служащими. 1915 г.
Карл Булла и его сыновья оставили грандиозное фотографическое наследие. Их снимки представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях. В Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов. Часть фотографий уцелела только благодаря дальновидности Виктора, который начал передачу государству архива и за три года до ареста успел передать более 130 000 негативов, из которых почти половина была создана Карлом Буллой или при его участии.
Что касается легендарной фотомастерской по адресу Невский, 54, то она существует и по сей день. До конца 90-х годов петербуржцы имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Булла ателье (которое получило название «Фотография №1»), причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал Карл Булла. Сегодня фотосалон реконструирован, и там открыт музей, где хранится множество документов и прославленное оборудование, по-прежнему в рабочем состоянии.
Фотографии 1917 г.
49. Солдаты и матросы на улицах Петрограда. Февраль, 1917
50. Баррикады на Литейном проспекте. Февраль, 1917
51. Празднование 1 Мая. Дворцовая площадь. Февраль, 1917
52. Демонстрация на Марсовом поле 18 июля 1917 г. 1917
53. Расстрел февральской демонстрации на Невском проспекте. Петроград. Февраль, 1917
54. А. Ф. Керенский приветствует войска. Февраль, 1917
Биография
26 февраля 1855г. Родился в Пруссии в провинции Леобшютц
1865 или 1867 г. Вместе с родителями переезжает в Санкт-Петербург. Определен в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей
1875 г. Открывает свое первое фотоателье по адресу ул. Садовая, дом 61
Июль 1876 г. Принимает присягу на подданство России
1886 г. Получает «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга»
1884 г. Открывает типографию для выпуска открыток, начинает работу в жанре фоторепортажа
1897 г. Первые фотографии К. Буллы публикуются в одном из самых популярных российских журналов «Нива»
1904 г. Получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии» и свидетельство, позволяющее «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». Фотографирует императора Николая II.
1904 г. Становится попечителем Мариинской школы глухонемых, снимает повседневную жизнь школы. Делает безвозмездные фотографические снимки санитарных поездов, транспорта и отрядов для Всероссийского общества Красного креста
1908 г. Получает звание купца
1910 г. Становится поставщиком двора короля Сербского
1912 г. Становится поставщиком двора великой княгини Марии Павловны. Получает «Похвальный лист» от Министерства торговли и промышленности на 2-й фотовыставке журнала «Фотографические новости»
1916 или 1917 г. Передает фотографическое дело сыновьям. Переезжает в Эстонию.
1929 г. Скончался на острове Эзель (современный Сааремаа) в Эстонии.