Бидермейер

Oct 18, 2013 15:08

Для меня мир австрийской живописи был темен и неясен, пока я случайно по дороге к Сезанну не попала в галерею, где на стенах висели эти картины. Честно признаться, очень долго бродила между полотнами, фотографировала, всматривалась, пытаясь сквозь блики на полотнах (слава прекрасному освещению в Пушкинском!) разглядеть лица, детали, уловить настроение.
Стиль бидермейер, как учит нас Википедия, суть стиль романтически-буржуазный. Или, говоря проще, мещанско-сентиментальный. Фу, в общем.
Однако мне показалось, что бидермейер - это очень грустная песня о добре и невинности, о любви и понимании, о днях минувших, кои были лучше сегодняшних. И о надежде, которая ведет нас по дороге жизни, сквозь сложности и проблемы, в тихие поляны, наполненные душистыми ароматами разнотравья, к милым нам людям, любящим и открытым.

Иногда герои картин жестоки и высокомерны, и их жестокость написана на лицах, их звериная ненависть к любому проблеску светлого начала в человеке ужасает, поражает. Властолюбие, жадность, злоба - эти пороки открыты зрителю в сжатых губах, надменном изгибе брови. Глупость и трусость - в распахнутых испуганных глазах, в которых плещется еще и лживость, вечная спутница малодушных.
Наивная чистота детей, их нежных сердечек, выписаны с заботой и бережностью. Прямодушие и мужественность юноши подчеркнуты его мягкой полуулыбкой на открытом, умном лице. Трапеза в сельском доме говорит о беспечном веселье детства, о науке быть щедрыми друг к другу, радоваться простым вещам, вроде наваристого супа и теплого солнышка. Миллион свободно растущих в поле цветов, - специально для маленькой девочки, - чтобы она подарила миру свою улыбку,  восторженную и искреннюю. Прекрасная, гордая женщина, ранимая, страстная, сильная. Любовь матери к ребенку - спокойная и уверенная. Похоть, - извращенная, нелепая, страстная, кровавая.

Даниэль Шульц. Семейный портрет.
Собственно, патриарх большого семейства.


Родственники и наследники


Фердинанд Георг Вальдмюллер. Дети


Карл Фогель фон Фогельштейн. Портрет Бурхарда Рихтера


Веньямин Вотье. Дети за обедом



Людвиг Кнаус. Девочка в поле


Ганс Макарт. Женский портрет


Фриц Эрлер. Северная мать


Франс фон Штук. Борьба за женщину


В этих картинах добро доброе, а зло - злое. Иногда мне этого простого смысла очень не хватает в повседневной жизни. Наверное, я и впрямь сентиментальная мещанка:)

эрмитаж, живопись

Previous post Next post
Up