Sep 24, 2014 10:55
Бабули больше нет. Писала вот только недавно о маминой маме. Вчера не стало папиной. Что внутри? Пустота. И куча слов, которые я ей не сказала, но она знала, наверняка, знала. Все, что я могу сделать сейчас это вспоминать о ней, вспоминать как о самом светлом, добром, жертвенном человеке в нашей семье. Она никогда не жила для себя. Она жила для своих детей, и она вырастила таких детей, которые не бросили ее до последней минуты. Которые любили ее, как только могут любить дети своих родителей. Одна моя тетка прожила с ней всю свою жизнь. Сейчас мне страшнее всего за нее. Каково ей будет? Как она это переживет?
Но об этом мы будем думать завтра.
За пару месяцев до смерти бабушка, конечно, все чувствовала и понимала. Но она продолжала жить, играла с Соней в шашки, а Соня читала ей сказки, такое счастье, что они могли этим наслаждаться. Жалко, что недолго. Надеюсь, Сонечка ее запомнит.
Так вот, возвращаясь к тому, что она все чувствовала и понимала, она вдруг внезапно рассказала нам с Вовой историю своей жизни, она родилась в Калининском районе (теперь Тверь?) около Московского моря, в селе Тургиново, на реке Шоша, притоке Волги 4 декабря 1936 г. На далеко от Завидово. Долгое время эта территория была, впрочем есть и сейчас, "президентским заповедником", особо охраняемой территорией, и пускали нас туда, только когда бабушка показывала документы, что там родилась.
Ее мать, мою прабабушку в молодости изнасиловал местный "помещик". Но ее взял замуж вдовец, у которого были уже дети. Того ребенка, я так понимаю, она так и не родила, но потом родила двух очаровательных девочек. Мою бабушку и ее сестру - Римму и Валю. А потом началась война. Отец ушел на фронт, а их дом был в селе с краю и его заняли немцы. Их выселили. Забегая вперед стоит сказать, что мой прадед Иван Борисов (не знаю отчества), к сожалению, как и многие с фронта уже не вернулся, он защищал Минск, попал в "минский котел", где людей просто заматывали под гусеницы танков. Мой прадед был командиром. Бабуля очень долгое время после войны искала его могилу, рассылала запросы в архивы. Он нашелся в мае 2011 в братской могиле под Минском, в селе Обчак. Примечательное описание местности к юго-востоку от Минска сделал в свое К.Симонов в книге "Последнее лето", трилогии "Живые и мертвые". Я была там на братской могиле дважды и я очень горда, что мой прадед пал смертью храбрых именно там, именно так. А тем временем освобождали Москву и село, где была бабушка, она помнит и танки и немцев. Вспоминаю, когда я уже была взрослая, приехала я к ней в гости, а меня тогда немчик замуж звал, ох звал, я говорю бабуля, да вот немец за мной ухаживает. Бабуля так на меня посмотрела? Немец??? Да ты что, это ж немец!!! И все было написано у нее в глазах.
А сводный брат бабушкин служил где-то на Дальнем Востоке, надо было, конечно, тщательно, за ней все записывать, теперь все и не упомнишь. Он остался жив.
Естественно, когда село пришли освобождать, дом, в котором когда-то жила бабушкина семья спалили.
Потом уже их поселили в бараках. И они втроем жили в одной комнате. А потом бабушка поехала в Москву. На теплоходе. Да да ;) она приехала в Москву по воде ;) мне кажется, это круто ;)
Брат ее на тот момент жил в Москве, точнее где-то в Реутове, и она приехала к нему. И по ее словам первые несколько месяцев она "тусовалась". Так и сказала (ей-богу) ;);):) гуляла с девчонками по городу, как в черно-белых фильмах из нашего детства. А потом закончилось лето и деньги, пришлось устроиться на работу на стройку. Так и вижу фильм "Высота" :))) она строила дома в районе Тульской. Там же поселилась в общежитии. И встречалась с мальчиками, пока..., однажды на ней не приударил мой дед, Василий, который, оказывается работал охранником на Монетном дворе. Видимо страсть к белорусам, это у нас семейное. Дед был из деревни на границе Литвы и Беларуси. И они поселились вдвоем в общаге. И скоро у них родился мой папа. Как они жили втроем в общаге, я не знаю, хотя тогда многие так жили. Но все же, через пару лет у них родились девочки двойняшки. И им наконец дали маленькую двушку на Варшавке.
Ну, а дальше дети выросли, родились внуки, появилась дача, лет с 6ти я все лето проводила с бабушкой. В отличие от моей мамы, знатного командира, бабуля всегда была "тенью" семьи. У нее всегда все были накормлены, одеты, обуты, огурцы на грядке росли, смородина спела, а она будто бы не уставала. Целыми днями, как пчелка. Вечером нас мыла малых и спать укладывала, но мы были сами по себе, никакого контроля, это было круто, если бы не те летние каникулы, проводимые на даче, я бы никогда не выросла самостоятельной, я бы, наверное, до сих пор бы из под маминой юбки не выбралась бы.
А еще у бабушки всегда были собаки.
И это были ее собаки, которые с ней ели, спали, не отходили от нее.
У бабушки были очень правильные жизненные ориентиры. Она умела любить безусловной любовью и подавала нам пример. Я никогда не слышала, что бы она повышала голос. Никогда.
Она не была леди, как сейчас модно. Работяга. Я помню ее сразу старой. Хотя, когда я родилась ей было всего 49 лет. Но у нее у тому времени уже повыпадало половину зубов, а лечить она их ни в какую не хотела. Она не была у врача с тех пор как родила дочек. Врачей боялась страшно. Когда заболела сейчас отказывалась даже сдать кровь из пальца. Все произошло очень стремительно, как и дедушку 16 лет назад - бабушку забрал от нас рак, который сожрал ее целиком за 3 месяца.
Сегодня мне очень больно. Но я горжусь, что моя бабушка была именно такой. Благодарю ее за то, чему она меня научила, за то, что благодаря ей смогла понять.
А еще мои щечки-яблочки! Это бесценный бабулин дар ;))))
Когда она умерла вчера на улице начался дождь, даже природа заплакала.
Я тебя очень люблю. Мы все тебя любим, ты это знаешь. Ты наша мудрость, наша гордость.
Мы всегда будем помнить.
Покойся с миром.
2014,
via ljapp,
бабушка,
смерть,
бабуля