Секреты детских рисунков

Dec 07, 2011 15:33



Рисование для маленьких детей - своего рода язык. В 2, да и в 3 года малыш еще не все свои чувства, переживания может выразить словами. Рисуя, ребенок не стремиться создать что-то «прекрасное», он экспериментирует с предметами, формами и цветом, он рисует инстинктивно, для удовольствия или для самовыражения.  И, возможно, за каракулями, которые дети выводят на листе бумаги, скрываются какие-то важные послания нам родителям. Очень часто такого рода переживания не осознаются и самими детьми, они бессознательно выплескиваются в процессе рисования. На этом базируется метод арт-терапии.

Для психодиагностики психологи работают с рисунками детей от 4 лет. Существует огромное количество тестов, выявляющих психические расстройства и проблемы у детей по рисункам. Расшифровка детских рисунков занятие настолько тонкое и требующее опыта, что только специалисты в этой области могут дать квалифицированную оценку. Вот в этой статье собраны методы и примеры анализа детских рисунков, которыми на начальном этапе (до обращения к профессиональному психологу) могут воспользоваться сами родители.

Эволюция детского рисунка:

Доизобразительная стадия: от года - 1,5 до 2 лет. Каракули, штрихи, линии, спирали, окружности и т.п. Ребенок устанавливает связь между тем, что он провел карандашом или кистью по бумаге, и на ней появилась линия; учится держать карандаш, экспериментирует одним словом. Для малыша на этом этапе практически не важны цвета (часто дети интуитивно выбирают черные или синие карандаши - от них просто линии получаются более четкие), он не пытается передать форму и суть предметов.

С 2,5 примерно ребенок начинает понимать, что рисунок отражает окружающий мир. Обычно дети в этом возрасте сначала что-то рисуют, а потом придумывает, что изобразили, на что это может быть похоже. Это очень интересный и важный этап, он стимулирует развитие фантазии и воображения у ребенка.

Примерно с 3,5 - 4 лет у ребенка появляется замысел рисунка. На этой стадии ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реалистичной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые «головоноги», т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры.

После 5 лет ребенок начинается стадия реализма: ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении (как бы падающим), то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит также в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок начинает изображать конечности (иногда - только часть из них) двойными линиями. Но ребенок рисует то, что он знает об объекте, а не то, что он видит. Он прибегает к двум приемам: наложение (объекты располагаются не в перспективе, а рисуются относительно одной точки пространства) и прозрачность (объект и его содержимое рисуются вместе, например, домик с его обитателями).

По мере того как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию. Исследователи относят это охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения иногда наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но этот новый подъем изобразительного творчества переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении. Большинство же детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда не рисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 12-13-летнего ребенка.

О чем еще могут рассказать нам детские рисунки?

Например, о готовность ребенка к социализации. Вальдорфские педагоги прибегают к методу анализа детских рисунков доизобразительной стадии (от года до 3 лет), чтобы определить готовность малыша к пребыванию в детском саду без родителей. Пока ребенок просто чиркает по бумаге - рисует горизонтальные и вертикальные линии, он не осознает себя в большом мире, еще не в полной мере отделяет себя от мамы. Потом  ребенок начинает рисовать дуги, спирали и круги - это момент, когда ребенок начинает осознавать себя, но мама (или заменяющий ее персональный взрослый) по-прежнему очень нужны, ребенок еще не готов к общению, он замкнут на собственных переживаниях, изучает мир вокруг. Когда ребенок начинает рисовать внутри круга точки и линии, которые стремятся за границы круга - чаще всего это вариации на тему «солнышка»: именно такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок готов к общению в коллективе. Чаще всего это происходит в возрасте от 2,5 до 3,5 лет, тут все индивидуально.

Интересные источники по теме детского рисунка: 
http://gordon0030.narod.ru/archive/10982/index.html
http://nauka.relis.ru/29/0406/29406072.htm
http://tvoypsiholog.ru/publ/risovat_ehto_vazhno_dlja_rebjonka/17-1-0-507

психология, детский сад, развитие ребенка

Previous post Next post
Up