Иойс Стеллинг самый знаменитый кинорежиссер Нидерландов и один из самых знаковых в европейском киноискусстве. Для его творчества характерен нарочитый минимализм, что даже диалоговая часть в его фильмах практически всегда отсутствует. Да и герои в картинах Стеллинга зачастую блаженные персонажи, что в принципе и является фирменной чертой голландского авторского кино, где психический разлад в людях весьма широко распространен.
Главный герой ленты «Стрелочник» не сумасшедший, но точно не от мира сего. Его вечное уединение на распутье железных дорог в маленькой станционной сторожке своего рода бегство от мира. Стеллинг никак не объясняет ни причины, ни следствия этого, оставляя все на домысливание внимательного к деталям зрителя (например, портрет матери героя).
Размеренно-рутинный быт стрелочника разбавляет женщина, случайно оказавшаяся в этом захолустном месте. И с ее появлением начинает работать второй неизменный почерк Стеллинга - цветовой акцент. Уныло-серые краски броскими мазками раскрашиваются красным - алое платье, помада, банки смородины, и даже кровь.
Встреча стрелочника и прекрасной незнакомки - как столкновение двух миров, совершенно разных, что наиболее ярко показано в сцене, где герой вытаскивает из буфета пачки денег, наивно полагая это некоторой мерой благополучия из того, иного мира.
Эта картина так же и игра режиссера в обретение невозможных идеальных желаний, праздник фантазий. Подобная метафорическая встреча случается и с героем короткометражки «Зал ожидания», где явление воображаемой роскошной женщины заканчивается пятиминутным сексом на экране.
«Стрелочник» Йоса Стеллинга - философская притча о странствии наивной человеческой души в водовороте сурового мира. И в этой картине режиссер концентрирует все элементы своего стиля - бессловесное повествование, цветовой акцент и воплощение потаенных желаний героя. Безусловно, эту ленту Стеллинга можно назвать символом голландской кино-культуры.
9 из 10