Конспект книги Г.Ньюфелда и Г.Матэ "Не упускайте своих детей". Часть 11

Dec 27, 2012 11:18

Оригинал взят у tatiana_ch в Конспект книги Г.Ньюфелда и Г.Матэ "Не упускайте своих детей". Часть 11
Часть 1 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/215248.html
Часть 2 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/215874.html
Часть 3 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/217265.html
Часть 4 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/219359.html
Часть 5 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/220588.html
Часть 6 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/222832.html
Часть 7 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/225256.html
Часть 8 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/228581.html
Часть 9 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/229774.html
Часть 10 здесь http://baby-secret-net.livejournal.com/231463.html

Конспект книги Г.Ньюфелда и Г.Матэ "Не упускайте своих детей"
в изложени lara_barabu

Глава 14. Завладейте своими детьми. Часть 2.

Поощряйте зависимость.
Когда малыш достаточно подрастет, предложите ему зависеть от вас, протянув руки, будто хотите поднять его, и ждите реакции. Если его инстинкты привязанности успешно активированы, он ответит, поднимая руки, выражая тем самым желание близости и готовность зависеть. В этом танце привязанности движения обоих участников процесса, родителя и ребенка, интуитивны.
В целом, пригласить малыша к зависимости означает сказать: "Слушай, давай я понесу тебя. Я буду твоими ногами. Ты можешь положиться на меня. Со мной ты будешь в безопасности". Пригласить к зависимости ребенка постарше - значит внушить ребенку, что он может доверять нам, рассчитывать на нас, опереться на нас, разрешить нам позаботиться о нем. Он может обратиться к нам за помощью и ожидать от нас поддержки. Мы говорим ему, что готовы помочь и что одобряем его потребность в нас. Но если мы не заручимся перед этим доверием ребенка, мы не добьемся положительных результатов
И тут на нашем пути встает модное сегодня увлечение независимостью. Мы можем принять зависимость младенцев от нас, но по окончании периода младенчества нашей первой задачей становится развитие самостоятельности ребенка. Мы стремимся к формированию их независимости - или того, что мы считаем независимостью. Мы боимся, что поощрять зависимость - значит поощрять регресс вместо развития. Но таким отношением мы не стимулируем развитие истинной самостоятельности - мы формируем лишь независимость от нас. Зависимость передается группе ровесников.
Мы тянем наших детей к взрослению и подталкиваем к нему, подгоняем их, вместо того чтобы дать отдохнуть. Мы предпочитаем отталкивать их от нас, а не притягивать. Мы, взрослые, никогда не смогли бы построить отношения друг с другом, если бы сопротивлялись зависимости. Вы можете себе представить, как отразились бы на наших отношениях сообщения вроде: "Не ожидай, что я буду помогать тебе с чем-то, что ты можешь или должен делать самостоятельно"? Вряд ли такие отношения смогли бы окрепнуть. Ухаживая за кем-то, мы постоянно повторяем: "Слушай, давай я помогу тебе", "Я сделаю это для тебя", "С радостью сделаю то, что ты просишь", "Твои проблемы - мои проблемы". Если мы способны на это в отношениях с взрослыми, почему же мы не можем поощрять зависимость в наших детях, которые действительно нуждаются в опоре и поддержке?
Возможно, нам легче поощрять зависимость взрослых, потому что мы не несем ответственности за их взросление. Мы не отвечаем за их прекращение в независимых людей. В этом состоит суть проблемы: мы берем на себя слишком много ответственности за достижение зрелости нашими детьми. Но независимость - это плод созревания; наша задача по воспитанию ребенка заключается в том, чтобы удовлетворять его потребности в зависимости. Когда мы выполняем нашу работу по удовлетворению истинных потребностей в зависимости, природа выполняет свою - по стимулированию взросления. Упуская из виду, что рост, развитие и взросление - это естественные процессы, мы теряем перспективу. Мы начинаем бояться, что наши дети застрянут на месте и никогда не вырастут
Мы не сможем достичь независимости, сопротивляясь зависимости. Только когда все потребности в зависимости будут удовлетворены, начнется движение к истинной самостоятельности. Сопротивляясь зависимости, мы перекрываем движение к независимости и откладываем ее наступление. Наш отказ поощрять зависимость детей от нас приведет их в руки друг друга.
Подталкивая ребенка к переживанию разделения до того, как он сам будет к этому готов, идет ли речь об укладывании спать или о выходе из дома, мы только вызовем в нем панику и стремление цепляться за нас еще сильнее. Дети, которым не удается поддерживать близость с родителями находят им замену. Эту передачу зависимости очень часто путают с истинной независимостью
Короткого пути к независимости не существует. Единственный путь к независимости лежит через зависимость.

