Традиционный праздник, приуроченный к именинам основательницы Государственного Эрмитажа Екатерины Великой, начался в Санкт-Петербурге на первой неделе декабря 2019 года. Вокруг даты 7 декабря ежегодно формируются интересные события и новые выставки. Это мероприятия, проводимые и для сотрудников музея, и для его друзей и, непосредственно, для посетителей. Они длятся от одного дня, до нескольких месяцев. Дни Эрмитажа в Санкт-Петербурге 2019 тоже будут весьма насыщенными.
Именно 7 декабря считается днем основания Эрмитажа. В 1764 году Екатерина II приобрела первую коллекцию произведений живописи у немецкого купца И. Э. Гоцковского. Благодаря данному историческому факту мы сейчас можем наслаждаться собраниями этого выдающегося музея.
Попасть на открытие праздника - Дни Эрмитажа Санкт-Петербурге 2019 у меня не получилось. Зато удалось поприсутствовать на открытие выставки
«Я воздвиг там мой царский дворец…». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея в Манеже Малого Эрмитажа. Выставка продлиться до 29 марта 2020.
Трудно себе представить, что сохранились изображения ассирийской державы в IX - VII веках до н.э. Но это факт и их можно увидеть. Очарование рельефов той эпохи - в тщательной любовной передаче мельчайших деталей окружающей жизни. Рыбы и раки плавают в реке или в болоте. Вокруг густые заросли тростника, на фоне холмистого пейзажа. Львица крадется за горным козлом. Пленные несут узелки с пожитками. Дети сидят на плечах отцов.
"Настенный рельеф с изображением слуг, выходящих на царскую охоту" 645-640 гг. до н.э.
"Настенный рельеф с изображением пленения Умманалдаша, царя Элана" приблизительно 645-640 гг. до н.э.
Не сохранившуюся до наших дней конскую упряжь, одеяния, мебель можно реконструировать по этим древним изображениям на рельефах.
Настенные рельефы с изображениями головы лошади".
Главная же тема рельефов - это прославление царя: царь в бою, царь охотиться, царь празднует победу или совершает ритуал поклонения богам.
Настенный рельеф Ашшурнацирапала II в военном походе. 875-880 гг. до н.э.
Настенные рельефы сопровождаются информационными табличками.
Были и рельефы другого рода, которые представляют собой повествование военных действий в картинках, ведь ассирийцы были завоевателями. Жестокий народ завоевавший всю Месопотамию, Элам, Урарту, Малую Азию, Палестину, Сирию и даже Египет (из вступления к каталогу выставки. М.Пиотровский).
Искусство Ассирии известно именно благодаря царским дворцам. Построенные из кирпичей, сделанных из необожженной глины ( в Ассирии не было другого строительного материала), стены дворцов на высоту двух-трёх метров были покрыты каменными рельефами. Смотришь на эти рельефы и даже не верится, что им столько лет. Они просто излучают тепло и солнечный свет)))
Дворцы разрушились вскоре после падения Ассирии в конце VII века до н.э., превратившись в огромные бесформенные холмы, лишь нижние части стен сохранились и были открыты европейскими археологами в 40-х годах XIX века.
Демонтаж одного из колоссальных человекоголовых быков во время раскопок Лэйрда в Нимруде.
На выставке представлено скульптурное лицо колоссального сфинкса.
Стела царя Синаххериба Одна из трех известных сегодня стел, на которых в верхней части, изображен царь Синаххериб, перед символами богов, а ниже вырезаны 27 строк клинописной надписи... Ассирийцы отличались тем, что делали надписи на стелах.
Экспозиция включает предметы прикладного искусства, обнаруженные во времена раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитые плакетки из слоновой кости. На выставке представлены памятники из всех значительных ассирийский царей, в том числе Ашшурнацирапала II. Строка из его царской записи стала названием этой выставки.
Готовится к публикации научный иллюстрированный каталог. Авторами являются сотрудники британского музея. Кураторы выставки - Мариям Магомедовна Дандамаева кандидат исторических наук, учебный секретарь Государственного Эрмитажа и доктор Гарет Бреретон, хранитель памятников древней Месопотамии Отд. Среднего Востока Британского музея.
Открыл выставку 9 декабря генеральный директор Гос. Эрмитажа - Михаил Пиотровский.
За приглашение спасибо
spbblog и Светлане
zaoblachnaya, а так же Государственному Эрмитажу.