В понедельник, 21 октября, отметила 20-летие «Лига Школ» (школа № 1199). В этот день в 1993 году программист Сергей Бебчук, ныне директор, придумал ее у себя на кухне вместе с друзьями - скульптором Александром Пахомовым и философом Николаем Изюмовым.
Отмечали юбилей в одном из министерств, где знакомые Сергея Бебчука любезно предоставили помещение. Там проходят все школьные праздники: в «Лиге» нет актового зала.
Она делит с детским садиком небольшое двухэтажное здание. В «Лиге» много чего нет. Например, ставки уборщицы.
И много что есть. В этой школе каждый год учатся не больше 65 человек (с 7-го по 11-й класс), причем конкурс - 9-10 человек на место, а во время занятий многие отсеиваются. Семиклассники в сентябре едут на три недели с учителями в Крым: живут в палатках или пещере и по 10 часов в день изучают на природе историю, астрономию, геологию и географию. А в Москве каждое утро по 40 минут... надраивают классы и коридоры.
- Сергей Александрович, а почему «Лига Школ»? Лига - это же объединение.
- Правильно - объединение учителей. Каждый наш учитель - это целая Школа. Название возникло у нас быстро - к концу 1993 года. Мы хотели доказать, что можно создать в России государственную бесплатную школу, которая воспитывала бы первопроходцев. В любой области.
- Многие директора жалуются, что им не дают проводить эксперименты...
- Надо жить по Закону об образовании. Я вот его знаю наизусть. В ст. 14, п. 5 написано: школа имеет право утверждать программу самостоятельно. Все наши программы авторские, придуманы самими учителями, но, разумеется, в рамках единой государственной программы.
У нас, например, ботанику в 7-м классе изучают только в сентябре и мае. Зачем изучать ее в остальное время, когда ни единого зеленого листка за окном не увидишь? По всем гуманитарным предметам - истории, литературе, искусствоведению - темы изучаются синхронно: античность, средневековье, Возрождение, Новое время. Русская классическая литература начинается в последние два года, когда по остальным гуманитарным предметам изучается современная ей эпоха - XIX и XX века. В 10-х и 11-х классах ребята уже взрослые, с ними интересно разговаривать о произведениях.
- Не поздновато читать в 10-м классе «Капитанскую дочку»?
- Мы даем на лето большие списки литературы и намекаем, что хорошо бы в 8-м классе прочесть, например, «Повести Белкина». Но специально это не контролируем. Кто не прочел их до 10-го класса - сам виноват. Ученик должен понимать, что результат зависит от него. При казарменной дисциплине вырастают исполнители. А мы растим творческих людей. Но умеющих за себя отвечать.
- Зачем в коридоре повсюду часы?
- А вы слышали за все время хоть один звонок? 1 сентября у нас проводится «последний звонок» - дети прощаются с этой формой вызова на урок. Каждый должен следить за временем и приходить в класс вовремя.
- А зачем детям по утрам носиться со шваброй?
- Никакой швабры! Дети моют полы руками. Да-да. Хорошо помыть шваброй вокруг парт невозможно, если ты не профессиональный хоккеист.
С утра полезно поползать в три погибели: на первом уроке не будешь спать. Это вместо зарядки, которую уже никто не делает. В школу приходят в одежде, в которой нестрашно помыть пол: это отбивает охоту кичиться нарядами. Ну и ответственность воспитывает. Если ты пришел без сменки - тебе же будет потом тяжелее.
У кого утром участок хорошо прибран, у того и тетрадка оформлена хорошо, и алгоритм написан правильно.
- И много тех, кто изначально умеет хорошо мыть пол?
- Все меньше. Дети с каждым годом все инфантильнее. Есть такие, кто до 7-го класса ни разу не оставался один дома, не ездил в автобусе без мамы.
Один мальчик не знал, зачем светофор: бабушка всю жизнь переводила за руку через дорогу! У нас занятия, например по истории искусств, проходят в музеях, в Третьяковской галерее. Для некоторых проблема потом добраться самим до дома. Надо поехать на олимпиаду на станцию метро «Бауманская» - едут на «Багратионовскую»...
И опять же связь с отношением к учебе прослеживается.
Многим неинтересно, почему, когда нажимаешь кнопку выключателя, загорается свет. Как будто это чудо, а не дело рук человеческих.
Наши походы (мы ездим не только в Крым - каждое лето около четырех недель проводим в поездках по России) нацелены и на преодоление этой избалованности. Дети хотя бы понимают, что если ты вечером не вывернул одежду и не высушил ботинки, за тебя это никто не сделает.
- Они потом говорят спасибо?
- Наши выпускники самостоятельнее и сильнее большинства сверстников. В 1999 году, через несколько месяцев после кризиса, у нас был сбор выпускников. И все в один голос говорили: «Коллег вокруг увольняют, а я расту».
СПРАВКА
Сергей Бебчук родился в 1957 году, окончил факультет высшей математики и кибернетики МГУ.
С 1979 по 1991 год - системный программист. Один из авторов инструментальной системы ИРИС. Преподает информатику в школах с 1988 года. Активный участник создания первого учебника по информатике под ред. А. П. Ершова.
Подробнее:
Мария Раевская
http://www.liga1199.ru/intervyu/sergey-bebchuk-pervoprohodec-ne-boitsya-nikakoy-raboty