Будьте для ребенка компасной стрелкой.
Четвертый способ разбудить инстинкты привязанности ребенка - сориентировать его. Эта часть танца начинается, когда ребенок уже в наших руках.
С того момента, как ребенок начинает зависеть от нас в своем ориентировании, мы должны взять на себя роль компасной стрелки и вести себя, как его провожатые. Мы, взрослые, берем на себя эту функцию автоматически, даже не осознавая этого.
Дети склонны автоматически держаться близко к своей компасной стрелке.
Интуитивно, все мы ощущаем силу ориентации как детонатора привязанности
Ориентация на ровесников лишила детей пускового механизма, который, в более естественных обстоятельствах, активировал бы наше инстинктивное стремление ориентировать их - дети перестали выглядеть потерянными и запутавшимися. Хотя ориентированные на ровесников дети гораздо меньше, чем кто-либо другой, понимают, кто они и куда идут, им обычно не свойственны чувства замешательства и растерянности. Ребенок, встроенный в культуру "крутых", не выглядит уязвимым, нуждающимся в ориентирующей помощи. Близость с ровесниками - единственное, что для него важно. Это одна из причин, по которой ориентированные на ровесников дети часто кажутся уверенными и умудренными опытом, хотя в действительности они - слепые, ведущие за собой слепых. Суммарный эффект от отсутствия растерянности у них на лицах в том, что наши инстинкты ориентирования дремлют, а наша способность завладеть их вниманием снижается.
Мы отлично справляемся с ролью ориентира для наших малышей и дошкольников, вероятно, потому, что считаем, что без нашей помощи они потеряются. Мы постоянно сообщаем им о том, что произойдет, куда мы едем, что они будут делать, кто этот человек, что значит то или иное событие. И только после окончания этого периода мы, кажется, теряем нашу уверенность и наши столь необходимые инстинкты завладения затухают.
Чем чаще мы помогаем нашим детям сориентироваться во времени и пространстве, в людях и событиях, смыслах и обстоятельствах, тем больше они склонны сохранять с нами близость. Даже немного ориентации в начале дня может существенно помочь сохранению нашей с ними близости: "Вот что мы будем сегодня делать", "Я сегодня буду там-то, сегодня должно случиться то-то", "На вечер я планирую вот это...", "Я бы хотел, чтобы ты сделал вот то и вот это", "Давай покажу, как это работает", "Вот кто позаботиться о тебе", "Вот кого ты можешь попросить о помощи, если будет нужно", "Всего через 3 дня произойдет вот это". И, конечно, важно ориентировать их в отношении их индивидуальности и значимости: "У тебя есть вот такая особенность...", "Ты - девочка, которая...", "У тебя есть способности к нестандартному мышлению", "У тебя настоящий дар в том-то...", "У тебя есть качества, необходимые для...", "Я вижу, что ты добьешься успеха в..."
Ориентирование вновь активирует инстинкт наших детей держаться рядом с нами. Самый лучший способ запустить механизм привязанности - создавать ситуации, которые сделают ребенка или ученика зависимым от вас в смысле ориентации.

