Развивающая методика Марии Монтессори: свобода и дисциплина одновременно

Mar 27, 2012 17:47



Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном методика охватывает возраст от 3 до 6 лет.  Вот здесь обсуждается, что группы от 0 до 3 лет («Вместе с мамой»)  - своего рода профанация монтессори-метода.

Суть методики

Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой.


Основные идеи и принципы
  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • В группах занимаются дети разного возраста: младшие наблюдают за старшими и учатся у них.
  • Дети принимают  самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  - не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Развивающая среда

Как отмечала сама Мария Монтессори, не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Монтессори-среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни

2. Зона сенсорного развития - предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.

3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

4. Зона русского языка - для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания составления слов и их написания.

5. Зона космоса - для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов, в которых проводятся занятия: отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори - это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы - знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д. В системе Монтессори сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключ к окружающему  миру.

Минусы методики Монтессори:
  1. Главный минус в том, что она по сути не коммуникативная: дети взаимодействуют со средой и материалами, а не друг с другом. 
  2. В системе нет ролевых и подвижных игр.
  3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсированы тем, что в Монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
  4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

На основе статьи "Система Марии Монтессори" на сайте shkola7gnomov.ru

А вам нравится эта методика, используете ли Вы элементы монтессори-метода для развития своих детей?

дети, делимся опытом, развитие ребенка

Previous post Next post
Up