Учимся читать стихи, развиваем мышление (ТРИЗ).

Dec 22, 2014 01:49

Решили объявить в нашей домашней школе отдых от основных предметов. Появилась возможность провести с ребятами давно намеченные занятия. В первую очередь это уроки по Вадиму Левину из его совместного с Ренатой Мухой сборника «Между нами». В книге приводится четыре урока для детей в возрасте от 6-7 до 9-10 лет, посвященных тому, как читать с детьми стихи. Каждый урок представляет собой загадку, которую дети должны отгадать.
Первый урок посвящен «звукописи». Дети должны понять, что поэт пишет такими словами, которые подходят не только по смыслу, но и по звучанию. «Разгадывание секрета» идет на примере стихотворений Эммы Мошковской «Бульдог», «Телеграмма», Ренаты Мухи «Ужаленный уж», Владимира Орлова «Ворона». Очень понравилась форма построения занятия, очень динамично и весело. Ребята с удовольствием отвечали.
Второй урок - разгадывание секрета стихотворного размера. Дети должны научиться слышать ударные и безударные слоги, прохлопывать их, записывать с помощью «палочек» и «галочек». Сначала записывали размер услышанного стихотворения, потом - наоборот, надо было отгадать стихотворение по записи. Для примера давалась песня «елочка». Особый восторг у ребят вызвало предложение проквакать нарисованный размер, выделяя сильные и слабые слоги.
После стихотворений перешли к заданиям из книги «Как научить ребенка думать» Ю.Тамберга, посвященной развитию различных способов мышления. Вот вкратце выбранные для занятия методы.
Метод фокальных объектов - метод наделения обычных объектов необычными свойствами.
1) Берем предмет для усовершенствования (фокальных объект), например, куклу Барби
2) Выбираем несколько случайных объектов. Например, воздушный шарик, электрическая лампочка, телевизор
3) Составляем для этих объектов перечень характерных свойств, функций и признаков. Лампочка - светится, прозрачная, перегорает… Шарик - легкий, летает, не тонет… Телевизор - показывает, говорит, поет, имеет пульт управления…
4) Названные свойства переносятся на фокальный объект. У ПРОЗНАЧНОЙ Барби видно как кровь течет по венам, бьется сердце. Барби СВЕТИТСЯ в темноте как ночник, ЛЕТАЮЩАЯ Барби-ангел. Барби ПОКАЗЫВАЕТ по утрам гимнастические упражнения и т.д.
Эмпатия (от греч. страдание, боль, по-русски - сопереживание ) - умение перевоплотиться в другого человека, животное или даже неодушевленный объект.
- предложить детям перевоплотиться в слона или зайца в зоопарке, потом на воле, карася в аквариуме и в пруду; представить, что чувствуют цветы в вазе и на клумбе;
- превратиться в бабочку, воробья, всемогущественного волшебника;
- превратиться в парту, лампочку…
Умение перевоплощаться развивает детей душевно, они начинают понимать, что другие могут думать и поступать иначе.
Второе задание построили в форме игры: каждый написал на бумажке какой-то предмет, потом тянули эти записки как фанты. Но вжиться в образ морозилки, руки, спасательного круга и паровоза оказалось непросто для мальчишек. Пришлось задавать много наводящих вопросов. Вспомнили «Паровозик из Ромашково», пытаясь понять, о чем он может думать. В целом задание не вызвало у них энтузиазма, и они стали просить поиграть в «Чепуху», правила которой им объяснили на предыдущем занятии. Одна из любимых игр моего детства (кто, с кем, когда, где, что делали, зачем), похоже, стала любимой и у них.
Ну и под занавес почитали главу из «Дениса-изобретателя» Г.Иванова (ТРИЗ), в которой надо было придумать различные варианты мышеловок. Тут они просто фонтанировали идеями, перебивая друг друга, предлагая все новые и новые варианты. Справились со всеми задачками. Вот такой плодотворный у нас выдался день.

стихи, занятия, игры, ТРИЗ

Previous post Next post
Up