Возвращаем ориентированных на ровесников детей.
4 па танца привязанности дают нам возможность запустить инстинкты привязанности ребенка и, в большинстве случаев, помогают формированию взаимоотношений детей с заботящимися о них взрослыми. Но есть дети, которых ориентация на ровесников поглотила настолько, что этот базовый сценарий запуска привязанности уже не сработает.
Но всегда есть что-то, что мы можем сделать. Конечно, ни один из подходов не является универсальным для всех ситуаций, но мы можем быть уверены в том, что со временем добьемся успеха, если поймем, куда направить наши усилия. Те же самые шаги и принципы, со временем, сработают, даже если поначалу ребенок будет сопротивляться нашим стараниям, заставляя нас усомниться в успехе. Мы не можем установить отношения в одностороннем порядке, мы можем только вовлекать в них и поощрять их. Мы можем максимально упросить возвращение "проигранных" детей и максимально обезопасить себя от возникновения конкуренции за них. Как же нам этого достичь?
Во многих смыслах, ориентация на ровесников напоминает секту, и трудности, с которыми мы столкнемся, пытаясь вернуть наших детей, очень похожи на те, с которыми мы бы столкнулись, если бы спасали их из секты. Нашей истинной целью становится вновь завладеть их сердцами и умами, а не просто вернуть их физически под нашу крышу и за наш стол.
Чем более дерзкими и "невозможными" кажутся наши дети, тем сильнее их потребность в том, чтобы их вернули обратно.
Ключ к возвращению ребенка - в том, чтобы дать обратный ход условиям, породившим ориентацию на ровесников. Нам необходимо создать пустоту привязанности, отделив ребенка от его ровесников, а потом занять эту пустоту самим. Важно помнить, что ориентированный на ровесников ребенок имеет повышенные потребности в привязанности, иначе он бы не стал таковым.
Очень часто, особенно если ориентация на ровесников не слишком укоренилась, мягкий разворот можно совершить, ограничив взаимодействие с ровесниками, используя при этом любую возможность для привлечения ребенка к себе. Очень важно не раскрывать ребенку смысл своих действий, иначе это может сыграть против нас. Самое сложное для родителей - перевести фокус с поведения на отношения. Если отношения разрушены, поведение может становиться все более оскорбительным и тревожным. В таких обстоятельствах нам кажется сложным перестать ругать ребенка, умасливать его или критиковать. Чтобы сместить фокус, мы должны сначала примириться с тем, что все наши попытки скорректировать поведение ребенка пока останутся тщетными, и переключить свое внимание на то, чтобы восстановить отношения. Пока не произойдет подлинного сдвига, у нас не хватит терпения на исправление поведения.
Для подростков, нарушивших правила или как-то провинившихся, популярной дисциплинарной мерой остается домашний арест. Вопрос в том, как его использовать - как наказание или как возможность. Домашний арест обычно включает в себя ограничение контактов со сверстниками, а значит может способствовать формированию пробелов привязанности, которыми мы можем воспользоваться. Если родители потратят это время на то, чтобы пообщаться с ребенком и предложить ему что-то, за что ухватиться, результат может оказаться целительным
Иногда следует принимать более радикальные меры, особенно если попытки завладеть ребенком остались бесплодными и усилия, направленные на то, чтобы вставить хотя бы небольшой клин между ребенком и его ровесниками, оказались тщетными. Есть огромное количество приемов, которые мы можем применить, в зависимости от ресурсов, которыми располагает семья, и серьезности ситуации: от поездок на выходные вдвоем с ребенком до длительных путешествий всей семьей и промежуточных мер
Наибольшего эффекта в деле привлечения к себе ребенка можно добиться, общаясь с ним с глазу на глаз
Особенность ориентации на ровесников - она понижает родителей до уровня "никого". "Все" - это имя для тех, к кому ребенок привязан, а "никто"- это все остальные.
Удерживать ребенка рядом - это обязанность родителя.

воспитание

Previous post Next post
Up