Когда ребёнок начинает понимать, что происходит? Существуют различные теории относительно того, в каком возрасте просыпается сознание. Говорят о полугоде, о ста днях, но многие родители считают, что это происходит гораздо раньше. Стоит малышу чуть освоиться в этом мире, как у него начинает проявляться интерес к окружающему. И следующая ступень - этот ищущий взгляд, который появляется в первые недели и который знает каждая мама: „Мне скучно!“
С этого момента вопрос „Чем занять малыша?“ становится одним из самых острых.
Обилие литературы и вебсайтов, посвящённых детским играм и раннему развитию, к сожалению, не помогает найти ответ на этот вопрос. На пути родителей, интересующихся ранним развитием детей, встают следующие проблемы.
Переизбыток информации
В ответ на запрос „раннее развитие“ Яндекс выдаёт 24 миллиона ответов. „Развитие ребёнка до года“ - 44 миллиона ответов. На этом интерес к вопросам развития зачастую и угасает, поскольку найти то, что подойдёт конкретному ребёнку кажется нереальным.
Искать нет времени
Даже во время беременности проводить многие часы за изучением темы раннего развития кажется непрактичным. А уж при наличии новорожденного этого времени просто нет! Немногие часы спокойного детского сна лучше потратить на собственный отдых. Тех же, кто нашёл возможность засесть за изучение, зачастую ждёт новое разочарование.
Найденное не подходит
Большинство развивающих занятий и методик предназначены для детей старше года. Кропотливо просеивая мегабайты информации - книги, статьи, обрывки разговоров на форумах, - расспрашивая маму и соседок, можно найти обрывки сведений, относящиеся к младенцам. Но на это нужны многие дни и недели, а ребёночек растёт уже сейчас. С каждым днём он всё больше раскрывается навстречу миру, он готов принимать новое, и хочется дать ему как можно больше, не теряя времени.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются родители, интересующиеся ранним развитием ребёнка - это несоответствие предлагаемых занятий реальным возможностям ребёнка. Когда я впервые пришла в группу развития с маленькой дочкой, ведущая раздала детям деревянные кубики. Большинство детей жадно их схватили, а когда я попыталась вложить кубик в ладошку моей дочери, она его выронила, даже не взглянув. Я пришла в отчаяние. Только позже я поняла: дело было в том, что другим детям было шесть месяцев, а моей девочке - два! Ей нужны были совсем другие игрушки.
Родители часто задаются подобными вопросами и нередко понапрасну расстраиваются: „Моему малышу уже три месяца, а он всё ещё не играет в „Ладошки“! „На коробке с игрушкой - надпись „с 6 месяцев“ и фотография ребёнка, который играет, сидя, а моя шестимесячная дочка всё еще не может сидеть!“ Чтобы попытки развивать ребёнка не вызывали у родителей недоумение и досаду, а приносили пользу и радость, очень важно правильно понимать актуальные потребности ребёнка. А для этого необходимо знать основные вехи детского развития.
Это всё слишком сложно
Как только я видела фразы „Фундаментальная способность мозга…“ или „Изготовьте 50 карточек“, я тут же закрывала файл. Мне не нужны были отвлечённые теории и курсы рукоделия. У меня на руках был грудной ребёнок. Я просто хотела знать, что с ним происходит и что мне с ним делать. Этого хочет большинство родителей. Как же лучше всего организовать развивающую деятельность для самых маленьких?
Вам помогут следующие шаги:
- Не хватайтесь сразу за первоисточники и работы авторов развивающих методик. Сначала найдите обзор методик с их кратким описанием. Только если вам что-то кажется эффективным и выполнимым, пускайтесь в углублённое изучение. Например, читая во время кормления.
- Составьте график развития: список того, что происходит с ребёнком в определённом возрасте. Например: „В 2 месяца раскрываются ладошки. В 3 месяца ручки сводятся вместе“. Держите график под рукой и время от времени просматривайте его.
- Предлагайте ребёнку занятия для актуальной - и следующей фазы развития. Создайте ситуацию, в которой ему захочется сделать то, что он должен уметь. Например, поглаживайте кулачки месячному младенцу, осторожно раскрывая их. В 2 месяца продолжайте поглаживать ладошки, но кроме этого, подвесьте над малышом шарик диаметром больше ладошки ребёнка: это будет стимулировать его как раскрывать ладошки, так и сводить ручки перед собой.
- Не планируйте долгих занятий с ребёнком. Отводите на каждое „упражнение“ 3-5 минут. Возвращайтесь к „упражнениям“ 2-3 раза в день, когда у вас и у малыша будет хорошее настроение.
- Постарайтесь приспосабливать бытовые ситуации и окружение ребёнка к требованиям следующей стадии развития.Например, начиная со второго месяца следует избегать детской одежды, закрывающей кисти рук - слишком длинные рукавчики, касающиеся ладошки, побуждают ребёнка сжимать кулачок, а это больше не в его интересах.
И самое главное - проводите с малышом больше времени, наблюдайте за ним. Он сам подскажет вам, что ему необходимо.
Автор статьи
sananahead