Я давно хотела примерить на себя древний путь из варяг в греки)), и вот мечта сбылась.
Именно о тех делах давно забытых дней напоминает мне удивительный комплект, привезенный из московской галереи Тасмания
http://www.livemaster.ru/tasmania: бусы "Северная страна" и браслет "Птичка".
Это реплики, но в новых, без обмана, бусинах чувствуется дыхание времени, подлинность фактур и цвета - словом, их археологическая сущность.
Вот он во всей красе, этот индонезийский лэмпворк - реплики римских бусин с личинами и норвежских бусин эпохи викингов:
Центральная бусина браслета похожа на иероглиф, и потому навевает мысли о Великой Китайской стене...
и Великом же Шелковом пути, который проходил и через Константинополь, а затем в Пантикапеи на Севере...
Птичка крупнее, на харти-образце))).
На обороте бусины - звезда... Почти Вифлеемская))
На том же дивном харти-палантине Эллисив (
http://slingi-v-wkafu.livejournal.com/5889897.html и с черно-белым фильтром - смотрите, какая внезапно графика - и блеск шелка!!!
Браслет собран из небольших бусин с мелким рисунком, он сидит на крохотном тоггловом замке, оказавшимся очень удобным. Два замка.
Увидев "Северную страну", я подпрыгнула, такими - эмм - матёрыми были эти бусы. Как из клада.
Судите сами:
В них сочетаются несколько разновидностей реплик, на один тросик нанизываются изначально яванские, скандинавские и римские бусины...
Я сняла много дублей - очень трудно выбирать из этой макросъемки, в шероховатостях и рисунках этих бусин глаз купается, как в росписях с изображениями пловцов в Тассилин Аджер, в центре Сахары...
Крупный коралловый шар глушеного стекла с геометрическим узором, напоминающим рисунок закладного ткачества или мозаичные орнаменты византийских или итальянских мастеров, является здесь центральным акцентом. Воздушные пузырики, вскипевшие на поверхности, придают ему колорита)).
Справа и слева от него - яванские миллефьори, с рисунком из сине-красно-белых цветов , их можно долго рассматривать и медитировать))) Меня всегда удивляет это искусство сплавить стеклянный дротик, чтобы на срезе получались эти тонкие миниатюры. А тем более, личины)))
В сравнении с личинками еще одной, более изящной, индонезийской копии античной бусины, бело-синяя геометризированная личность выглядит несколько более лапидарной, будто намекая на эпоху варваризации античного Рима в процессе Великого Переселения народов)))
Вот еще один ветер - явно Борей с разлетающимися волосами))) - вот они, братья-ветры из сказок, записанных в Европе фольклористами XVIII и XIX вв...
И на каждом красном шаре из Северной страны - по три разных физиономии, но с короткой республиканской стрижкой))) Собственно, у Эос родились три главных ветра: западный - Зефир, северный - Борей и южный - Нот)))
В сравнении с моими старенькими бусиками, я их собрала десять лет назад из старинных бусин, купленных в музее Осло. Как ни странно, вместе с репликами там продаются и подлинные образцы, что подтвердили мне и тамошние археологи. В центре и справа - венецианские миллефиоре XVIII или XIX в, слева - современная копия, между ними, черные - средневековые бусины.
Ошеградация Адама на ирландском льне вполне соответствует нордической теме, поскольку того же цвета и материала делали паруса на судах викингов - на белые паруса нашивали розовые полосы, из которых получались ромбы. Рунический камень из Тьянгвиде VIII или IX вв.
"И на камнях растут деревья"))
Долго думала, с чем еще ассоциируется это украшение, пока не поняла - вот оно, стихотворение замечательного каргопольского поэта и писателя Александра Кирова, коллеги по Каргопольскому педагогическому училищу:
http://books.vremya.ru/authors/1749-kirov-aleksandr.html#.UxTY9M73PYE:
Я ухожу из золотой страны
И оставляю золото, брильянты,
Кристаллы, изумруды, адаманты -
Я ухожу из золотой страны.
Пора, пора, уже давно пора,
И ждёт у пристани ладья резная.
Ни по кому я больше не страдаю,
И никому я больше не судья.
Уеду прочь, но, может быть, вдали
Мне тронет сердце, разбередит раны
Какая-то простая телеграмма
С приветствием из золотой страны.